Привод дроссельной заслонки карбюратора автомобиля ЗАЗ-968МР «Запорожец» состоит из педали 39 (см. рис. 3 в части 2), установленной на валике 29. К валику приварен рычаг 28, к пальцу которого крепится наконечник троса 40 привода заслонки. К валику педаль прикрепляется с помощью планки 35 и двух гаек. На валике для предотвращения проворачивания педали выполнены лыски. В эти лыски упирается плоскость педали. Валик размещен в кронштейне 30.
Чтобы предотвратить выключение сцепления при движении автомобиля (из-за случайного нажатия на рычаг переключения передач) на кронштейне установлен микровыключатель 31, блокирующий микровыключатель 46 механизма переключения передач. Нажатие на кнопку микровыключателя осуществляется кронштейном 34, который крепится к рычагу шайбой 33 и гайкой 32. Удерживание педали в поднятом состоянии и нажатие на кнопку микровыключателя кронштейном 34 производится пружиной 36. Контакты микровыключателя при нажатии на педаль размыкаются. Этим предотвращает во время движения выключение сцепления.
Для перестановки педали 39 под левую ногу следует отвернуть гайки, снять педаль и планку 35. Педаль установить на левый конец валика таким образом, чтобы плоскость педали стала прижатой к лыске на валике.
Для правильной регулировки привода и выключателя сцепления на автомобиле ЗАЗ-968МР следует отпустить гайку 32 кронштейна 34 и крепления троса 40 на карбюраторе. Установить педаль так, чтобы расстояние от упора педали до коврика пола было 50±2 мм, используя для этого деревянный кубик, затем переместить кронштейн 34 так, чтобы кнопка микровыключателя 31 была полностью нажата, и затянуть гайку 32. Натянуть трос 40 так, чтобы при нажатии на педаль вначале кронштейн 34 отходил от кнопки, а затем происходило увеличение частоты вращения коленвала двигателя.
В случае наличия протеза правой ноги у инвалида нужно рычаг валика закрыть с помощью скобы 37, которая приложена к автомобилю. Перед тем, как начать установку скобы, нужно поднять коврик из резины тоннеля пола кузова и в нем выполнить прорезь и отверстие напротив отверстия, находящегося в металле тоннеля. Один конец скобы притянуть к коврику винтом 38, а другой завести в прорезь коврика и тоннеля.
Управление коробкой передач на ЗАЗ-968МР — ножное и осуществляется с помощью вилки 26, установленной на рычаге 23, в которую вкладывается нижняя часть бедра левой или правой ноги, и кольца 9 (см. рис. 2 в части 2) на рукоятке управления для осуществления включения тягового реле выбора 3-ей или 4-ой передач. Вилка может наклоняться для удобных выхода и входа в автомобиль. Для этого ее нужно потянуть вверх и затем наклонить на сиденье. Вилка в зависимости от роста водителя может опускаться и подниматься относительно рычага, фиксируясь болтом 24 (см. рис. 4). Вилку также можно отрегулировать по ширине, для чего надо отпустить два болта снизу вилки. Вилка с рычагом в нейтральном положении устанавливается вертикально относительно пола кузова. Чтобы включить 1-ю передачу, нужно переместить вправо рычаг с вилкой. Для включения второй передачи рычаг с вилкой нужно переместить влево. Для включения третьей передачи нужно вначале нажать на кольцо на рукоятке с помощью ребра ладони руки и, удерживая его в нажатом состоянии, перевести вилку вправо. После того, как передача будет включена, кольцо следует отпустить. Аналогичным образом включается 4-ая передача, только вилку нужно переместить влево. В случае переключении с четвертой на третью передачу также необходимо держать нажатым кольцо на рукоятке. Для включения заднего хода рычаг 14 нажать вправо и, удерживая его в нажатом состоянии, вилку переместить влево.
Рис. 4. Электровакуумный привод выключения сцепления автомобиля ЗАЗ-968МР «Запорожец»: 1 — Бачок; 2 — Шток с поршнем; 3 — Кронштейн; 4 — Крышка корпуса; 5 — Диафрагма; 6 — Корпус; 7 — Следящая пружина; 8 — Регулировочная пружина; 9 — Направляющая для пружины; 10 — Катушка электромагнита; 11 — Якорь электромагнита; 12 — Фильтр; 13 — Шланг вакуумный; 14 — Педаль сцепления; 15 — Главный цилиндр сцепления; 16 — Обойма подшипника; 17 — Пружина; 18 — Уплотнительный чехол; 19 — Корпус клапана; 20 — Тарелка клапана; 21 — Шарики; 22, 23 — Микровыключатели; 24 — Пульт управления; 25 — Переключатель режима работы ЭПС; 26 — Лампа контрольная; 27 — Всасывающий коллектор двигателя; 28 — Обратный клапан; 29 — Рабочий цилиндр; 30 — Шток; 31, 42 — Контргайки; 32, 41 — Гайки регулировочные; 33 — Рычаг; 34 — Клапан выпуска воздуха; 35, 36 — Трубопроводы; 37, 38 — Шланги соединительные; 39 — Колодка соединительная; 40 — Главный цилиндр камеры; 43 — Опора рычага; 44 — Рычаг; 45 — Реле управления автоматом.
Рычаг 23 (см. рис. 3 в части 2) установлен на кронштейне, который закреплен к полу кузова сваркой, и крепится к нему с помощью болта и гайки. В рычаг между щеками кронштейна установлена дистанционная втулка. Аналогичный кронштейн 21 предназначен для перестановки рычага с вилкой для управления с помощью правой ноги. Поперечной тягой 22 (при управлении левой ногой) рычаг соединен с механизмом переключения передач, установленным в туннеле пола кузова.
Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9
- Приемы вождения автомобиля ЗАЗ-968МР для инвалидов
- Устройство и особенности модификации автомобиля ЗАЗ-968МБ с ручным управлением для инвалидов
- Приемы вождения автомобиля ЗАЗ-968МБ с ручным управлением для инвалидов
- Автомобили ЗА3-968МД и ЗАЗ-968МГ для инвалидов – устройство, особенности модификации и приемы вождения