Конструкция и технические характеристики электромобилей 1960-х годов — Часть 2 из 11: Щелочные аккумуляторные батареи

Конструкция и технические характеристики электромобилей 1960-х годов - Часть 2 из 11: Щелочные аккумуляторные батареи Щелочные аккумуляторные батареи. В 1955 г. во время опытной эксплуатации электромобилей МАМИ в Ленинграде на них были установлены щелочные железно-никелевые ламельные аккумуляторные батареи, преимущество которых перед свинцовыми намазными заключалось в значительно большем сроке службы (ламельными эти аккумуляторы назывались потому, что в них активная масса заключена в ламели — плоские стальные коробочки или трубки с перфорированными стенками).

Созданные позднее более новые типы щелочных аккумуляторных батарей имели так называемые безламельные пластины, которые являлись метало-керамическими и имели мелкопористую структуру. Активная масса осаждалась на разветвленной поверхности пластин внутри пор.

Безламельная конструкция позволила по сравнению с ламельной конструкцией примерно в 1,4—1,6 раза улучшить весовые параметры железо-никелевых аккумуляторных батарей. В табл. 2 приведены основные параметры, характеризующие щелочные железо-никелевые ламельные аккумуляторные батареи, типы которых были применены на электромобилях НАМИ, и железо-никелевые безламельные аккумуляторные батареи.

Таблица 2. Железо-никилевые аккумуляторные батареи.
ПараметрыЛамельныеБезламельные
Вес на 1 кВт*ч (при пятичасовом режиме разряда), кг45-5032-36
Срок службы, циклы1000-15001000-1500
Стоимость, в процентах по отношению к ламельным аккумуляторным батареям100400-600
Запас хода электромобиля (типа НАМИ), км:
при скорости 30 км/ч60-7085-100
при скорости 50 км/ч70-90

По своим номинальным (при пятичасовом режиме разряда) удельным весовым характеристикам кислотные панцирные и щелочные безламельные железо-никелевые аккумуляторные батареи были примерно одинаковы. Однако у щелочных безламельных батареи емкость очень незначительно зависела от режима разряди. Поэтому запас хода электромобиля со щелочными безламельными батареями был больше, чем в случае применения других аккумуляторных батарей с одинаковой поминальной емкостью. Особенно ощутимым становилось это преимущество при увеличении максимальной скорости движения (рис. 1).

Зависимость запаса хода электромобиля от емкости аккумуляторов: 1 — свинцовые панцирные; 2 — свинцовые намазные; 3 — железо-никелевые ламельные; 4 — железо-никелевые безламельные.

Рис. 1. Зависимость запаса хода электромобиля от емкости аккумуляторов: 1 — свинцовые панцирные; 2 — свинцовые намазные; 3 — железо-никелевые ламельные; 4 — железо-никелевые безламельные.

Для изготовления безламельных щелочных аккумуляторных батарей требовалось никеля в 4—6 раз больше, чем для изготовления ламельных батарей той же емкости. Поэтому щелочные безламельные аккумуляторные батареи в 1960-х годах имели высокую стоимость, что препятствовало их применению на электромобилях.

Значительный интерес представляли работы по созданию для безламельного железо-никелевого аккумулятора пластин, не уступающих по качеству металлокерамическим, но не требующих никеля для основы. Отрицательные пластины удавалось получить более или менее удовлетворительного качества. Положительные пластины получить было значительно труднее: в процессе работы они разбухали и разваливались. Поэтому в 1960-х годах стали выпускать аккумуляторы со смешанным типом пластин: положительные — ламельные, отрицательные — безламельные.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

Закладка Постоянная ссылка.