Устройство и особенности модификации автомобиля ЗАЗ-968МБ «Запорожец» с ручным управлением для инвалидов

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by SuperTank17 / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0))
Автор фото SuperTank17, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Автомобиль ЗАЗ-968МБ является модификацией автомобиля ЗАЗ-968М и предназначен для инвалидов с поврежденными или ампутированными ногами, но со здоровыми руками. Модель автомобиля снабжена силовым агрегатом, мощность которого равна 40 л. с., ручными приводами дроссельной заслонки карбюратора и тормоза, ручным гидроприводом выключения сцепления.

Управление автомобилем ЗАЗ-968МБ ручное, т. е. ноги водителя (или их протезы) не участвуют в управлении, однако наличие педалей сцепления 8 и тормоза 7 дает возможность облегчить управление инвалидам, у которых не полностью утрачена работоспособность ног. Таким автомобилем удобно управлять при необходимости и членам семьи инвалида.

Дроссельная заслонка карбюратора управляется с помощью двух рычагов 1 путем нажатия на них ладонями рук. Рычаги между собой сблокированы. Устройство привода позволяет держать пальцами рук рулевое колесо и, вращая его, одновременно давить ладонями на рычаги.

Специальные органы управления автомобиля ЗАЗ-968МБ Запорожец

Выключатель аккумуляторной батареи автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Переключатель стеклоочистителя и выключатель омывателя ветрового стекла автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Переключатель света фар и переключатель поворотных указателей автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Специальные органы управления автомобиля ЗАЗ-968МБ «Запорожец»: 1 — Рычаги привода дроссельной заслонки карбюратора; 2 — Рычаг непрерывного открытия дроссельной заслонки; 3 — Рычаг выключения сцепления; 4 — Переключатель света фар; 5 — Переключатель поворотных указателей; 6 — Рычаг привода гидротормоза; 7 — Педаль тормоза; 8 — Педаль сцепления; 9 — Переключатель стеклоочистителя и выключатель омывателя ветрового стекла; 10 — Выключатель аккумуляторной батареи.

Возвращение рычагов в исходное положение осуществляется пружиной 17, упирающейся в ползун 14. На ползун навернута специальная гайка 13, в углубление которой вставлен наконечник троса 53 в оболочке 54. При нажатии на рычаги 1 они поворачиваются на пальцах 50 кронштейна 49, воздействуют на подпятник 16, который и увлекает за собой ползун с гайкой. Трос 53 натягивается и открывает дроссельную заслонку карбюратора. Для открытия дроссельной заслонки на постоянную величину, особенно при трогании с места на подъеме, и других целей привод снабжен рычагом 2, при повороте которого против часовой стрелки происходит открытие заслонки. Перемещение втулки рычага 2 осуществляется за счет винтовой канавки, выполненной во втулке, и специального винта 12 с цилиндрическим концом, входящего в канавку втулки и в прорезь в ползуне 14, что не дает возможность ползуну проворачиваться при вращении рулевого колеса. Фиксация положения рычага осуществляется за счет трения между втулкой и опорой 11 вала руля. При повороте рычага 2 и перемещении втулки ее торец упирается в гайку 13 ползуна 14 и перемещает их, сжимая пружину 17 и натягивая трос. Увеличение трения между втулкой и опорой вала производится подкручиванием винта 18 и стягиванием разреза опоры вала.

Трос 53 привода дроссельной заслонки от гайки 13 ползуна до карбюратора выполнен цельным и для его натяжки необходимо отпустить винт крепления троса к компенсатору на карбюраторе и плоскогубцами натянуть трос. Натяжка троса должна быть такой, чтобы при небольшом нажатии на рычаги заслонка начинала открываться.

Установка рулевого управления с приводом дроссельной заслонки в автомобиле ЗАЗ-968МБ Запорожец

Установка рулевого управления с приводом дроссельной заслонки в автомобиле ЗАЗ-968МБ «Запорожец»: 1 — Рычаги привода дроссельной заслонки карбюратора; 2 — Рычаг непрерывного открытия дроссельной заслонки; 11 — Опора вала руля; 12 — Специальный винт; 13 — Гайка ползуна; 14 — Ползун; 15 — Пружина подпятника; 16 — Подпятник; 17 — Возвратная пружина; 18 — Винт; 48 — Рулевое колесо; 49 — Кронштейн; 50 — Палец; 51 — Удлинитель; 52 — Упор; 53 — Трос; 54 — Оболочка троса.

Привод выключения сцепления автомобиля ЗАЗ-968МБ — ручной, механический, рычажношарнирный.

Конструкция привода позволяет удерживать педаль сцепления в выключенном положении при помощи обратного прогиба звеньев 21 и 3.

Сцепления выключать нужно кратковременно, исключительно для включения передачи, иначе выжимной подшипник сцепления сильно изнашивается.

Включать сцепление необходимо плавно, придерживая рычаг 3 рукой.

Привод состоит из рычага 3, ступица которого на пластмассовых втулках проворачивается на оси 19. Ось 19 приварена к пластине, которая болтами крепится к кронштейну опоры рулевого вала. Передача усилия от ступицы рычага 3 к педали 8 производится через регулируемое звено, состоящее из вилки 21 и толкателя 23, соединенного шарнирно с рычагом ступицы 25, которая поворачивается на оси опоры 24.

Второй рычаг ступицы 25 шарнирно соединен со штангой 26, а она соединена с педалью 8. В исходное положение возврат педали 8 осуществляется пружиной 27, а возврат рычага 3 — пружиной 20. Работа всего привода зависит от верной настройки свободного хода у педали сцепления 8 и регулировки ручного привода с целью удержания сцепления в выключенном положении. Осуществлять регулировку ручного привода нужно только после регулировки свободного хода педали 8 гидравлического привода при отсоединенной штанге 26, которая описана здесь. Следует отрегулировать свободный ход педали и присоединить штангу, проверить чистоту выключения сцепления, а также надежную фиксацию привода в выключенном положении. Выключение должно происходить без применения большого усилия (не более 8 кгс).

Если при выключении сцепления обратного прогиба звеньев не происходит, т. е. нет фиксации или она слаба, следует отпустить гайку 22, отсоединить толкатель 23 от промежуточной опоры и, вращая его, отрегулировать привод так, чтобы фиксация привода была надежной, а при резком отпускании рычага не было удара о панель приборов.

Если по мере износа всего привода в процессе эксплуатации тяжело добиться чистого выключения сцепления, то нужно штангу 26 переставить на отверстие А педали.

Ручной привод выключения сцепления автомобиля ЗАЗ-968МБ Запорожец

Ручной привод выключения сцепления автомобиля ЗАЗ-968МБ «Запорожец»: 3 — Рычаг выключения сцепления; 8 — Педаль сцепления; 19 — Ось; 20 — Возвратная пружина; 21 — Вилка толкателя; 22 — Контргайки; 23 — Толкатель; 24 — Опора; 25 — Ступица с рычагами; 26 — Штанга; 27 — Пружины.

Привод гидравлического тормоза автомобиля ЗАЗ-968МБ — ручной. Состоит из рычага 6, качающегося на оси 35, тяги 38, ступицы 39 с рычагами, качающейся на оси 47, и толкателя 42, соединенного с педалью 7. Для предотвращения деформации щита передка кузова в ось 47 ступицы вкручена реактивная штанга 36, которая крепится гайками 37. Ступица 39 с рычагами поворачивается на оси на двух пластмассовых втулках и в смазке не нуждается. Регулирование положения головки рычага 6 по отношению к щиту передка (425±5 миллиметров) производится вилкой 40 при отпущенной контргайке 41. Свободный ход рычага 6 должен быть 6—12 мм, что соответствует зазору 0,3—0,9 миллиметров между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра. Это достигается вращением выключателя 44 при отпущенной гайке 45. При этом упорная пластина педали тормоза 7 должна опираться на наконечник 46 выключателя сигнала торможения.

При управлении тормозами с помощью ножной педали толкатель 42 с вилкой 40 следует снять.

Ручной привод гидравлическим тормозом автомобиля ЗАЗ-968МБ Запорожец

Ручной привод гидравлическим тормозом автомобиля ЗАЗ-968МБ «Запорожец»: 6 — Рычаг привода гидравлического тормоза; 35 — Ось рычага; 36 — Штанга реактивная; 37, 41, 45 — Контргайки; 38 — Тяга; 39 — Ступица с рычагами; 40 — Вилка; 42 — Толкатель; 44 — Выключатель сигнала торможения; 46 — Наконечник; 47 — Ось ступицы.

Включение указателей поворота выполняется переключателем 5, а переключение света фар — переключателем 4, имеющим три положения: 0 — выключено, I — включен ближний свет; II — включен дальний свет.

Включение стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла выполняется поворотом рукоятки 9 по часовой стрелке. Включаются последовательно меньшая — I, а затем большая — II скорости движения щеток.

При выключении щетки устанавливаются в исходное положение.

При нажатии на кнопку включается электрический омыватель стекла и наибольшая скорость стеклоочистителя. Отключение — автоматическое.

Автомобиль снабжен выключателем 10 аккумуляторной батареи, который имеет две копки: большую А для включения и малую Б для отключения батареи.

Включение переключателей в общую цепь электрооборудования в автомобиле ЗАЗ-968МБ Запорожец

Включение переключателей в общую цепь электрооборудования в автомобиле ЗАЗ-968МБ «Запорожец»: 4 — Переключатель света фар; 5 — Переключатель поворотных указателей; 9 — Переключатель стеклоочистителя и выключатель омывателя ветрового стекла; 10 — Выключатель аккумуляторной батареи; 28 — Аккумуляторная батарея; 29 — Провода основного жгута; 30, 31 — Колодки штеккерные; 32 — Предохранитель «4» блока предохранителей; 33 — Провода жгута стеклоочистителя; 34 — Электродвигатель омывателя ветрового стекла.

homesklad.ru
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.