Роликовые и шариковые подшипники вагонов подвижного состава трамвая: монтаж, демонтаж, смазка

Роликовые и шариковые подшипники вагонов подвижного состава трамвая: монтаж, демонтаж, смазка

Монтаж подшипников

Перед монтажом подшипников трамвайных вагонов все посадочные места промывают бензином, протирают и смазывают легким слоем консистентной смазки. Подшипники промывают в 6-процентном растворе масла, бензине или в чистом бензине для удаления загустевшей смазки.

Шарикоподшипники, внутренние кольца роликоподшипников, внутренние кольца с комплектом роликов конических подшипников трамваев перед посадкой на вал нагреваются в ванне масляной до температуры 90–100 °C. Прогрев должен производиться равномерно в течение 20–40 мин.

Подшипники вагонов трамваев в ванне подвешивают таким образом, чтобы они не касались дна и стенок. Необходимо, чтобы масло было чистым и периодически фильтровалось либо заменялось, у масляной ванны нужен отстойник.

После остывания насаженного на вал подшипника или его кольца проверяется плотность прилегания торца подшипника к заплечику вала или уплотнительного кольца. Прилегание должно быть не менее чем на 2/3 упорной поверхности. Наружное кольцо роликоподшипника запрессовывается в свое гнездо равномерно. При монтаже удары по самому подшипнику, а также по другим деталям подшипникового узла трамвая (если эти удары могут передаваться на подшипник) не допускаются.

После сборки проверяются радиальный зазор и осевой разбег. Вращение в подшипниках должно быть плавным и без заеданий, а при испытаниях они должны работать без шума и нагрева, ощущаемого рукой.

Демонтаж подшипников

Снимать подшипники трамвайного вагона с вала и вынимать их из корпуса без специальных приспособлений нельзя.

Нагревать кольца подшипников при снятии с вала можно до температуры не выше 150 °C. Снятый подшипник предварительно промывается в керосине, а затем только в бензине. При промывке разрешается пользоваться шприцем или мягкой волосяной кистью.

Подшипники вагонов подвижного состава трамвая годны для эксплуатации при следующих условиях:

1. Износ в пределах норм на данный узел.

2. Отсутствие трещин на деталях подшипника, обломанных бортов, выщербин и т. д.

3. На беговой дорожке отсутствует ступенчатая выработка, определяемая на ощупь.

4. На беговых дорожках не имеется поверхностных разрушений.

Смазка подшипников

Примерное количество смазки составляет 30–40% от габаритного объема подшипника.

Типы и характеристика шариковых и роликовых подшипников, применяемых на трамвайных вагонах, приведены в табл. 1.

Таблица 1 – Типы и характеристика шариковых и роликовых подшипников трамвайных вагонов
Место установкиТип трамвайного вагонаКоличествоТип подшипника и характеристикаГОСТ или ОСТ№ подшипникаРазмеры диаметров в ммУсловное обозначение
на комплектна вагон
Букса наружно-осевая 18Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с одним бортом на внутреннем кольцеГОСТ 8328–574261890×190×64
Четырехосные вагоны трамваев КМ (на тележках 2ДС), МТВ-82, М-38 и КТМ-218Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами без бортов на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцомГОСТ 8328–575261890×190×64
Букса осевая (внутренняя)РВЗ18ШарикоподшипникГОСТ 5721–573620внутреннее кольцо Ø 50
Тяговый двигательДМ-1АПри подшипниках с горячей посадкой кольцаДвухосные моторные вагоны серий Ф, БФ и X12Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами с одним бортом на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцомГОСТ 8328–576241470×180×42РУШ-14
12Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольцеГОСТ 8328–573241995×240×55РНО-19
ДМ-1АПри подшипниках на конусных втулкахДвухосный моторный трамвайный вагон серий Ф, БФ и X12Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на наружном кольцеГОСТ 8328–5730231680×170×39РВО-16
12Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с одним бортом на наружном кольце, с упорным кольцом100×215×73РПШ-20
Тяговый двигательПТ-35Четырехосный моторный вагон МТВ-82 и КМДвухосный вагон серии X14Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с одним бортом на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцомГОСТ 8328–576261260×180×46РУШ-12
14Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольцеГОСТ 8328–573261785×180×60РНШ-17
Роликоподшипник радиальный с короткими роликами, с одним бортом на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцомГОСТ 8328–576261365×140×48РУШ-13
Тяговый двигательДТИ-60Четырехосные моторные трамвайные вагоны МТВ-82 и КМ на тележках 2ДСА1Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольцеГОСТ 8328–573261785×180×60РНШ-17
Тяговый двигательДК-254АДвухосный моторный вагон КТМ-112Шарикоподшипник радиальный, однорядный, со стороны коллектораГОСТ 8328–5731050 (внутреннее кольцо)
12Шарикоподшипник радиальный, упорный, двухрядный, со стороны привода1ГПЗ Москва3086313 вместо 514 и 8671365 (внутреннее кольцо)
Тяговый двигательДК-255АЧетырехосный моторный вагон МТВ-82 на тележке 2ДСБ14Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольцеГОСТ 8328–573231050×110×27
Тяговый двигательДК-255АЧетырехосный моторный трамвайный вагон МТВ-82 на тележке 2ДСБ14Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с одним бортом на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцомГОСТ 8328–576231050×110×27
ДК-256БРВЗ14РоликоподшипникГОСТ 8328–573231050(внутреннее кольцо)
14ШарикоподшипникГОСТ 8328–5731050×110×27
РедукторУзел малой шестерниЧетырехосный трамвайный моторный вагон МТВ-82 на тележке 2ДСБ28Роликоподшипник конический, радиальный, упорныйГОСТ 333–55761050×110×40
Узел большой шестерни28Шарикоподшипник радиальный, однорядныйГОСТ 8338–57226130×230×40
Узел малой шестерниЧетырехосный моторный вагон типа ЛМ-4914ШарикоподшипникГОСТ 8338–5741050 (внутреннее кольцо)
14ШарикоподшипникГОСТ 831–543621050 (внутреннее кольцо)
РедукторУзел большой шестерни28Шарикоподшипник радиальный, однорядныйГОСТ 8338–57226130×230×40
Карданный валЧетырехосный моторный вагон трамвая МТВ-82 на тележке 2 ДСБ3041216Игольчатые роликиГОСТ 6870–54Иглы3×24
Контроллер кулачковый МТ-1Главный барабан22Шарикоподшипник радиальный, однорядныйГОСТ 8338–5720525×52×15
Ролик собачки главного барабана1010Игольчатые роликиГОСТ 6870–54Иглы2,5×10
Ролик кулачкового элемента121121Игольчатые роликиГОСТ 6870–54Иглы3×20
 Главный барабан22Шарикоподшипник радиальный, однорядныйГОСТ 8338–5720525×52×52
Контроллеры кулачковые МТ-4 и МТ-22Ролик собачки главного барабана1010Игольчатые роликиГОСТ 6870–54Иглы2,5×10
Ролик кулачкового элемента143143Игольчатые роликиГОСТ 6870–54Иглы3×20
Компрессор ТКВ-111Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольцеГОСТ 8328–573230840×90×23
Мотор- компрессор ТКВ-1Двигатель КБМДвухосный моторный вагон БФ и четырехосные моторные вагоны км, МТВ-82, М-38 и др.11Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами, с одним бортом на внутреннем кольце, с упорным фасонным кольцомГОСТ 8328–576230945×100×25
  Шарикоподшипник радиальный, сферический, двухрядныйГОСТ 5720–51120840×80×18
22Шарикоподшипник радиальный, однорядныйГОСТ 8358–5720840×80×18
Задвижная пневматическая дверь площадокРолик двериДвухосный прицепной трамвайный вагон серии С, двухосный моторный вагон серии БФ, четырехосный моторный вагон серии КМ24Шарикоподшипник радиальный, сферический, двухрядныйГОСТ 5720–51120010×30×9
Двери входа и выходаНижний пятникЧетырехосный моторный вагон МТВ-8215120ШарикГОСТ 3722–54Шарик6
Верхний пятникЧетырехосный моторный вагон МТВ-8218ШарикГОСТ 3722–54Шарик14
Двухступенчатый редукторДвухосный моторный трамвайный вагон КТМ-112Большой роликовый подшипникГПЗ г. Баку42234170×310×62
12Шариковый подшипник1-й ГПЗ г. Москва134170×260×42
24Роликовый радиальный, упорный с коническими роликамиГОСТ 333–55761365×140×57,5
12Радиальный роликовыйГОСТ 8328–573241365×160×37
24Радиальный, упорный, шариковыйГОСТ 832–574641260×150×35
КТМ-224Роликоподшипник, коническийГОСТ 333–557312*
Карданный валДвухосный моторный вагон КТМ-1312624Игольчатые роликиГОСТ 6870–54Иглы3×18МАЗ-200
Редуктор двухступенчатыйЧетырехосный моторный вагон трамвая РВЗ14РоликовыйГОСТ 8328–572313
28ШариковыйГОСТ 8338–57410Внутреннее кольцо 50
28РоликовыйГОСТ 5721–577612
14ШариковыйГОСТ 333–55221Внутреннее кольцо 50
Карданный валРВЗ312624Игольчатые подшипникиГОСТ 6870–54Иглы3×18ЗИЛ-150
* Для КТМ-2 вместо 46412 для КТМ-1
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.