На рис. 13 приведены электромеханические характеристики типичного тягового электродвигателя, применяемого на электромобилях фирмы Smith грузоподъемностью от 762 кг до 2,0 т. Электродвигатель при напряжении 72 В имеет в часовом режиме мощность 12,25 л. с, (9,0 кВт), а при напряжении 60 В —10,25 л. с. (7,5 кВт). Два таких двигателя, соединенных последовательно и питающихся от батареи напряжением 144 В, применяются для электромобилей большой грузоподъемности (6,0 т). Двигатель самовентилируемый. Корпус и крышки из стали, причем корпус цилиндрический с фланцем для крепления на шасси.

В настоящее время распространение получил привод от одного двигателя, который обладает следующими преимуществами перед приводом от двух двигателей: простота конструкции; возможность применения автомобильного заднего моста с карданной передачей; меньший вес и больший к. п. д., так как необходимая мощность сосредоточена в одном агрегате.

Конструкция и технические характеристики электромобилей - Часть 8. Электромеханические характеристики тягового электродвигателя

Рис. 13. Электромеханические характеристики тягового электродвигателя электромобиля.

Электродвигатель чаще всего помещается между продольными балками рамы впереди батареи. Такое расположение двигателя хорошо видно на рис. 10.

Наиболее распространенной конструкцией передачи к ведущим колесам электромобиля является применение автомобильного заднего моста с карданной передачей. Однако отношение скорости вращения карданного вала к скорости вращения колес, выше чем в приводе автомобиля. Такое увеличенное отношение чаще всего достигается за счет установки дополнительной пары цилиндрических шестерен. Понижающая червячная передача применяется редко, так как она обладает более низким к. п. д.

Некоторые трехколесные модели электромобилей делаются с цепной передачей. В этом случае тяговый электродвигатель монтируют на подрамнике над задней осью. Привод от электродвигателя осуществляется через сдвоенную цепную передачу, установленную в кожухе, и главную передачу.

Общее передаточное отношение от электродвигателя к колесам обычно колеблется между 12:1 и 15:1.

В условиях эксплуатации возникает необходимость в регулировании скорости электромобиля водителем, т. е. в получении различных скоростей при одной и той же силе тяги.

Так как на электромобилях в настоящее время преимущественно применяют сериесные электродвигатели постоянного тока, то скорость можно регулировать либо изменением подводимого к нему напряжения, либо же изменением величины его магнитного потока.

Регулирование скорости посредством изменения поля возбуждения двигателя дает возможность как понижения (путем усиления поля), так и повышения скорости (путем ослабления поля). Однако эти методы регулирования скорости не нашли широкого применения на электромобилях.