Земляное полотно трамвайных линий в насыпи

Земляное полотно трамвайных линий в насыпи

Поперечное сечение земляного полотна трамвайных линий в насыпи имеет форму трапеции. Наклонные плоскости насыпи (также и выемки) называются откосами, крутизна которых стоит в зависимости от применяемых грунтов.

Поперечный нормальный профиль земляного полотна в насыпи показан на рис. 1.

Нормальный поперечный профиль земляного полотна трамвайных линий в насыпи

Рис. 1. Нормальный поперечный профиль земляного полотна трамвайных линий в насыпи.

Крутизна откосов земляного полотна трамвайного пути в насыпи принимается обычно 1:1,5, т. е. угол наклона откоса насыпи равен 33° 41′.

При высоте насыпи больше 6 м откосы в верхней части насыпи делаются нормальной крутизны 1:1,5, в нижней части более пологими – 1:1,75.

При применении для насыпи слабых и легко поглощающих воду грунтов вводятся следующие ограничения:

1. Мелкие (пылевидные) насыщенные водой пески, пухлые солончаки в насыпь не допускаются.

2. Торф и тальковая глина применяются для насыпей не выше 3 м, причем торф должен быть разбит на мелкие куски и снаружи прикрыт слоем земли толщиной 0,5 м.

3. Мел применяется при условии защиты его сверху слоем обыкновенного грунта толщиной не меньше 2 м.

4. Трепел, а также солончаковые и гипсовые грунты используются при условии принятия мер предохранения их от размокания.

Резервы, которые в отдельных случаях закладываются для насыпи, кроме того, служат и в целях отвода воды от основания насыпи. У дна резервов должен быть продольный уклон не меньше 0,002 и поперечный, от полотна трамвайного пути в сторону, – не меньше 0,02. Берма шириной не меньше 2 м планируется от полотна пути с таким же поперечным уклоном.

Поперечный профиль насыпи на косогоре, применяемой для земляного полотна трамвайных линий

Рис. 2. Поперечный профиль насыпи на косогоре, применяемой для земляного полотна трамвайных линий.

Если насыпи расположены на косогорах, т. е. в местностях, имеющих значительный поперечный уклон для обеспечения необходимой устойчивости земляных масс, принимаются специальные мероприятия, противодействующие сползанию ее по поперечному уклону вниз, а именно:

а) если поперечный уклон косогора менее 0,2, то для предохранения его от оползания достаточно снять дерновый покров и устроить с нагорной стороны водоотводную канаву у основания насыпи (рис. 2, а);

б) при поперечном уклоне в 0,2 и более основание насыпи обделывается уступами шириной около 0,8–1,2 метра, а при пологих косогорах – до 2 м (рис. 2, б).

Иногда для большей устойчивости уступам придают обратные уклоны, но это возможно только в случае большого продольного уклона, иначе вода будет застаиваться в уступах и нарушать их прочность;

в) с нагорной стороны во всех случаях поверхностная вода должна быть перехвачена нагорными канавами, не допускающими ее к насыпи. Размеры поперечного сечения нагорных канав принимаются по расчету, но глубина и ширина по дну должны быть не меньше 0,6 метра, уклон продольный – не меньше 0,002 и откосы крутизны – 1:1,5. Берма между канавой и подошвой насыпи для полотна трамвайного пути делаются шириной не меньше 2 метра с уклоном от насыпи к канаве не менее 0,02;

г) если крутизна косогора близка к крутизне откосов насыпи, то насыпь получается слишком широкой, и в этом случае целесообразно с подгорной стороны устраивать бетонные или каменные подпорные стенки (рис. 3), поддерживающие откос насыпи от разрушения и заменяющие собой пологие земляные откосы.

Подпорная стенка в насыпи для земляного полотна трамвайного пути

Рис. 3. Подпорная стенка в насыпи для земляного полотна трамвайного пути.

Закладка Постоянная ссылка.