Устройство задней подвески автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Clay Gilliland / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0)) Задняя подвеска автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» является рычажной и независимой. Сварной штампованный рычаг 1 прикрепляется к кронштейнам 2 и 7 при помощи болтов 4 с гайками 6 и, запрессованных в ушки рычагов, сайлент-блоков 5. Из-за наличия сайлент-блоков надобность в смазывании шарниров исключается и уменьшается передача вибраций на кузов.

Каждый кронштейн крепится к полу кузова двумя болтами снаружи и гайкой — изнутри кузова, под подушкой заднего сиденья.

Задняя подвеска автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Задняя подвеска автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Рычаг; 2 — Наружный кронштейн; 3 — Гайки; 4 — Болты; 5 — Сайлент-блок; 6 — Самоконтрящаяся гайка; 7 — Внутренний кронштейн; 8 — Подхват; 9 — Кронштейн; 10 — Буфер сжатия.

Между вертикальной стенкой кузова и кронштейном могут быть установлены компенсационные шайбы 32, регулирующие схождение задних колес. В случае снятия кронштейна число установленных шайб должно быть сохранено.

Компенсационная шайба задней подвески автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Компенсационная шайба задней подвески автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» (позиция 32).

Рядом с корпусом подшипников ступицы в рычаг вварен кронштейн 9 крепления нижнего конца амортизатора. Упругий элемент подвески состоит из пружины 18 и телескопического амортизатора 19. Нижний конец пружины опирается на чашку, которая приварена к корпусу амортизатора, а верхний опирается на чашку 16, зажатую на штоке амортизатора втулкой 15 и гайкой 13.

Нижний конец амортизатора опирается на кронштейн через опорные резиновые 24 и стальную распорную 22 втулки.

Верхний конец амортизатора крепится через верхнюю 12 и нижнюю 11 подушки к чашке, приваренной к кузову. Затяжка подушек производится гайкой 14 до того момента, пока обойма верхней подушки не упрется в гайку. С целью удержать от проворачивания шток амортизатора при затягивании гайки на верхнем конце штока имеются грани. Окончательную затяжку болтов сайлент-блоков нужно выполнять, когда пружины воспримут вес автомобиля.

Перед снятием амортизатора с пружиной необходимо поднять домкратом кузов настолько, чтобы колесо немного касалось пола, под кузов установить подставку и только тогда начать снимать амортизатор.

При необходимости дальнейшей разборки следует, придерживая шток за грани, отвернуть гайку 13, соблюдая при этом осторожность, так как пружина находится в предварительно сжатом состоянии. При сборке необходимо предварительно сжать пружину, а затем установить втулку и навернуть гайку.

Резиновый буфер сжатия 10 ограничивает ход колеса вверх, а подхват 8 — вниз.

Амортизатор задней подвески автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Амортизатор задней подвески автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 11 — Нижняя подушка; 12 — Верхняя подушка; 13, 14 — Гайки; 15, 22 — Распорные втулки; 16 — Опорная чашка пружины; 17 — Кузов; 18 — Пружина; 19 — Амортизатор; 20 — Болты; 21, 23 — Шайбы; 24 — Резиновая втулка.

Конструкцией задней подвески автомобиля ЗАЗ-968М предусмотрено схождение каждого колеса в отдельности в пределах 0°±20′.

Под схождением заднего колеса автомобиля понимают угол, который образовывается плоскостью колеса и осью перемещения автомобиля. Устанавливают этот угол при сборке автомобиля на заводе. Он дает возможность изнашивать шины равномерно в течение длительной эксплуатации, но из-за ослабления креплений, естественного изнашивания сайлент-блоков и деформации деталей (от ударов при езде по плохой дороге с большой скоростью) сходимость может нарушиться, что приведет к неравномерному повышенному износу шин.

Схождение нарушается также при замене сайлент-блоков, рычагов и компенсационных шайб под кронштейнами.

Если в процессе эксплуатации автомобиля ЗАЗ-968М наблюдается неравномерное повышенное изнашивание шин задних колес (либо одного колеса), нужно выполнить проверку сходимости колес одним из способов, указанных ниже.

Проверку сходимости задних колес производят на станциях обслуживания, где есть оптическая измерительная установка типа ЭКЗАКТА. С ее помощью с высокой точностью производят замеры положения каждого колеса в отдельности по отношению к оси движения автомобиля.

При отсутствии указанной установки сходимость можно проверить с помощью нити. Этот способ имеет относительно меньшую точность и заключается в следующем:

1. Установить автомобиль ЗАЗ-968М на ровную площадку.

Примечание. Перед проведением указанных работ необходимо убедиться, что отрегулированы подшипники задних и передних колес, отсутствуют зазоры в сайлент-блоках, крепления кронштейнов подвески и колес в нормальном состоянии, давление в шинах соответствует норме.

2. Загрузить автомобиль ЗАЗ-968М грузом, примерно соответствующим весу четырех человек, и прокатить его взад и вперед несколько раз.

Определить точки равного биения передних и задних колес. Точки равного биения задних колес определяются так же, как передних. Установить точки равного биения в горизонтальной плоскости.

3. Прежде чем приступить к проверке схождения задних колес «Запорожца» с помощью натянутой нити, следует определить разность между шириной колеи передних и задних колес, так как колея задних колес уже колеи передних колес. Колея колес — это расстояние от оси (середины) левой шины до оси правой шины.

Так как практически ширину колеи передних и задних колес определить трудно, условно примем ее равной расстоянию между выступами боковин шин, которое можно определить как среднеарифметическую величину замеров А1, Б1 спереди и А2, Б2 сзади передних и задних колес на высоте их центров (точки 26 и 27).

Замеры производят раздвижной линейкой, на которой не должно быть упругих деформирующихся элементов. Концы ее должны быть подогнутыми, чтобы замеры производить на уровне центров колес, при этом необходимо, чтобы наконечники линейки упирались у боковин шин в среднюю часть выступов. Среднеарифметическая величина разности замеров для переднего колеса А = (А1 + А2) / 2, для заднего колеса Б = (Б1 + Б2) / 2.

Так как колея задних колес уже колеи передних, следует Б вычесть из А. Разность между А и Б может составлять 10—30 мм. Фактическую разность, которая была получена, нужно поделить пополам, потому что проверка делается с одной стороны, и как раз такой толщины следует вырезать пластину или кубик.

4. Прокачать автомобиль ЗАЗ-968М несколько раз вверх и вниз и начать проверку схода колес с применением натянутой нити.

Пример: замеренное расстояние для передних колес А1 = 1071 мм, А2 = 1073 мм. Величина среднеарифметическая А = (1071 + 1073) / 2 = 1072 мм.

Замеренное расстояние для задних колес Б1 = 1057 мм, Б2 = 1059 мм. Величина среднеарифметическая Б = (1057 + 1059) / 2 = 1058 мм.

Между А и Б разность равна 14 мм. Делим пополам полученную разность (14:2 = 7 мм) и вырезаем пластинку или кубик с толщиной 7 мм.

5. В случае замера схождения левого колеса «Запорожца» передние колеса нужно немного повернуть влево, а в случае замера правого — вправо.

6. На высоте центров колес натянуть нить 28 и в точке С немного один конец нити прижать к боковине шины переднего колеса, а в точке Е прижать второй конец нити к боковине шины заднего колеса через кубик 30.

7. Рулевое колесо повернуть в обратную сторону до небольшого соприкосновения нити в точке Д с боковиной шины переднего колеса. Нить в таком положении проходит параллельно продольной оси «Запорожца».

8. При помощи линейки 29 замерить зазор а между шиной и нитью. Если размер а от размера кубика отличается на ±2 мм, то это значит, что сход колес равен 0°±20′, что нормально.

Проверка схождения задних колес автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Проверка схождения задних колес автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 2 — Наружный кронштейн; 3 — Гайки; 7 — Внутренний кронштейн; 25 — Переднее колесо; 26 — Точка замера спереди; 27 — Точка замера сзади; 28 — Нить; 29 — Линейка; 30 — Кубик; 31 — Колесо заднее.

Пример: размер кубика составляет 7 мм, а = 8,5 мм, то есть от размера кубика отличается на 1,5 мм. Это означает нормальный сход колеса.

Если размер а от размера кубика отличается больше чем на 2 мм, то это говорит о неверной установке колеса и необходимости ее исправления.

Если размер а больше размера кубика, то необходимо отпустить вертикальные болты и гайку 3 крепления внутреннего кронштейна 7 и удалить компенсационную прокладку 32 (если она есть), а также зачистить мастику на вертикальной полочке в зоне кронштейна. Затем затянуть до отказа гайку 3, чтобы сдвинуть кронштейн максимально вперед, и лишь затем затянуть нижние вертикальные болты. Если отверстия под болты перекрываются кронштейнами, то возможна распиловка отверстий в кронштейне.

Затем следует проверить схождение колеса ЗАЗ-968М сначала изложенным выше способом. Если сдвига кронштейна 7 оказалось недостаточно для исправления схода, необходимо отпустить нижние болты наружного кронштейна 2 и гайку 3. Затем подобрать или изготовить компенсационные пластины 32, выбрав их толщину из расчета на каждый миллиметр отклонения схождения 2 мм толщины пластины, но не более 4 мм.

Установить прокладки 32 между кронштейном и кузовом по оси горизонтальной шпильки, затянуть нижние болты, а затем гайку 3.

Если размер а меньше размера кубика, следует выполнить те же операции, только сначала с наружным кронштейном 2, а затем с внутренним 7.

Уход за задней подвеской ЗАЗ-968М заключается в проверке и затяжке креплений, а также оценке состояния деталей. Особое внимание следует уделить проверке затяжки болтов креплений нижних концов амортизаторов. При обнаружении выработок опорных резиновых втулок их следует сменить.

Резиновые опорные втулки 24 устанавливают длинным конусом в проушину амортизатора, а перед постановкой распорной втулки 22 рекомендуется кронштейн рычага смазать смазкой.

Закладка Постоянная ссылка.