Заливка скользящих подшипников вагонов подвижного состава трамвая

Заливка скользящих подшипников вагонов подвижного состава трамвая

Корпус подшипника скользящего трения трамвайного вагона изготовляется из стали (Ст. 3) и заливается со стороны шейки оси кальциевым баббитом ГОСТ 1209–53 или баббитом марки Б-16 ГОСТ 1320–55.

Кальциевый баббит (ГОСТ 1209–53) представляет собой сплав свинца с небольшим количеством кальция и натрия. В расплавленном состоянии он окисляется в большей степени, чем оловянистый баббит, и при неправильном ведении процесса плавки дает значительный угар. Поэтому все процессы по плавке кальциевого баббита и заливке им подшипников должны проводиться в возможно короткий срок.

Формы для заливки подшипников и подготовка их к заливке

Формы для заливки подшипников трамвайных вагонов делают с таким расчетом, чтобы баббитовая заливка была на 2–3 мм больше диаметра шейки оси в целях получения масляного клина, а толщина залитого баббита со стороны наружной галтели шейки – на 1 мм толще заливки противоположного конца. Это обеспечивает прилегание подшипника по всей длине шейки в нагруженном состоянии.

Сердечник формы необходимо отделывать особенно тщательно, чтобы исключить необходимость какой бы то ни было обработки залитой поверхности подшипника вагона трамвая, прилегающей к шейке оси.

При заливке кальциевым баббитом лужение корпусов подшипников трамваев не производится. Перед заливкой форма, состоящая из корпуса подшипника и сердечника, предварительно подогревается до температуры 200–250°.

Правила плавки кальциевого баббита

Тигель до загрузки его кальциевым баббитом нагревается до темно-красного цвета. Очищать тигель надо в нагретом состоянии после каждой плавки.

Перед загрузкой в тигель чушки баббита подсушиваются путем разогрева их до температуры 150–200 °C.

После того как баббит расплавится, поверхность его во избежание окисления от соприкосновения с воздухом обязательно покрывается слоем мелкого сухого древесного угля (слоем толщиной около 30 мм), просеянного через сито. Величина зерен угля – 5–10 мм. Угольный порошок и пыль употреблять для этой цели не разрешается.

Нормальная температура баббита в тигле перед заливкой – 520–570 °C. При этой температуре надо начинать заливку подшипников для трамвайных вагонов, предварительно перемешав баббит подогретой стальной мешалкой. В конце заливки температура баббита должна быть не ниже 475 °C. Таким образом, во время заливки вся масса баббита остается достаточно жидкой. Процесс заливки продолжается примерно 10–15 мин.

Для плавки баббита рекомендуется применять антрацит марок АК и АП или уголь марки ЛЖ. Использовать древесное топливо для плавления баббита и подогрева форм запрещается.

Правила заливки подшипников

Все места неплотного прилегания корпуса подшипников вагонов подвижного состава трамвая к форме промазываются замазкой следующего состава (табл. 1).

Таблица 1 – Состав замазки для промазки мест неплотного прилегания корпусов подшипников трамвайного вагона к форме
МатериалВ весовых частяхВ процентах
Красная глина10065
Поваренная соль2517
Вода2818
Всего153100

Заливать трамвайные подшипники рекомендуется только из тигля. Лить баббит нужно обязательно непрерывной струей, держа носик тигля у самого литника.

По мере заполнения подшипника необходимо несколько замедлять заливку, уменьшая струю и делая ее очень тонкой. В этом случае неизбежная при быстром заливании усадочная раковина постепенно пополняется.

Во время литья из тигля в его носике образуется нагар из окисей металла, который нужно время от времени удалять, иначе кусочки этого осадка, попадая в форму вместе с чистым сплавом, образуют в баббите шлаковые включения.

Обработка подшипников после заливки

Когда подшипники трамвайного вагона остынут, их вынимают из формы, зачищают заусеницы, округляют опиловкой галтели и одновременно отбраковывают подшипники с явно негодной заливкой. Искусственное охлаждение водой подшипников, залитых кальциевым баббитом, не допускается. При постановке их на шейке оси необходимо проверить по краске правильность прилегания к шейке подшипника. Последний обычно не обрабатывается. Если заливка соприкасается менее чем половиной своей поверхности с шейкой оси, допускаются опиловка заливки и пригонка к шейке путем пришабривания.

На поверхности баббитовой заливки не должно быть усадочных и газовых раковин, плен и недоливов.

Испытание подшипников трамваев на твердость по Бринеллю производится в соответствии с ОСТ 10241–40 при температуре 15–20 °C. Твердость баббита через 3 часа после заливки должна быть не менее 20 ед., а спустя сутки – не менее 23 ед. по Бринеллю.

Подшипники вагонов ставятся на шейки осей не раньше чем через 3 часа после заливки их баббитом.

Выплавка баббита из подшипников и использование его отходов

Подшипники вагонов подвижного состава трамвая, поступающие в переливку, очищаются от грязи и смазки я располагаются на плите подогревательной камеры, залитой баббитом поверхностью вверх. Подогревают трамвайный подшипник снизу до 320 °C, что гарантирует первоначальное ослабление баббита в пазах подшипника и обеспечивает легкое отставание всей массы баббита от основания подшипника.

Баббит, выплавленный из старых подшипников без полного расплавления, так же как и отходы при заливке подшипников (литники и т. п.), можно использовать как добавку к свежему баббиту в количестве, не превышающем 25% от общего веса плавки.

Для заливки одного наружно-осевого подшипника трамвайного вагона требуется 1,2–1,6 кг баббита.

В табл. 2 даются химический состав, свойства и назначение баббитов (по ГОСТ 1320–55 и 1209–53).

Таблица 2 – Химический состав, свойства и назначение баббитов (по ГОСТ 1320–55 и 1209–53)
МаркаХимический состав в %Температура в °CТвердость по Бринеллю в кг/мм2Примерное назначение
Сурьма SbМедь CuКадмий CdОлово SnСвинец PbДругие элементыначало затвердеванияконец затвердевания
Б-8310–125,5–6,5ОстальноеНе более 0,3537024030Для заливки подшипников особо нагруженных машин
БН13–151,5–1,251,25–1,759–11ОстальноеНикель 0,75–1,25, мышьяк 0,5–0,940024029Для подшипников тракторных и автомобильных двигателей
БТ14–160,7–1,19–11То жеТеллур 0,05–11,2040024026То же
Б-1615–171,5–2,015–17»41024030Для подшипников машин средней нагруженности
Б-614–162,5–1,751,75–2,255–6»Мышьяк 0,6–1,041623232Для подшипников металлообрабатывающих станков и трансмиссий
БКНе более 0,25»Кальций 0,85–1,15, натрий 0,60–0,9044032032Для подвижного состава железнодорожного транспорта и трамвая. Для подшипников с максимальным давлением 200 кг/см2

Рабочая температура для всех указанных баббитов, кроме Б-6, допускается 100 °C; для баббита Б-6 – 90 °C.

В табл. 3 приводятся нормы и допуски при ремонте осевых букс вагонов трамваев со скользящими и роликовыми подшипниками.

Таблица 3 – Нормы и допуски при ремонте осевых букс трамвайных вагонов со скользящими и роликовыми подшипниками
НаименованиеЕдиница измеренияЧертежные размерыДопускается при ремонтах № 2 и № 3Предельные нормы и допуски для эксплуатации
Буксы наружно-осевые трамвайных вагонов КТМ-1
Расстояние между рабочими плоскостями двух буксовых лиц, приваренных к буксемм166–165166–164162
Суммарный зазор между буксовыми лицами и лицами буксовых лап по направлению продольной оси вагона»61012
Суммарный зазор между буксовыми лицами и лицами буксовых лап по направлению поперечной оси вагона»91315
Разбег подшипника вдоль шейки оси»368
Суммарный зазор между корпусом подшипника и стенками корпуса буксы по поперечной оси буксы»0,50,5–12
Буксы наружно-осевые тележек 2ДС
Суммарный зазор между буксовыми и челюстными лицами по направлению продольной оси вагона при буксах с подшипниками скольжения»1–2,53,55
То же, при буксах с подшипниками качения»1–2,53,54
Суммарный зазор между буксовыми и челюстными лицами, по направлению поперечной оси вагона, при буксах и с подшипниками скольжения»3–3,546
То же, с подшипниками качения»3–3,546
Допускаемые зазоры между привалочными поверхностями корпуса буксы (с подшипниками скольжения) и крышкой»0,250,50,75
Разбег подшипника скольжения вдоль шейки оси»0–226
Зазор в роликовых подшипниках:
а) радиальный»0,035–0,080,350,5
б) аксиальный»0,05–0,090,300,4
Количество смазки, единовременно закладываемой в корпус роликовой буксыкг0,950,950,95
Температура подшипника скольжения сверх температуры окружающей среды°C3030
Температура роликовых подшипников, определяемая степенью нагрева корпуса буксы, сверх температуры окружающей среды°C3030

В табл. 4 даются нормы расхода баббита (на 100 000 ваг.-км пробега).

Таблица 4 – Нормы расхода баббита (на 100 000 ваг.-км пробега)
НаименованиеЕдиница измеренияМоторные вагоныПрицепные вагоны
четырехосныедвухосныечетырехосныедвухосные
Баббит для заливки подшипников наружно-осевых букскг20121610
Закладка Постоянная ссылка.