Переднее сиденье автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» состоит из остова с подушкой 9, спинки 4, подставки 1 и механизмов, позволяющих передвигать подушку и спинку относительно подставки вдоль салона, наклонять спинку и раскладывать ее для устройства спальных мест, наклонять передние сиденья для удобного прохода на заднее сидение.
Остов сиденья крепится к двум ползунам 2 салазок, которые, опираясь на ролики 7 и шарики 8, скользят относительно направляющих 6. Направляющие 6 крепятся винтами к подставке 1. Механизм передвижения позволяет регулировать ход сиденья в пределах 175,5 мм, а при раскладывании спинки увеличивать ход до 255 мм.
Устройство переднего сиденья автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 – Подставка; 2 – Ползун салазок; 3 – Стопор дисковый; 4 – Спинка сиденья; 5 – Рукоятка; 6 – Направляющая салазок с зубчатым фиксатором в сборе; 7 – Ролик; 8 – Шарик; 9 – Подушка сиденья; 10 – Скоба фиксатора; 11 – Фиксатор винта; 12 – Рукоятка винта регулирования наклона спинки; 13 – Вкладыш хомута; 14 – Хомут; 15 – Болт; 16 – Тяга; 17 – Пружина; 18 – Шплинт специальный.
Фиксация хода переднего сиденья в автомобиле ЗАЗ-968М производится дисковым стопором 3, который под действием пружины входит в вырез рейки, приваренной к направляющей 6 салазок. Поворот стопора 3 производится тягой с рукояткой 5. Тяга поворачивается в кронштейнах, приваренных к ползуну. Регулирование наклона спинки 4 осуществляется рукояткой 12 винта, вкрученного в тягу 16 и зафиксированного в ней специальным шплинтом 18. Тяга шарнирно соединяется с остовом спинки 4. Винт рукоятки 12 имеет поперечные канавки, которые входят в зацепление с зубьями фиксатора 11, что и позволяет фиксировать спинку 4. При перемещении рукоятки 12 вверх по стрелке А до упора в скобу 10 канавки винта выходят из зацепления с зубьями фиксатора, и спинка под действием сильной пружины 17 наклоняется вперед и поджимается к спине сидящего. После выбора нужного наклона спинки рукоятку 12 следует опустить по стрелке А1 до полного входа канавок винта в зубья фиксатора. Если винт не будет полностью введен в фиксатор, то при упоре спиной в спинку он может выйти из зацепления с зубьями фиксатора и произойдет поломка закаленных зубьев фиксатора или выступов винта. Пружина 17 также способствует прижатию винта к фиксатору. Небольшое изменение наклона спинки достигается вращением рукоятки 12 в пределах хода В. При этом винт упирается в зубья фиксатора, а тяга 16 перемещается. Ход винта ограничивается специальным шплинтом 18. При необходимости полного раскладывания спинки рукоятку 12 следует поднять и держать до тех пор, пока спинка полностью не откинется.
Наклон переднего сиденья вперед для прохода на заднее сиденье происходит в результате поворота соединительной трубы подставка 1 вокруг двух вкладышей 13, прикрепленных хомутами к кронштейнам пола кузова. Перемещение подставки поперек кузова ограничивается штифтом, вваренным в трубу.
Фиксатор переднего сиденья автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 19 – Колпак защитный; 20 – Шток; 21 – Язык; 22 – Корпус; 23 – Шплинт; 24 – Шайба; 25 – Крышка люка; 26 – Порог пола; 27 – Пружина штока; 28 – Пружина языка фиксатора.
Для предотвращения наклона передних сидений вперед при резких торможениях они снабжены специальными фиксаторами, установленными в порогах пола. Фиксатор состоит из языка 21, скользящего в корпусе 22, штока 20 и колпака защитного 19. Шток 20 имеет продольный паз, а язык 21 отверстие. Они соединяются шплинтом 23. Между шплинтом и корпусом установлена шайба 24 и возвратная пружина 27. Внутри языка установлена пружина 28. Ребро закрытой двери перемещает шток в пределах паза, сжимая при этом пружину 27. Затем перемещается язык 21, сжимающий пружину 28. Специальный кронштейн, приваренный к подставке 1, обеспечивает перекрытие с языком при закрытой двери. При открытии двери фиксатор возвращается в исходное положение. Механизм фиксатора позволяет вначале закрыть дверь, а затем опустить сиденье.
Крепление фиксатора переднего сиденья автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец».