Земляное полотно загородных трамвайных линий не отличается от обычного железнодорожного и представляет собой основание располагаемой на нем конструкции пути.
В зависимости от положения верха земляного полотна трамвайной линии по отношению к вертикальным отметкам существующей поверхности земли (к черным отметкам) полотно устраивается в насыпи, если оно выше черных отметок, или в выемке, если оно ниже черных отметок. Земляное полотно в уровень с поверхностью земли устраивается редко. Переход от насыпи к выемке проходит через нулевую отметку.
Рис. 1. Верхняя поверхность земляного полотна загородной трамвайной линии.
Ширина верхней поверхности земляного полотна загородных трамвайных линий В измеряется между бровками полотна (рис. 1) и устанавливается в зависимости от расстояния между осями путей, конструкции пути и грунтов земляного полотна по формуле:
где: l – это дистанция между осями путей (нормально 3550 мм);
m – дистанция от оси пути до бровки балластной призмы (при шпальном основании 1500–1550 мм);
n – заложение откоса балластной призмы, равное высоте балластной призмы, умноженной на коэффициент откоса (для песчаного балласта, равного 1,5, а для щебеночного балласта равного 1);
S – ширина обочин (обычно принимается по 500 мм).
При толщине балласта 25 см ширина верхней поверхности земляного полотна двухпутной трамвайной линии должна быть:
– при расстоянии между осями путей 3,2 м: 8,70 м;
– при расстоянии между осями путей 3,55 м: 9,05 м;
– для одноколейного пути: 5,50 м.
Земляное полотно на кривых участках трамвайного пути уширяется и принимается в соответствии с радиусом кривой по табл. 1.
Расстояние между осями трамвайных путей на прямой | Радиус кривой в м | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
20 | 25 | 30 | 40–50 | 60-75 | 100–300 | Более 300 | |
3,20 | 9,50 | 9,35 | 9,25 | 9,10 | 8,95 | 8,80 | 8,70 |
3,55 | 9,50 | 9,35 | 9,25 | 9,10 | 9,05 | 9,05 | 9,05 |
Уширение полотна начинается у начала кривой, полная ширина придается полотну за переходными кривыми или на расстоянии, равном 8–10 м при отсутствии переходных кривых.
Установка опор контактного провода на кривых радиусом меньше 300 м в междупутьи не допускается.
Ширина земляного полотна трамвайного пути на разъездах, конечных и промежуточных станциях, подходах и т. п. устанавливается особо на основании расчетов или соответствующих норм.
Верх поперечного сечения земляного полотна при водопроницаемом грунте обрабатывается горизонтально, а при водонепроницаемом грунте – равнобедренным треугольником с располорением гребня высотой 0,12 м по оси междупутья двухпутной линии или высотой 0,08 м – по оси однопутной трамвайной линии. Если же однопутная линия является временной с последующей постройкой второго пути, то уклон верхней поверхности земляного полотна делается односторонним с возвышением, расположенным со стороны предполагаемой постройки второго трамвайного пути.