Приемы вождения автомобиля ЗАЗ-968МР «Запорожец» для инвалидов

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Torsten Maue / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0)) Автомобиль ЗАЗ-968МР «Запорожец» является модификацией автомобиля ЗАЗ-968М, предназначенной для инвалидов, которые имеют здоровые одну ногу и одну руку.

Пуск двигателя на автомобиле ЗАЗ-968МР «Запорожец» при положительной температуре воздуха необходимо осуществлять с выключенным автоматом, чтобы усилием выжима сцепления не нагружать подшипники двигателя.

Для проворота валов коробки передач при температуре окружающей среды до -10° C нужно значительное усилие, поэтому запуск двигателя нужно осуществлять с выключенным автоматом. При температуре менее -10° C автомат следует выключить и запуск двигателя осуществлять при выключенном (при помощи педали) сцеплении. Двигатель автомобиля прогревается при выключенном автомате.

Перед тем, как начать движение на автомобиле ЗАЗ-968МР установите переключатель 18 (см. рис. 1 здесь) в положение I. При этом загорается контрольная лампа 20. Во избежание толчка передачи нужно включать только когда педаль привода дроссельной заслонки отпущена и двигатель работает на оборотах холостого хода.

Включите 1-ю передачу. Контрольная лампа 20 в момент включения ярко вспыхнет, что говорит о срабатывании микровыключателя в механизме выключения сцепления. Накал лампы уменьшается по мере плавного роста частоты вращения коленвала двигателя и автомобиль плавно стартует с места. При полном включении сцепления лампа гаснет.

Передачи нужно переключать, когда педаль привода дроссельной заслонки отпущена, а производить последующее нажатие на педаль только после того, как с рычага переключения передач будет снято усилие.

Чтобы не допустить повышенный износ выжимного подшипника, не следует длительно ездить при горящей контрольной лампе 20. Разгоняйте автомобиль до скорости, при которой контрольная лампа 20 гаснет, после чего скорость автомобиля при необходимости можно уменьшать или увеличивать. Если обстоятельства не дают возможности достичь скорости, когда контрольная лампа на данной передаче погаснет, следует перейти на пониженную передачу.

При длительных (более 1 минуты) остановках при работающем двигателе нужно выключить автомат, выключив предварительно передачу, а перед тем, как начать движение, снова включить.

При старте автомобиля ЗАЗ-968МР в тяжелых дорожных условиях (грязь, крутой подъем) переключатель надо поставить в положение II, а когда препятствия будет преодолено и автомобиль разогнан, переведите его в положение I. После плавного старта с места при переходе на более высокие передачи нужно разогнать автомобиль, а после педаль привода дроссельной заслонки резко отпустить, включить передачу, после чего нажать на педаль.

При переходе на высшие передачи с низших для того, чтобы обеспечить плавность их включения, нужно вилку рычага немного задерживать в нейтральном положении (около 1 секунды). Переключать с четвертой передачи на третью и далее необходимо быстрыми движениями, потому что задержка рычага в нейтральном положении может привести к ударному включению зубчатых колес. Скорость езды при движении под уклон нужно регулировать с помощью нажатия на педаль привода дроссельной заслонки. С целью более полного использования динамических качеств и предотвращения высокого износа трансмиссии и деталей силового агрегата скорость движения при включенной соответствующей передаче должна быть такой, как указано для ЗАЗ-968М, с ограничением максимальной скорости до 60 км/ч.

Чтобы остановить «Запорожец», необходимо с педали привода дроссельной заслонки убрать ногу, выключить передачу и затем нажать на педаль ножного тормоза.

Во избежание опасного заноса автомобиля ЗАЗ-968МР при торможении на мокрой или скользкой дороге следует, не выключая передачу, плавно нажимать на педаль тормоза. Если на педаль тормоза не нажимать, то скорость автомобиля благодаря торможению двигателем будет понемногу уменьшаться, и когда частота вращения коленвала двигателя станет меньше 1300 мин-1 сцепление автоматически выключится, и последующее движение будет осуществляться накатом. При торможении двигателем замедление автомобиля более эффективно на пониженных передачах, в связи с чем на крутых и затяжных спусках рекомендовано тормозить двигателем, включив предварительно 2-ую или 1-ую передачу

Для того, чтобы кратковременно остановиться на подъеме следует, убрать с педали привода дроссельной заслонки ногу, не выключая передачу, и нажать ногой на педаль ножного тормоза. В случае необходимости, поставить автомобиль на стояночный тормоз. Для того, чтобы тронуться с места, нужно нажать на педаль привода дроссельной заслонки ногой, а после растормозить автомобиль. Перед тем, как остановить двигатель, надо проверить, что рычаг переключения передач стоит на нейтрали, а затем выключить автомат. Если надо остановиться с применением трансмиссии или автомобиль, стоящий на спуске или подъеме с включенной передачей, снять с тормоза, то выключение сцепления нужно производить с помощью педали-дублера при выключенном автомате.

Закладка Постоянная ссылка.