Технико-экономические параметры электромобиля зависят от характеристик используемых аккумуляторных батарей. Поэтому необходимо, хотя бы кратко, рассмотреть конструкцию и основные параметры применяемых в 1960-х годах на электромобилях аккумуляторных батарей и перспективных на тот момент батарей.
Свинцовые аккумуляторные батареи. Примерно до середины 50-х годов на электромобилях довольно широко применялись свинцовые аккумуляторные батареи с намазными пластинами. Этот тип батарей находил преимущественное применение на электромобилях в довоенной Германии и первоначально был применен на опытных электромобилях НАМИ в 1949 г.
Развитие свинцовых аккумуляторных батарей привело к тому, что к концу 1960-х годов для электромобилей стали применяться главным образом свинцовые панцирные аккумуляторные батареи, у которых положительные пластины состояли из ряда свинцовых стержней, окруженных трубчатыми панцирями, наполненными активной массой. Изначально панцири изготовляли из эбонита. В дальнейшем же в батареях панцири стали изготовлять из синтетических материалов (винипласт, терилен и другие), которые имели мелкопористую структуру. Это позволило по сравнению с эбонитовыми панцирями повысить как удельные характеристики, так и срок службы батарей. Так, удельный вес на 1 кВт·ч для аккумуляторных батарей с эбонитовым панцирем был равен 50-60 кг, с мелкопористым пластмассовым панцирем — 35—37 кг. Срок службы аккумуляторных батарей с синтетическими панцирями составлял по данным зарубежных фирм 1200—1400 циклов.
В табл. 1 приведены основные параметры, характеризующие свинцовые намазные аккумуляторные батареи, тип которых был применен на электромобилях НАМИ, а также свинцовые панцирные аккумуляторные батареи 1960-х годов. Как видно из табл. 1, применение свинцовых панцирных аккумуляторных батарей позволяло увеличить запас хода электромобиля на 20—25% (при той же максимальной скорости движения). Хотя стоимость панцирных аккумуляторных батарей была в полтора раза выше стоимости аккумуляторных батарей старого типа, это увеличение полностью компенсировалось большим сроком службы.
Параметры | Намазные | Панцирные |
---|---|---|
Вес на 1кВт*ч (при 5-ти часовом режиме разряда), кг | 40-45 | 35-37 |
Срок службы, циклы | 100-300 | 1200-1400 |
Стоимость, в процентах по отношению к свинцовым намазным | 100 | 140-160 |
Запас хода электромобиля (типа НАМИ), км: | ||
при скорости 30 км/ч | 55-70 | 70-85 |
при скорости 50 км/ч | — | 45-55 |