Установленная на автомобиле ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» свинцовая кислотная аккумуляторная батарея марки 6-СТ-55ЭМ состоит из шести последовательно включенных аккумуляторов напряжением по 2 В. Она рассчитана на пуск двигателя при помощи стартера и поэтому называется стартерной (СТ); емкость батареи при режиме 20-часового разряда составляет 55 А/ч; моноблок батареи изготовлен из эбонита (Э); в батарее применяют прокладки между положительными и отрицательными пластинами — сепараторы, изготовленные из пластмассы мипласт (М).
Батарея 6-СТ-55ЭМ установлена в гнезде багажника автомобиля ЗАЗ-968М и закрыта пластмассовой крышкой. Крепление батареи к гнезду производится двумя стяжками с гайками при помощи планки, укладываемой на крышку. Гайки следует затягивать равномерно до плотного прижатия батареи к гнезду. Электролит, которым заполняется аккумуляторная батарея, состоит из дистиллированной воды и серной кислоты. В полностью заряженном аккумуляторе плотность электролита зависит от климата: в южных районах — меньше, в северных — больше. Для умеренного климата всесезонно можно иметь плотность электролита 1,27. С разрядкой аккумулятора плотность электролита падает, что особенно опасно при низкой температуре воздуха, так как электролит может замерзнуть.
Сильно разряженную батарею следует немедленно зарядить, иначе происходит сульфатация пластин — отложение специфического белого плотного налета на пластинах (сернокислого свинца), которая уменьшает активную поверхность пластин и снижает электрическую емкость аккумулятора. Удаление налета делается при помощи длительной зарядки батареи с помощью тока небольшой силы. Если произошла сильная сульфатация, то аккумулятор восстановить нельзя. Уход за аккумуляторной батареей заключается в регулярной (не реже, чем раз в 10—15 дней, особенно летом, в жаркую погоду) проверке уровня электролита в батарее и его плотности, а также очистке штырей и клемм от окислов. Электролита находится на нормальном уровне, когда он выше защитной решетки пластин на 10—15 мм. Проверка производится стеклянной трубочкой диаметром 3—5 мм. Если заливные отверстия банок имеют индикаторы 23 для контроля уровня, то при нормальном уровне электролит должен касаться отверстия индикатора. При недостаточном уровне следует доливать только дистиллированную воду. Применять водопроводную воду нельзя, потому что в ней есть вредные примеси — хлор, железо и прочие, которое действуют разрушающе на пластины аккумулятора. Степень зараженности аккумулятора можно определить по плотности электролита, замер которой производится перед добавлением в батарею дистиллированной воды кислотомером-ареометром. Степень заряженности аккумулятора «Запорожца» определить по плотности электролита можно, когда известно значение плотности в начале эксплуатации заряженного аккумулятора. Если на поверхность батареи попал электролит, то его можно нейтрализовать 10% раствором кальцинированной соды в воде и затем насухо протереть сухой ветошью. Штыри и наконечники проводов нужно очищать от окислов и производить их смазку при помощи технического вазелина или Литола-24.
Элемент аккумуляторной батареи 6-СТ-55ЭМ автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 22 — Пробка; 23 — Индикатор уровня электролита.
При зарядке аккумуляторной батареи 6-СТ-55ЭМ, установленной на автомобиле ЗАЗ-968М, от постороннего выпрямителя обязательно следует отключить одну из клемм от аккумулятора. При хранении автомобиля без присмотра необходимо отсоединить клемму (—) от батареи, чтобы избежать утечки тока и возможного пожара от каких-либо причин либо неисправности электропроводки. При прекращении эксплуатации на длительное время аккумулятор должен быть снят с автомобиля, полностью заряжен и помещен в прохладное место. Во время хранения его следует ежемесячно подзаряжать током 5 А до обильного выделения газов.
- Система электрооборудования автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
- Устройство генератора переменного тока Г-502А
- Устройство стартера СТ-368
- Устройство прерывателя-распределителя зажигания (трамблёра) Р114Б
- Устройство катушки зажигания Б115В
- Устройство свечей зажигания А23-1 и провода высокого напряжения
- Устройство и принцип работы реле-регулятора РР310-В и реле блокировки РБ1
- Устройство освещения и световой сигнализации, реле-прерыватель РС950, выключатель ВК422-12
- Устройство выключателя зажигания и стартера ВК-347 с противоугонным устройством
- Устройство звукового сигнала С312В