Монтаж подшипников
Перед монтажом подшипников трамвайных вагонов все посадочные места промывают бензином, протирают и смазывают легким слоем консистентной смазки. Подшипники промывают в 6-процентном растворе масла, бензине или в чистом бензине для удаления загустевшей смазки.
Шарикоподшипники, внутренние кольца роликоподшипников, внутренние кольца с комплектом роликов конических подшипников трамваев перед посадкой на вал нагреваются в ванне масляной до температуры 90–100 °C. Прогрев должен производиться равномерно в течение 20–40 мин.
Подшипники вагонов трамваев в ванне подвешивают таким образом, чтобы они не касались дна и стенок. Необходимо, чтобы масло было чистым и периодически фильтровалось либо заменялось, у масляной ванны нужен отстойник.
После остывания насаженного на вал подшипника или его кольца проверяется плотность прилегания торца подшипника к заплечику вала или уплотнительного кольца. Прилегание должно быть не менее чем на 2/3 упорной поверхности. Наружное кольцо роликоподшипника запрессовывается в свое гнездо равномерно. При монтаже удары по самому подшипнику, а также по другим деталям подшипникового узла трамвая (если эти удары могут передаваться на подшипник) не допускаются.
После сборки проверяются радиальный зазор и осевой разбег. Вращение в подшипниках должно быть плавным и без заеданий, а при испытаниях они должны работать без шума и нагрева, ощущаемого рукой.
Демонтаж подшипников
Снимать подшипники трамвайного вагона с вала и вынимать их из корпуса без специальных приспособлений нельзя.
Нагревать кольца подшипников при снятии с вала можно до температуры не выше 150 °C. Снятый подшипник предварительно промывается в керосине, а затем только в бензине. При промывке разрешается пользоваться шприцем или мягкой волосяной кистью.
Подшипники вагонов подвижного состава трамвая годны для эксплуатации при следующих условиях:
1. Износ в пределах норм на данный узел.
2. Отсутствие трещин на деталях подшипника, обломанных бортов, выщербин и т. д.
3. На беговой дорожке отсутствует ступенчатая выработка, определяемая на ощупь.
4. На беговых дорожках не имеется поверхностных разрушений.
Смазка подшипников
Примерное количество смазки составляет 30–40% от габаритного объема подшипника.
Типы и характеристика шариковых и роликовых подшипников, применяемых на трамвайных вагонах, приведены в табл. 1.
Место установки | Тип трамвайного вагона | Количество | Тип подшипника и характеристика | ГОСТ или ОСТ | № подшипника | Размеры диаметров в мм | Условное обозначение | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
на комплект | на вагон | |||||||||
Букса наружно-осевая | 1 | 8 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с одним бортом на внутреннем кольце | ГОСТ 8328–57 | 42618 | 90×190×64 | – | |||
Четырехосные вагоны трамваев КМ (на тележках 2ДС), МТВ-82, М-38 и КТМ-2 | 1 | 8 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами без бортов на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцом | ГОСТ 8328–57 | 52618 | 90×190×64 | – | |||
Букса осевая (внутренняя) | РВЗ | 1 | 8 | Шарикоподшипник | ГОСТ 5721–57 | 3620 | внутреннее кольцо Ø 50 | – | ||
Тяговый двигатель | ДМ-1А | При подшипниках с горячей посадкой кольца | Двухосные моторные вагоны серий Ф, БФ и X | 1 | 2 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами с одним бортом на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцом | ГОСТ 8328–57 | 62414 | 70×180×42 | РУШ-14 |
1 | 2 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольце | ГОСТ 8328–57 | 32419 | 95×240×55 | РНО-19 | ||||
ДМ-1А | При подшипниках на конусных втулках | Двухосный моторный трамвайный вагон серий Ф, БФ и X | 1 | 2 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на наружном кольце | ГОСТ 8328–57 | 302316 | 80×170×39 | РВО-16 | |
1 | 2 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с одним бортом на наружном кольце, с упорным кольцом | – | – | 100×215×73 | РПШ-20 | ||||
Тяговый двигатель | ПТ-35 | Четырехосный моторный вагон МТВ-82 и КМДвухосный вагон серии X | 1 | 4 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с одним бортом на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцом | ГОСТ 8328–57 | 62612 | 60×180×46 | РУШ-12 | |
1 | 4 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольце | ГОСТ 8328–57 | 32617 | 85×180×60 | РНШ-17 | ||||
– | – | Роликоподшипник радиальный с короткими роликами, с одним бортом на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцом | ГОСТ 8328–57 | 62613 | 65×140×48 | РУШ-13 | ||||
Тяговый двигатель | ДТИ-60 | Четырехосные моторные трамвайные вагоны МТВ-82 и КМ на тележках 2ДСА | 1 | – | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольце | ГОСТ 8328–57 | 32617 | 85×180×60 | РНШ-17 | |
Тяговый двигатель | ДК-254А | Двухосный моторный вагон КТМ-1 | 1 | 2 | Шарикоподшипник радиальный, однорядный, со стороны коллектора | ГОСТ 8328–57 | 310 | 50 (внутреннее кольцо) | – | |
1 | 2 | Шарикоподшипник радиальный, упорный, двухрядный, со стороны привода | 1ГПЗ Москва | 3086313 вместо 514 и 86713 | 65 (внутреннее кольцо) | – | ||||
Тяговый двигатель | ДК-255А | Четырехосный моторный вагон МТВ-82 на тележке 2ДСБ | 1 | 4 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольце | ГОСТ 8328–57 | 32310 | 50×110×27 | – | |
Тяговый двигатель | ДК-255А | Четырехосный моторный трамвайный вагон МТВ-82 на тележке 2ДСБ | 1 | 4 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с одним бортом на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцом | ГОСТ 8328–57 | 62310 | 50×110×27 | – | |
ДК-256Б | РВЗ | 1 | 4 | Роликоподшипник | ГОСТ 8328–57 | 32310 | 50(внутреннее кольцо) | – | ||
1 | 4 | Шарикоподшипник | ГОСТ 8328–57 | 310 | 50×110×27 | – | ||||
Редуктор | Узел малой шестерни | Четырехосный трамвайный моторный вагон МТВ-82 на тележке 2ДСБ | 2 | 8 | Роликоподшипник конический, радиальный, упорный | ГОСТ 333–55 | 7610 | 50×110×40 | – | |
Узел большой шестерни | 2 | 8 | Шарикоподшипник радиальный, однорядный | ГОСТ 8338–57 | 226 | 130×230×40 | – | |||
Узел малой шестерни | Четырехосный моторный вагон типа ЛМ-49 | 1 | 4 | Шарикоподшипник | ГОСТ 8338–57 | 410 | 50 (внутреннее кольцо) | – | ||
1 | 4 | Шарикоподшипник | ГОСТ 831–54 | 36210 | 50 (внутреннее кольцо) | – | ||||
Редуктор | Узел большой шестерни | – | 2 | 8 | Шарикоподшипник радиальный, однорядный | ГОСТ 8338–57 | 226 | 130×230×40 | – | |
Карданный вал | Четырехосный моторный вагон трамвая МТВ-82 на тележке 2 ДСБ | 304 | 1216 | Игольчатые ролики | ГОСТ 6870–54 | Иглы | 3×24 | – | ||
Контроллер кулачковый МТ-1 | Главный барабан | – | 2 | 2 | Шарикоподшипник радиальный, однорядный | ГОСТ 8338–57 | 205 | 25×52×15 | – | |
Ролик собачки главного барабана | – | 10 | 10 | Игольчатые ролики | ГОСТ 6870–54 | Иглы | 2,5×10 | – | ||
Ролик кулачкового элемента | – | 121 | 121 | Игольчатые ролики | ГОСТ 6870–54 | Иглы | 3×20 | – | ||
Главный барабан | – | 2 | 2 | Шарикоподшипник радиальный, однорядный | ГОСТ 8338–57 | 205 | 25×52×52 | – | ||
Контроллеры кулачковые МТ-4 и МТ-22 | Ролик собачки главного барабана | – | 10 | 10 | Игольчатые ролики | ГОСТ 6870–54 | Иглы | 2,5×10 | – | |
Ролик кулачкового элемента | – | 143 | 143 | Игольчатые ролики | ГОСТ 6870–54 | Иглы | 3×20 | – | ||
Компрессор ТКВ-1 | – | 1 | 1 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольце | ГОСТ 8328–57 | 32308 | 40×90×23 | – | ||
Мотор- компрессор ТКВ-1 | Двигатель КБМ | Двухосный моторный вагон БФ и четырехосные моторные вагоны км, МТВ-82, М-38 и др. | 1 | 1 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с одним бортом на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцом | ГОСТ 8328–57 | 62309 | 45×100×25 | – | |
Шарикоподшипник радиальный, сферический, двухрядный | ГОСТ 5720–51 | 1208 | 40×80×18 | – | ||||||
2 | 2 | Шарикоподшипник радиальный, однорядный | ГОСТ 8358–57 | 208 | 40×80×18 | – | ||||
Задвижная пневматическая дверь площадок | Ролик двери | Двухосный прицепной трамвайный вагон серии С, двухосный моторный вагон серии БФ, четырехосный моторный вагон серии КМ | 2 | 4 | Шарикоподшипник радиальный, сферический, двухрядный | ГОСТ 5720–51 | 1200 | 10×30×9 | – | |
Двери входа и выхода | Нижний пятник | Четырехосный моторный вагон МТВ-82 | 15 | 120 | Шарик | ГОСТ 3722–54 | Шарик | 6 | – | |
Верхний пятник | Четырехосный моторный вагон МТВ-82 | 1 | 8 | Шарик | ГОСТ 3722–54 | Шарик | 14 | – | ||
Двухступенчатый редуктор | Двухосный моторный трамвайный вагон КТМ-1 | 1 | 2 | Большой роликовый подшипник | ГПЗ г. Баку | 42234 | 170×310×62 | – | ||
1 | 2 | Шариковый подшипник | 1-й ГПЗ г. Москва | 134 | 170×260×42 | – | ||||
2 | 4 | Роликовый радиальный, упорный с коническими роликами | ГОСТ 333–55 | 7613 | 65×140×57,5 | – | ||||
1 | 2 | Радиальный роликовый | ГОСТ 8328–57 | 32413 | 65×160×37 | – | ||||
2 | 4 | Радиальный, упорный, шариковый | ГОСТ 832–57 | 46412 | 60×150×35 | – | ||||
КТМ-2 | 2 | 4 | Роликоподшипник, конический | ГОСТ 333–55 | 7312* | – | – | |||
Карданный вал | Двухосный моторный вагон КТМ-1 | 312 | 624 | Игольчатые ролики | ГОСТ 6870–54 | Иглы | 3×18 | МАЗ-200 | ||
Редуктор двухступенчатый | Четырехосный моторный вагон трамвая РВЗ | 1 | 4 | Роликовый | ГОСТ 8328–57 | 2313 | – | – | ||
2 | 8 | Шариковый | ГОСТ 8338–57 | 410 | Внутреннее кольцо 50 | |||||
2 | 8 | Роликовый | ГОСТ 5721–57 | 7612 | – | – | ||||
1 | 4 | Шариковый | ГОСТ 333–55 | 221 | Внутреннее кольцо 50 | |||||
Карданный вал | РВЗ | 312 | 624 | Игольчатые подшипники | ГОСТ 6870–54 | Иглы | 3×18 | ЗИЛ-150 | ||
* Для КТМ-2 вместо 46412 для КТМ-1 |