Устройство прерывателя-распределителя зажигания (трамблёра) Р114Б (Р-114Б) автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Vasilyev Serge / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0))
Автор фото Vasilyev Serge, CC BY 2.0, через Викисклад.

Прерыватель-распределитель зажигания Р114Б (Р114-Б, Р-114Б) автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» служит для прерывания в цепи катушки зажигания тока низкого напряжения, распределения по свечам цилиндров двигателя импульсов тока высокого напряжения и обеспечения в зависимости от частоты вращения двигателя и от нагрузки двигателя нужного момента зажигания смеси.

Прерыватель-распределитель зажигания (трамблёр) Р114Б автомобиля ЗАЗ-968М включает прерыватель тока низкого напряжения, октан-корректор и вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания.

В состав прерывателя входят стальная пластина 22 в комплекте с неподвижным контактом 18, рычаг 20 прерывателя в комплекте с подвижным контактом и четырехгранный кулачок 31, вращающийся от муфты 25 привода распределителя и производящий размыкание контактов гранями, которые набегают на кулачок из текстолита 21 рычага.

Поверхность кулачка 21 смазывается пропитанным в масле фетром 24, который закреплен на пластине прерывателя. Расстояние между контактами прерывателя, равное 0,35—0,45 миллиметров, или угол замкнутых контактов на каждой из граней кулачка 48±4° регулируется при помощи поворота эксцентрика 23, который стоит на пластине прерывателя. Конденсатор 13, имеющий емкость 0,17—0,25 мкФ, включен параллельно контактам прерывателя и установлен на корпусе распределителя.

Прерыватель-распределитель зажигания (трамблёр) Р114Б автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Прерыватель-распределитель зажигания Р114Б автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 8 — Уголек контактный с пружиной; 9 — Резистор бегунка; 10 — Пластина контактная бегунка; 11 — Бегунок (распределителя ротор); 12 — Защелка; 13 — Конденсатор; 14 — Вакуум-корректора корпус; 15 — Вакуум-корректор; 16 — Пружина диафрагмы; 17 — Диафрагма; 18 — Контакт неподвижный; 19 — Пружина прерывателя; 20 — Рычаг прерывателя; 21 — Кулачок текстолитовый; 22 — Неподвижного контакта пластина; 23 — Эксцентриковый винт; 24 — Щетка фетровая; 25 — Муфта привода валика распределителя; 26 — Рычаг регулировочный; 27 — Пластина подвижная октан-корректора; 28 — Пластина неподвижная октан-корректора; 29 — Грузик; 30 — Тяга диафрагмы; 31 — Кулачок; 32 — Крышка.

В состав распределителя тока высокого напряжения входят: бегунок (ротор) 11 с контактной пластиной 10 и крышка 32 с электродами, соединяющимися со свечами зажигания и катушкой при помощи проводов. В центральный электрод распределителя вмонтирован контактный уголек 8, поджимаемый пружиной к контактной пластине бегунка. Вращаясь, бегунок распределителя передает от катушки зажигания ток высокого напряжения посредством центрального электрода на боковые электроды, а также на электроды свечей по высоковольтным проводам в порядке работы цилиндров двигателя 1—3—4—2.

Работа центробежного регулятора опережения зажигания осуществляется под действием центробежной силы, создаваемой при вращении валика распределителя.

При увеличении частоты вращения коленвала двигателя под действием центробежной силы грузики 29 поворачивают кулачок 31 по направлению вращения, что обеспечивает увеличение угла опережения зажигания. В случае, если происходит уменьшение частоты вращения, под действием пружин грузики передвигают кулачок в обратном направлении, и тем самым уменьшается угол опережения зажигания.

Характеристика центробежного автомата приводится ниже.

Частота вращения валика распределителя

600 мин-1 900 мин-1 1300 мин-1 1800 мин-1 2000 мин-1 и более
Угол опережения зажигания 0—3 град. 4,5—7,5 град. 8—11 град. 11,5—14,5 град. 13—16 град.

Функция вакуумного регулятора опережения зажигания состоит в том, чтобы в зависимости от нагрузки на двигатель менять угол опережения зажигания. С уменьшением или увеличением нагрузки на двигатель разрежение во впускной системе двигателя меняется и соответственно меняется разряжение в полости корпуса вакуумного регулятора, которая соединена со смесительной камерой карбюратора трубой. При прикрытии дроссельной заслонки во впускной системе образуется большое разрежение. Под действием этого разряжения диафрагма 17 выгибается и тягой 30 тянет за собой пластину прерывателя. Пластина вместе с рычажком поворачивается против направления вращения распределителя, угол опережения зажигания увеличивается.

С открытием дроссельной заслонки разрежение уменьшается. Отжимая диафрагму, пружина 16 поворачивает пластину по направлению вращения распределителя, и угол опережения зажигания уменьшается.

Ниже приводится характеристика вакуумного автомата при частоте вращения валика прерывателя, равной 2000 мин-1.

Разрежение 120 мм рт. ст 180 мм рт. ст 250 мм рт. ст и более
Угол опережения зажигания 0—2 град. 2—4 град. 4—6 град.

Октан-корректор предназначен для изменения утла опережения зажигания в автомобиле ЗАЗ-968М в зависимости от октанового числа бензина. На пластине 28 нанесены стрелки со знаками «плюс» и «минус», которые указывают нужное направление вращения рычага для увеличения или уменьшения угла опережения зажигания.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.