Рекуперативное торможение наступает в том случае, если ЭДС тяговых двигателей трамвайных вагонов, которые работают в генераторном режиме, становится выше напряжения сети.
В этом случае рекуперируемая электроэнергия отдается в сеть, где она используется поездами, движущимися в тяговом режиме.
Величина тормозного тока при рекуперации определяется по формуле:
где: Е – ЭДС тяговых двигателей;
Uс – напряжение в контактной сети;
R – сопротивление цепи двигателей вагона.
На рис. 1 изображена схема рекуперативного торможения трамвая при тяговом двигателе последовательного возбуждения с питанием главных катушек от независимого источника.
Рис. 1. Схема рекуперативного торможения с двигателем последовательного возбуждения на трамвайном вагоне.
Независимым источником возбуждения может быть специальный возбудитель или аккумуляторная батарея, что в значительной степени усложняет электрическое оборудование.
Поэтому вопрос о рекуперативном торможении с двигателями смешанного возбуждения вагона трамвая решается наиболее просто.
Двигатели смешанного возбуждения автоматически переходят с тягового режима на рекуперативный и наоборот.
На рис. 2 показан тяговый двигатель смешанного возбуждения вагона; сплошными стрелками обозначено направление тока в режиме тяги, а пунктирными – в режиме рекуперативного торможения.
Рис. 2. Схема рекуперативного торможения с двигателями смешанного возбуждения на трамвайном вагоне.
Из рис. 2 видно, что при тяговом режиме двигатель вагона работает с компаундным возбуждением, а при рекуперативном – с противокомпаундным.
К преимуществам рекуперативного торможения двигателя трамвая относятся:
а) использование рекуперируемой энергии, вследствие чего понижается расход электроэнергии на тягу;
б) уменьшение установленной мощности тяговых подстанций;
в) легкий переход с режима тяги на режим торможения;
г) широкое регулирование скорости при тяге и рекуперации.
Недостатками рекуперативного торможения двигателя вагона подвижного состава трамвая являются:
1. Менее надежная работа трамвайного тягового двигателя в эксплуатации в результате частого повреждения шунтовых катушек возбуждения.
2. Возможность перенапряжения в сети при отсутствии потребителя рекуперированной энергии.