Устройство кривошипных механизмов двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by granada_turnier / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0)) Коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» трехопорный и отлит из высокопрочного чугуна.

Коренные шейки имеют диаметр — 55-0,019 мм, шатунные — 50-0,009-0,025 мм, кривошип имеет радиус 33 мм. Между вкладышами и коренными шейками диаметральные зазоры в новом двигателе находятся в таких пределах:

— для задней шейки (со стороны маховика) – 0,090-0,129 мм;

— для передней шейки — 0,070-0,109 мм;

— для средней шейки — 0,040-0,098 мм;

— между вкладышами шатуна и шатунными шейками — 0,025-0,072 мм.

Устройство кривошипного механизма двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» см. здесь.

На износостойкость шатунных и коренных шеек и общую работоспособность двигателя МеМЗ-968Н большое влияние оказывает степень динамической уравновешенности коленвала. Поэтому балансируется коленчатый вал вместе с маховиком, корпусом центрифуги и механизмом сцепления; дисбаланс не должен быть больше 15 г·см.

На шатунные шейки при динамической балансировке ставят разъемные противовесы круглого сечения с массой каждого 810±1 г, которые сбалансированы статически до полного равновесия.

На маховике и кожухе после динамической балансировки ставят метки их взаимного расположения.

На коленвал ДВС оказывают действие осевые усилия от косозубых зубчатых колес привода балансирного и распределительного валов (в направлении к маховику), а также возникающие только при выжиме сцепления усилие нажимных пружин механизма сцепления (80-100 кгс).

Воспринимаются осевые усилия торцовым буртом вкладышем 4 коренного переднего подшипника, торцом передней опоры, а также коренного подшипника через упорную шайбу 23.

Ограничивается осевой разбег с одной стороны шлифованным буртиком щеки, с другой – упорной шайбой 23 коленвала (при закрепленном и установленном наборе) и при сборке стоит в пределах 0,06-0,27 мм. Обеспечивается он длиной передней коренной шейки и длиной подшипника с опорой.

Устройство кривошипных механизмов двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Кривошипные механизмы двигателя МеМЗ-968Н: 1 — Корпус центробежного маслоочистителя; 2 — Зубчатое колесо привода балансирного механизма; 3 — Опора переднего подшипника; 4 — Вкладыш переднего подшипника; 5 — Опора среднего подшипника нижняя; 6 — Опора среднего подшипника верхняя; 7 — Болт; 8 — Вкладыш заднего подшипника; 9 — Подвижный маслоотражатель; 10 — Маховик; 11 — Обод зубчатый; 12 — Манжета задняя коленвала; 13 — Штифт; 14 — Шайба стопорная; 15 — Болт маховика; 16 — Прокладка; 17 — Неподвижный маслоотражатель; 18 — Стопор заднего подшипника; 19 — Шайба отгибная; 20 — Болт; 21 — Вкладыш среднего подшипника; 22 — Кколенчатый вал; 23 — Шайба упорная; 24 — Зубчатое колесо привода распредвала; 25 — Маслоотражатель центробежного маслоочистителя; 26 — Отгибная шайба ; 27 — Болт маслоочистителя; 28 — Шайба пружинная; 29 — Болт; 30 — Штифт; 31 — Подшипник игольчатый; 32 — Сальник; 33 — Заглушка; 34 — Штифт переднего коренного подшипника.

На переднем конце коленвала ДВС автомобиля ЗАЗ-968М на сегментных шпонках стоят колесо зубчатое 24 привода распределительного и балансирного валов 2, упорная шайба 23 и корпус 1 центробежного маслоочистителя. Они затягиваются с усилием затяжки 100-125 Н·м (10-12,5 кг·см) пустотелым болтом 27.

На четырех штифтах 13, один из которых смещен, на заднем торце коленвала стоит маховик 10. Между торцом вала и маховиком установлена бумажная уплотнительная прокладка 16, толщина которой 0,1 мм.

В крышке распределительных зубчатых колес со стороны переднего конца коленвала установлены манжета и неподвижный маслоотражатель для предупреждения утечки масла из картера.

На задней шейке коленвала двигателя МеМЗ-968Н установлены неподвижный 17 и подвижный 9 маслоотражатели и запрессована манжета 12 в картер с левой маслосгонной резьбой на рабочей кромке. Стоящая на манжете стрелка указывает направление вращения вала.

Задняя и передняя манжеты невзаимозаменяемы.

Маховик 10 отлит из серого чугуна, в маховике на специальную выточку напрессован зубчатый обод 11. Он служит для пуска двигателя стартером.

Обод перед напрессовкой нагревают до температуры около 200-230° C. К валу маховик крепится стопорится шайбой 14 и болтом 15.

У болта 15 маховика есть расточка, в которой установлен игольчатый подшипник 31 ведущего вала коробки передач. В болте для защиты от пыли стоит фетровый сальник 32, который закрыт заглушкой 33. Затягивать болт необходимо с усилием 280-320 Н·м (28-32 кгс·м).

У среднего подшипника опора отлита из сплава магния. Она разъемная и состоит из двух половин — верхней 6 и нижней 5, стягивающихся с усилием затяжки 25-30 Н·м (2,5-3 кгс·м) болтами 7 и центрирующихся двумя штифтами 30. Обработка половинок опор происходит совместно, в связи с чем они не могут быть заменены по отдельности.

Половинки средней опоры на коленвал двигателя автомобиля ЗАЗ-968М устанавливаются таким образом, чтобы, если смотреть с конца коленвала с лыской, то канал в опоре 5, служащий для подведения смазки, находился с левой стороны, а два отверстия с резьбой под болты 29 крепления к картеру опоры — внизу,

Вкладыш 21 среднего подшипника коленвала разъемный. Его монтирование происходит вместе со средней опорой на коленвал до его постановки в картер. Половинки подшипника являются взаимозаменяемыми и в опоре фиксируются штифтами.

Передняя опора 3 отлита из сплава магния, имеет каналы для отвода и подвода смазки. В нее запрессован вкладыш 4 переднего подшипника. Он фиксируется штифтом 34.

Действующие на коленчатый вал осевые усилия воспринимает передняя опора. Опора запрессовывается в картер и к нему крепится при помощи шпилек.

Коренные подшипники коленвала ДВС изготовлены из особого сплава алюминия.

Задний коренной подшипник непосредственно запрессован в картер двигателя МеМЗ-968Н и фиксируется стопором 18 и болтом 20, который стопорится отгибной шайбой 19. Коренные подшипники при необходимости рекомендуется во избежание повышенного прогиба оси коленвала менять одновременно все.

После замены вкладышей необходимо проверить в каждом подшипнике диаметральный зазор.

https://elhall.ru заказать качественный Ремонт апартаментов.
Закладка Постоянная ссылка.