Устройство механизма управления коробкой передач силовых агрегатов МеМЗ-968Н и МеМЗ-966Г автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by SuperTank17 / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0))
Автор фото SuperTank17, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Переключение передач в автомобиле ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» осуществляется с помощью механизма управления коробкой передач силового агрегата МеМЗ-968Н (МеМЗ-966Г), который расположен в туннеле пола кузова.

В состав механизма управления коробкой передач входит рычаг 1 с рукояткой, у которого опорой является полусфера на рычаге, которая прижимается пружиной 3 к чашке 5. Пружина 3 упирается вверху в шайбу, стопорящуюся на рычаге кольцом 28, а внизу в упорную чашку 4. Вращение рычага предотвращается штифтом, входящим в паз чашки 5.

Нижний конец рычага входит в отверстие ползуна 22. Чтобы не передавать вибрацию от двигателя на рычаг 1, нижний конец рычага имеет проточку, в которую установлено резиновое демпфирующее кольцо 24. Для предотвращения включения заднего хода вместо четвертой передачи рычаг снабжен упором А, которым он прижимается к направляющей чашке 8 пружиной 23. При нажатии на рычаг упор опускается ниже кромки чашки 8, что позволяет дополнительно повернуть ползун в положение для включения заднего хода. Чашки 5 и 8 присоединяются к корпусу 7 болтами.

Категорически запрещается во время движения автомобиля ЗАЗ-968М при включении четвертой передачи нажимать на рычаг переключения передач, потому что может произойти включение передачи заднего хода и случиться поломка коробки передач.

Механизм управления коробкой передач силовых агрегатов МеМЗ-968Н и МеМЗ-966Г автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Механизм управления коробкой передач: 1 — Рычаг; 2 — Кожух; 3 — Пружина; 4 — Чашка упорная; 5 — Чашка шаровая; 6 — Крышка; 7 — Корпус; 8 — Чашка направляющая; 9 — Вкладыш; 10 — Втулка опорная; 11 — Винт стопорный специальный; 12 — Вал; 13 — Шайба зубчатая; 14 — Контргайка; 15 — Болт специальный; 16, 22 — Ползун; 17 — Шайба пружинная; 18 — Гайка; 19 — Муфта; 20 — Крышка туннеля пола; 21 — Чехол; 23 — Пружина; 24 — Кольцо демпфирующее; 25 — Кронштейн; 26 — Болт; 27 — Туннель пола кузова; 28 — Кольцо стопорное.

К туннелю корпус 7 крепится четырьмя болтами (два сверху и два сбоку) и закрыт крышкой с гофрированным резиновым чехлом 2.

В случае покачивания рычага в плоскости, которая перпендикулярна туннелю пола кузова, осуществляется выбор передачи, а в случае перемещения вдоль оси туннеля осуществляется ее включение.

Ползун поворачивается и перемещается в резиновой опорной втулке 10 с латунными вкладышами 9. Конец ползуна соединен с валом 12 специальным стопорным винтом 11. Место выхода вала из туннеля уплотнено защитным резиновым чехлом 21. Для того, чтобы уменьшить влияние шума и вибраций от коробки передач и двигателя между ползуном 16 и валом 12 стоит упругая соединительная муфта 19. Муфта одним концом вкручивается в наконечник вала, имеющий шестигранную форму, и стопорится гайкой 14, а другим при помощи специального болта 15 с гайкой 18 соединяется с ползуном 16. Усилие затяжки гайки должно быть 1,4 — 1,7 кгс·м. Для предотвращения отворачивания гайки 18 и муфты 19 под гайку установлена пружинная шайба 17.

Чтобы легко и четко включать все передачи, нужна надежная и качественная затяжка стопорного винта 11, затяжка гайкой 18 болта 15, затяжка контргайки 14 муфты 19.

В процессе эксплуатации из-за износа и ослабления шарниров и креплений могут происходить затруднения при переключении передач и появляется необходимость отрегулировать механизм.

Начинало регулировки происходит с проверки затяжки винта 11, а затем гайки 18 болта 15. Если муфта 19 была снята, то ее необходимо вначале ввернуть в вал управления так, чтобы расстояние между торцом вала и плоскостью муфты было равно примерно 13 мм, а затем присоединить к ползуну 16. Отпустить болты 26 и, осуществляя перемещение корпуса по продольным пазам, осуществить установку рычага 1 под углом около 90° по отношению к плоскости тоннеля. Затем затянуть болты.

Рычаг управления поставить в положение, когда происходит включение заднего хода, но не производить его включение, а ползун 16 с муфтой 19 тоже повернуть в положение, соответствующее включению заднего хода (при взгляде со стороны муфты, против часовой стрелки). В этом положении, ключом придерживая вал, произвести затяжку контргайки 14. После проверить полноту и четкость включения передач и, если это необходимо, то их подрегулировать путем перемещения при отпущенных болтах 26 корпуса 7.

Положение рычага при включении заднего хода на автомобиле ЗАЗ-968М Запорожец

На автомобилях ЗАЗ-968М, выпускаемых с января 1985 г., чашка 8 установлена под корпусом 7 и к ней приварены винты. Стяжка чашек 5 и 8 производится сверху гайками. Одно из отверстий Б в корпусе — овальное, что позволяет перемещать чашки 5 и 8 при отпущенных гайках для подрегулировки четкого включения третьей и четвертой передач.

В процесс ухода за механизмом переключения передач входит периодическая проверка положения рычага управления и подтягивание соединений. В случае разборки нужно трущиеся детали смазать графитной смазкой.

homesklad.ru
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.