Устройство и особенности модификации автомобили ЗА3-968МР «Запорожец» для инвалидов – Часть 7 из 9: Сцепление

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Gennady Grachev / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0))
Автор фото Gennady Grachev from Moscow, Russia, CC BY 2.0, через Викисклад

Электровакуумный привод управления сцеплением (см. рис. 4 в части 3) автомобиля ЗАЗ-968МР «Запорожец» автоматизирует процесс управления сцеплением на всех режимах эксплуатации автомобиля. Привод действует только при работающем двигателе и обеспечивает плавное трогание с места в разнообразных дорожных условиях.

При неработающем двигателе сцепление выключается короткой педалью-дублером 14, воздействующей на главный цилиндр 15 выключения сцепления.

Управление рабочим цилиндром 29 выключения сцепления производится главным цилиндром 40, установленным на вакуумной камере и получающим привод от ее штока 2 через рычаг 44. Главный цилиндр соединительным шлангом 37 и трубопроводом 35 соединен с рабочим цилиндром 29, а соединительным шлангом 38 и трубопроводом 36 с главным цилиндром 15. Вакуумная камера соединяется шлангом 13 с впускным коллектором 27 двигателя через обратный клапан 28.

Управление вакуумной камерой выполняется с помощью пульта управления 24, смонтированного под панелью приборов, на котором установлены переключатель режимов работы 25 и контрольная лампа 26, реле 45 управления сцеплением и двух микровыключателей 23 и 22, управляемых рычагом переключения передач и педалью привода дроссельной заслонки карбюратора.

Вакуумная камера состоит из корпуса 6 и крышки 4, внутри которых установлен шток 2 с поршнем. Камера крепится кронштейном 3 на задней стенке пола, а реле управления — на левом пороге пола. Полость крышки 4 соединена с атмосферой и отделена от полости корпуса 6 диафрагмой 5.

В правой части камеры размещены: клапан 20, якорь 11 и катушка 10 электромагнита. Якорь 11 находится на двух шариковых опорах и обладает возможностью перемещения по оси. Клапан 20 служит для соединения полости корпуса 6 через обратный клапан 28 с впускным коллектором или через фильтр 12 с атмосферой. Якорь 11 находится под усилием двух пружин: регулировочной 8 и следящей 7, установленных на направляющей 9. В приливе крышки 4 установлены главный цилиндр 40 и опора 43. Шток 2, толкатель цилиндра и опора 32 соединены рычагом 44 с помощью пальцев.

Выключение сцепления на автомобиле ЗАЗ-968МР при работающем двигателе производится приложением бокового усилия к рычагу переключения передач при включенном в положение I переключателе 25. При этом происходит замыкание контактов микровыключателя 23 на «массу» через замкнутые контакты микровыключателя 22 и в катушку электромагнита 10 поступает ток, минуя реле 45. Загорается контрольная лампа 26. Якорь 11 втягивается, перемещаясь влево, позволяя тарелке 20 клапана под действием пружины 17 переместиться до упора в обойму 16 подшипника, и открывает вакуумный клапан на торце оси якоря 11. Под действием разрежения во впускном коллекторе обратный клапан 28 открывается, и разрежение по вакуумному шлангу 13 передается во внутреннюю полость камеры.

Благодаря разности давлений, воздействующих на внутреннюю и наружную поверхности диафрагмы 5, шток 2 с поршнем втягивается внутрь камеры. При этом рычаг 44 поворачивается и нажимает на толкатель главного цилиндра 40, жидкость перемещает поршень рабочего цилиндра 29, рычаг 33 поворачивается, и сцепление выключается, что позволяет переключать передачи. После включения передачи и снятия усилия с рычага контакты микровыключателя 23 разрываются, и питание током катушки 10 прекращается (контрольная лампа на пульте гаснет). Якорь электромагнита под действием усилия сжатых пружин 7 и 8 перемещается вправо, разобщает полость камеры с вакуумом и сообщает ее с атмосферой через фильтр 12, отверстие в корпусе 19 клапана, зазоры в опоре и каналы в якоре 11. Разность давлений, ранее воздействующая на поверхность диафрагмы, исчезает, и шток выходит из вакуумной камеры под действием пружин камеры и передающегося через гидропривод усилия пружин сцепления. Сцепление включается.

Для того, чтобы обеспечить плавное трогание с места и разгон автомобиля ЗАЗ-968МР необходимо, чтобы сцепление включалось постепенно. Это обеспечивается с помощью следящего перемещения штока камеры в режиме включения сцепления. Ток в катушку электромагнита при этом не прекращает подаваться после того, как будут разомкнуты контакты микровыключателя. Ток подается через реле управления сцепления. Сила тока зависит от частоты вращения коленвала двигателя автомобиля. Сила тока постепенно падает с повышением частоты вращения коленвала двигателя и ротора генератора и делается равной нулю только когда произойдет разгон до скорости, при которой полностью включится сцепление. Якорь под воздействием разности сил сжатия пружин, а также изменяемого электромагнитного усилия плавно перемещается вправо, то есть в сторону частичного закрывания вакуумного клапана и частичного сообщения с атмосферой полости камеры. В итоге разность давлений, которые воздействуют на диафрагму вакуумной камеры, понемногу уменьшается, из камеры плавно выходит шток, и сцепление плавно включается. При уменьшении частоты вращения коленвала двигателя в катушке электромагнита возрастает сила тока, преодолевая усилия пружин якорь отходит влево, вакуумный клапан приоткрывается, а сообщение внутренней полости камеры с атмосферой прикрывается. В итоге происходит втягивание штока внутрь камеры и сцепление выключается, предохраняя от перегрузки двигатель. По мере возрастания частоты вращения коленвала двигателя в катушке электромагнита сила тока постепенно уменьшается. Это ведет к плавному выходу из вакуумной камеры штока и полному включению сцепления. Когда будет достигнута частота вращения коленвала согласно регулировке реле управления сцеплением, подача тока в катушку электромагнита прекращается. Контрольная лампа 26 гаснет. При уменьшении частоты вращения коленвала после того как контрольная лампа потухнет, в катушке электромагнита при частоте вращения коленвала выше на 200–300 мин-1, по сравнению с его частотой вращения на холостом ходу, возобновляется подача тока. Тем самым обеспечивается полное включение сцепления, когда автомобиль находится в режиме торможения двигателем, и полное отключение сцепления в процессе остановки.

В конструкции автомата есть режим плавного трогания и разгона автомобиля в трудных дорожных условиях (снег, крутой подъем, грязь, песок). Для этого необходимо перевести в положение II клавишу переключателя 25. При этом трогание и разгон происходят при большей частоте вращения коленчатого вала и соответственно большем крутящем моменте, который развивает двигатель.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.