Рукоятка управления (см. рис. 2) автомобиля ЗА3-968МР «Запорожец» позволяет управлять рулевым колесом одной рукой, а также производить переключение света фар и габаритного освещения, переключение указателя поворотов, подачу звукового сигнала и включение тягового реле выбора 3-ей или 4-ой передач.
Рукоятка на стержне 7 между шпонками 2 и шайбой вращается свободно. Переключение габаритного освещения и света фар производится нажатием большого пальца руки на колпачок кнопки 5, котороя прикреплена к двум толкателям 3 винтами. Усилие посредством толкателей передается на угольник с выступом, который приводит в действие контактор переключения света 15.
Колпачок возвращается в исходное положение пружиной.
Включение указателей поворотов на автомобиле ЗАЗ-968МР выполняется большим и указательным пальцами руки поворотом рычажка 4, который через толкатель 8 и вилку действует на переключатель поворотов 23.
Чтобы подать звуковой сигнал, нужно нажать большим пальцем руки на рычажок 4 сверху, и контакт сигнала 24 замкнется на «массу».
В исходное положение толкатель возвращается с помощью пружины.
Рычажок 4 фиксируется гайкой.
Рис. 2. Рукоятка управления и токосъемник автомобиля ЗАЗ-968МР «Запорожец»: 1 — Пружина; 2 — Шпонки; 3 — Толкатель; 4 — Рычажок включения звукового сигнала и переключателя указателей поворота; 5 — Кнопка переключателя света фар; 6 — Рукоятка; 7 — Стержень; 8 — Толкатель; 9 — Кольцо включения тягового реле; 10 — Кнопка включения омывателя; 11 — Кожух; 12 — Контактное неподвижное кольцо; 13 — Основание подвижных контактных колец; 14 — Винт; 15 — Ступица рулевого колеса; 16 — Пружина; 17 — Изоляционное кольцо подвижных колец; 18 — Контактное подвижное кольцо; 19 — Изолятор неподвижных колец; 20 — Стопорное кольцо; 21 — Хомут; 22 — Микровыключатель; 23 — Переключатель указателей поворота; 24 — Контакт сигнала; 25 — Контактор переключателя света; 26 — Жгут проводов к рукоятке.
Между основанием стержня рукоятки и рукояткой установлено кольцо 9 включения тягового реле 12 (см. рис. 3) выбора третьей или четвертой передач, которое подпружинено возвратной пружиной 1.
Включение тягового реле производится микровыключателем 22. При нажиме ребром ладони на кольцо 9 микровыключатель должен сработать.
При правильной регулировке положения микровыключателя его кнопка должна касаться кольца.
Рис. 3. Механизм управления коробкой передач, механизм выключения сцепления, привод дроссельной заслонки карбюратора, стояночный тормоз автомобиля ЗАЗ-968МР «Запорожец»: 1 — Корпус механизма выключения сцепления; 2 — Двуплечий рычаг; 3 — Пробка регулировочная; 4 — Ползун; 5 — Упор; 6 — Отверстие контрольное; 7 — Втулка; 8 — Опора ползуна; 9 — Винт специальный; 10 — Болт стопорный; 11 — Вал управления; 12 — Электромагнитное тяговое реле; 13 — Якорь реле; 14 — Рычаг включения заднего хода; 15 — Контргайка; 16, 27, 32, 47 — Гайки; 17 — Муфта; 18, 24 — Болты; 19 — Корпус механизма; 20 — Тяга; 21 — Кронштейн; 22 — Тяга поперечная; 23 — Рычаг; 25 — Шток; 26 — Вилка рычага переключения передач; 28 — Рычаг; 29 — Валик; 30 — Кронштейн; 31 — Микровыключатель; 33, 50 — Шайбы; 34 — Кронштейн; 35 — Планка; 36 — Пружина; 37 — Скоба; 38 — Винт; 39 — Педаль; 40 — Трос; 41 — Рычаг тормоза; 42 — Кронштейн; 43 — Ролик; 44 — Планка регулировочная; 45 — Трос; 46 — Микровыключатель; 48 — Втулка; 49 — Кольцо стопорное; 51 — Ползун; 52 — Сухарь; 53 — Шарик.
Включение омывателя производится кнопкой 10. При этом специальное реле 29 (см. рис. 1 в части 1) одновременно с работой насоса омывателя включает большую скорость стеклоочистителя.
Механизмы рукоятки снизу закрыты крышкой. На рулевом колесе рукоятка крепится при помощи четырех винтов с гайками, которые стягивают обод руля между крышкой и основанием. Под одну из гаек для более надежного крепления рукоятки ставится специальный кронштейн, упирающийся в спицу колеса. Для балансировки руля симметрично рукоятке ставится противовес, крепящийся аналогично рулевой рукоятке.
Для подключения проводов от рукоятки управления к общей цепи электрооборудования на рулевом валу (см. рис. 2) под рулевым колесом установлено контактное вращающееся устройство (токосъемник). Устройство состоит из 10-ти пар бронзовых и латунных колец, которые разделены пластмассовыми изоляторами. Неподвижные кольца 12 выступами попарно входят в паз кожуха 11, а внутренней частью надеты на изоляторы 19. Подвижные кольца 18 также попарно установлены на изоляторы 17 и внутренними выступами входят во впадины основания 13. Основание крепится винтами 14 к ступице рулевого колеса. Кольца и изоляторы сжаты между стопором 20 и основанием пружиной 16. Кольца смазаны графитной смазкой для уменьшения износа и трения. Подвижные и неподвижные кольца снабжены ушками, к которым подпаяны концы проводов: к подвижным — от рукоятки, к неподвижным — от штекерных колодок. Схема включения приборов рукоятки управления и переключателя стеклоочистителя в общую цепь электрооборудования показана на рис. 1 в части 1. Между кожухом и основанием токосъемника должен быть зазор 1—5 мм, который регулируется перемещением кожуха на опоре рулевого вала при отпущенном болте хомута 21 (см. рис. 2).
Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9
- Приемы вождения автомобиля ЗАЗ-968МР для инвалидов
- Устройство и особенности модификации автомобиля ЗАЗ-968МБ с ручным управлением для инвалидов
- Приемы вождения автомобиля ЗАЗ-968МБ с ручным управлением для инвалидов
- Автомобили ЗА3-968МД и ЗАЗ-968МГ для инвалидов – устройство, особенности модификации и приемы вождения