На автомобилях ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» стоят полуоси, имеющие полностью разгруженный тип. Они скользят одним концом в пазах зубчатых колес полуосей 20 дифференциала, а другим соединяются посредством фланцев и карданных шарниров со ступицами задних колес.
Шарнирное устройство полуоси 15 выполнено в виде пальца 17, запрессованного в головку полуоси, и двух сухарей 18, установленных на палец. Сухари имеют с двух сторон канавки для смазывания. Этими сторонами они скользят в пазах зубчатых колес полуосей. Такое шарнирное соединение делает возможным передачу усилий под углом, а в случае работы подвески колес обеспечивает продольное перемещение полуоси.
С целью защитить главную передачу и шарнирное соединение полуоси автомобилей ЗАЗ-968М от пыли и грязи и предотвратить вытекание из картера масла, к корпусу подшипника крышкой 16 и гайками крепится защитный резиновый чехол 21.
Внутри чехлов левой и правой полуосей помещаются корпуса сальников 19 и 22 с манжетами 23. У корпусов сальников есть маслосгонная резьба: у правого — правая, у левого — левая. Для их различия на втулке левого корпуса имеется проточка. Для предотвращения течи масла чехлы и корпус сальника склеиваются клеем ИПК-41.
Для предохранения уплотнительного узла от пыли и грязи в автомобиле ЗАЗ-968М на выступе полуоси на расстоянии 224 мм от фланца устанавливается грязеотражатель 24. Недопустимо устанавливать грязеотражатель ближе к чехлу, так как он может перетереть чехол при вращении.
На втором шлицевом конце полуоси установлен фланец 12, стопорящийся штифтом 14. Фланец крепится к вилке 11 карданного шарнира четырьмя болтами 13 с пружинными шайбами. Затягивать болты нужно с усилием не меньше 5 кгс·м.
Вилка 11 соединяется с вилкой вала ступицы 32 через карданный шарнир, состоящий из крестовины 31 с игольчатыми подшипниками 25.
Полуоси и ступицы задних колес автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1, 7 – Гайка; 2 – Шплинт; 3 – Шайба; 4 – Колпак; 5, 23, 28 – Манжета; 6 – Барабан тормозной; 8 – Щит тормоза; 9 – Ступица; 10 – Задней подвески рычаг; 11 – Вилка карданного шарнира; 12 – Фланец полуоси; 13, 36, 37 – Болт; 14 – Штифт; 15 – Полуось; 16 – Крышка чехла; 17 – Палец; 18 – Сухарь; 19 – Корпус сальника правый; 20 – Зубчатые колеса полуосей; 21 – Чехол защитный; 22 – Корпус сальника левый; 24 – Грязеотражатель; 25 – Стакан подшипника; 26 – Игла подшипника; 27 – Кольцо стопорное; 29 – Колпачок масленки; 30 – Масленка; 31 – Крестовина; 32 – Вал ступицы; 33 – Подшипник; 34 – Втулка распорная; 35 – Корпус подшипников; 38 – Обод колеса.
Фиксация подшипников относительно вилок осуществляется стопорными кольцами 27. Подшипники снабжены уплотнительными манжетами 28 и смазываются трансмиссионным маслом каждые 20 000 км пробега через масленку 30, закрытую резиновым колпачком 29. Крестовина не имеет предохранительного клапана, и смазывание подшипников следует производить до тех пор, пока масло не покажется из всех уплотнителей, так как манжеты под давлением нагнетаемой смазки пропускают ее излишки наружу.
С целью разобрать ступицу, при отсоединении полуоси от вилки карданного шарнира нужно сразу полуось вдвинуть в дифференциал и осуществить ее привязку к рычагу подвески. Иначе может случиться так, что сухари выйдут из зацепления с зубчатым колесом полуоси. Это может привести к выпаданию сухарей и поломке картера коробки передач или дифференциала.
Полуоси автомобиля ЗАЗ-968М отличаются от полуосей, устанавливаемых на автомобиль ЗАЗ-968М-005, тем, что в первом случае они имеют палец полуоси длиной 58 мм, рабочие грани сухарей размером 25 мм, фланец и хвостовик полуоси с шестнадцатью эвольвентными шлицами, а во втором случае — палец длиной 50 мм, рабочие грани сухарей размером 23 мм, фланец и хвостовик полуоси с десятью прямозубыми шлицами. Отличаются также корпуса манжет, манжеты и защитные чехлы.
Находящиеся на задних колесах автомобиля ЗАЗ-968М ступицы осуществляют передачу крутящего момента на колесо и восприятие радиальных и осевых нагрузок. Передается крутящий момент через вал ступицы 32, надетый на шлицевой конец ступицы 9, к фланцу которой шестью болтами 37 крепится тормозной барабан 6.
Воспринимаются радиальные и осевые нагрузки с помощью двух роликовых конических подшипников 33, которые установлены внутренними обоймами в корпус 35. Корпус подшипников 35 и щит тормоза 8 крепятся к фланцу рычага задней подвески болтами 36, затяжку которых следует производить с усилием 5–6 кгс·м.
С целю предотвратить проворачивание внутренних обойм подшипников осуществляют установку между ними распорной капроновой втулки 34. Сжатие втулки происходит с помощью затяжки при вынутом шплинте 2 регулировочной гайки 1. Колесо должно свободно вращаться, если подшипники отрегулированы правильно. Для удержания смазки в полости корпуса служат манжеты 5, а на фланце ступицы установлен маслоотражатель.
Уход за ступицами задних колес на «Запорожце» состоит регулировке подшипников и в проверке зазора каждые 10 000 км пробега. Через каждые 20 000 км пробега нужно сделать разборку ступиц колес, удалить старую смазку, промыть подшипники и заложить свежую смазку Литол-24, собрать ступицы и отрегулировать подшипники.
- Устройство передней подвески
- Устройство задней подвески
- Устройство амортизаторов передней и задней подвесок
- Устройство рулевого управления
- Устройство тормозной системы
- Устройство тормозных механизмов передних и задних колес
- Обзор и технические характеристики силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
- Обзор и технические характеристики силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»