Устройство системы терморегулирования двигателя МеМЗ-968Н и моторного отсека автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Kirill Borisenko / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0))
Автор фото Kirill Borisenko, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

В связи с тем, что двигатель внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н находится в задней части кузова автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец», для его охлаждения встречный поток воздуха использовать нельзя и, значит, нужно применять принудительное охлаждение.

При высокой температуре воздуха летом, в моторном отсеке температура тоже повышается, и горячий воздух, который прошел через цилиндры и головки цилиндров, необходимо из отсека удалять.

При низких температурах зимой, чтобы поддерживать оптимальный тепловой режим работы двигателя нужно направить в моторный отсек часть воздуха, нагретого двигателем.

Направление потока воздуха для охлаждения двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

На автомобиле ЗАЗ-968М установлена автоматическая система терморегулирования с целью поддержать наилучший тепловой режим работы двигателя МеМЗ-968Н в любое время года. Данная система состоит из двух воздухоотводящих кожухов, расположенных с каждой стороны двигателя по одному, двух заслонок 8, соединенных системой рычагов с термостатом. Термостат 2 является термочувствительным элементом со штоком, который заполнен смесью алюминиевого порошка с церезином. Наибольший ход штока равен 14 мм.

Крепление термочувствительного элемента осуществляется с помощью скобы 3, которая приварена к боковине крышки 1 кожуха.

Тепловое состояние двигателя зависит от состояния системы терморегулирования, в связи с чем заслонки должны открываться полностью и легко, не задевая при этом за стенки кожухов, а рычаги приводов должны свободно перемещаться.

Заслонки при запуске двигателя закрыты, и теплый воздух перепускается в моторный отсек, при этом создавая внутри отсека циркуляцию воздуха.

Воздух по мере прогрева двигателя тоже нагревается и начинает воздействовать на термостаты. Они, в свою очередь, посредством системы рычагов открывают постепенно заслонки 8 и перепускают наружу часть воздуха. Под действием пружины 5 заслонки закрываются. Винт 4 регулирует положение заслонок.

Заслонки, в зависимости от температуры воздуха, который выходит, занимают несколько промежуточных положений, поддерживая оптимальную температуру ДВС при температуре воздуха не меньше -10° C.

Регулятор температуры двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Регулятор температуры двигателя: 1 — Крышка кожуха; 2 — Термостат; 3 — Скоба; 4 — Регулировочный винт; 5 — Пружина термосилового элемента; 6 — Ось привода заслонки; 7 — Вилка заслонки; 8 — Заслонка термостата.

Термостат 2 проверяется так:

Крышку термостата, не снимая с него, погружают на глубину не меньше 17 мм в ванну с водой, которая нагрета до температуры 90—95° C. Ход штока термостата при температуре 85° C в течение 5 минут должен быть не меньше 8 мм. Заслонка 8 при этом будет перемещаться в верхнее положение. Заслонка, после нагрева в течение 5 минут, с помощью регулировочного винта 4 устанавливается в верхнее положение. У нее при этом должен быть запас хода 5—25 мм до упора.

Заслонка, после того, как термостат остынет до +35° С, должна опуститься в крайнее нижнее положение. В случае, если ход заслонки будет малым, нужно положение заслонки подрегулировать при помощи регулировочного винта 4.

Минимальная глубина, на которое происходит ввертывание в вилку 7 заслонки регулировочного винта 4 равна 3 мм.

Воздух, поступающий к вентилятору для охлаждения двигателя МеМЗ-968Н, забирается через надставку воздуховода 11 с заслонкой 9, имеющей два положения: вертикальное I, горизонтальное II.

Когда заслонка стоит в положении I, забор воздуха осуществляется снаружи. Когда заслонка стоит в положении II, то воздух забирается из моторного отсека.

Надставка воздуховода к кузову автомобиля крепится с помощью болтов. Она также снабжена уплотнителем, который охватывает направляющий аппарат вентилятора ДВС.

Для подачи воздуха к воздушному фильтру и вентиляции моторного отсека, под номерным знаком и на боковинах сделаны вертикальные щели. С левой стороны, при этом, выгиб щели сделан по движению автомобиля, а с правой — против движения. При движении автомобиля тем самым достигается естественная вентиляция моторного отсека.

Система терморегулирования двигателя МеМЗ-968Н и моторного отсека автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Элементы автомобиля ЗАЗ-968М: 9 — Заслонка воздуховода; 10 — Окно; 11 — Надставка воздуховода; 12 — Резиновая шайба; 13 — Болт М6×14; 14 — Гайка; 15 — Шайба; 16 — Знак номерной; 17 — Болт М6×40; 18 — Прокладка.

С помощью температуры масла контролируется оптимальная температура двигателя. Она не должна быть меньше 65° C.

Когда температура воздуха будет 10° C или меньше, заслонку нужно установить горизонтально (положение II) и закрыть щель под номерным знаком, поставив резиновые шайбы 12 между панелью кузова и номерным знаком 16 (положение IV). Если не сделать этого, то двигатель «Запорожца» переохладится, следствием чего станут повышенный износ деталей и большие расходы топлива.

Когда температура воздуха будет 10° С и больше, заслонку ставят вертикально (положение I), а под номерной знак нужно установить резиновую прокладка 18 с втулкой в точках А крепления номерного знака (положение III).

Спецдорога проект улично дорожной сети.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.