Как и во многих других случаях, первые исходные, ориентировочные данные по весовым параметрам аккумуляторных электромобилей, могут быть получены на основе данных конструкций современных электромобилей.

На рис. 11 представлены зависимости веса аккумуляторной батареи от грузоподъемности электромобилей.

Как видно из данных рис. 11, вес аккумуляторной батареи электромобилей в течение последних 15—25 лет значительно уменьшился (на 37—40%), что объясняется в первую очередь улучшением весовых параметров самих аккумуляторов. Однако вес аккумуляторной батареи современных электромобилей еще значительно превышает (примерно в 1,5 раза) вес карбюраторного двигателя внутреннего сгорания, радиатора и стартерной аккумуляторной батареи автомобилей.

Конструкция и технические характеристики электромобилей - Часть 6. Зависимость веса аккумулятора и веса двигателя от грузоподъемности

Рис. 11. Зависимость веса аккумуляторной батареи электромобиля и веса двигателя автомобиля от грузоподъемности: 1 — электромобили 30—40-х годов; 2 — электромобили 50— 60-х годов; 3 — карбюраторные двигатели.

На основе данных конструкций электромобилей были также построены зависимости полного веса от грузоподъемности (рис. 12). На основе этих зависимостей в нижней части рис. 12 построены кривые отношения полезного груза к полному весу.

Данные рис. 12 показывают, что использование веса (отношение полезного груза к полному весу) у современных электромобилей значительно лучше, чем у электромобилей 40-х годов. По сравнению с опытными электромобилями НАМИ, у современных электромобилей использование веса лучше на 24—27%. При этом использование веса у современных электромобилей и автомобилей практически одинаково.

Конструкция и технические характеристики электромобилей - Часть 6. Зависимость веса аккумулятора и веса двигателя от грузоподъемности

Рис. 12. Зависимость полного веса электромобиля от его грузоподъемности: 1 — электромобили 30— 10-х годов; 2 — электромобили 50—60-х годов.

Конструкция шасси, кузова, трансмиссии, рулевого управления и ходовой части электромобиля имеет много общего с конструкциями обычных автомобилей. Однако здесь полной идентичности нет. Практика и специальные исследования показали, что удовлетворительные технические и экономические параметры электромобиля на современном уровне развития техники могут быть постигнуты лишь при проектировании электромобиля с учетом особенностей его конструкции и условий эксплуатации:

А) электромобили используются лишь на хороших дорогах с твердым покрытием;

Б) вместо двигателя внутреннего сгорания на электромобиле применяется аккумуляторная батарея и динамически уравновешенный тяговый электродвигатель.

Учет этих особенностей позволяет даже при весе аккумуляторной батареи, намного превышающем вес двигателя внутреннего сгорания однотипного автомобиля, значительно снизить собственный вес электромобиля и тем самым добиться практически равного использования веса для электромобиля и автомобиля.