Устройство шатунов, поршней и цилиндров двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by PaPaKo / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)) Шатуны двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» — кованые, стальные, имеют двутавровое сечение. Бронзовая втулка 17 запрессована в верхнюю головку шатуна. Шатун в зависимости от внутреннего диаметра втулки маркируется тем или иным цветовым индексом у головки. Во втулке и головке шатуна просверлены отверстия, с целью подведения масла к поверхности трения поршневого пальца.

Устройство шатунов, поршней, поршневых колец и цилиндров двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» см. здесь.

У двигателя МеМЗ-968Н нижняя головка шатуна является разъемной с тонкостенными вкладышами 14. Шатун и крышка 13 нижней головки растачиваются совместно, а затем центрируются болтами 16, имеющими шлифованные стержни. Изготавливаются болты высокой точности из легированной стали и обрабатываются термически. Шатун и крышку нижней головки заменять можно только вместе.

Цифры у разъема нижней головки на приливах, указывающие номер цилиндра, в случае сборки крышки со стержнем шатуна нужно располагать с одной стороны. При сборке гайки 12 шатунных болтов 16 нужно затягивать с усилием 50—56 Н·м (5—5,6 кгс·м), а затем стопориться гайками 11 с их поворотом на 1,5-2 грани после того, как соприкоснуться с основными.

Устройство шатунов, поршней и цилиндров двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Шатуны, поршни и цилиндры двигателя МеМЗ-968Н: 1 — Прокладка цилиндра; 2 — Цилиндр; 3 — Поршневой палец; 4 — Поршень; 5 — Кольцо стопорное поршневого пальца; 6 — Кольцо верхнее компрессионное; 7 — Кольцо нижнее компрессионное; 8 — Кольцевой диск маслосъемного кольца; 9 — Расширитель осевой; 10 — Расширитель радиальный; 11 — Стопорная гайка; 12 — Гайка; 13 — Крышка шатуна; 14 — Вкладыш шатуна; 15 — Шатун; 16 — Болт; 17 — Втулка шатуна.

Подшипник нижней головки шатуна собой представляет два взаимозаменяемых тонкостенных биметаллических вкладыша 14. Вкладыши для предупреждения провертывания и осевого перемещения фиксируются выступами, которые входят в гнезда в крышке и теле шатуна. Биметаллический вкладыш имеет толщину 1,75-0,08-0,017 мм.

Поршни 4 двигателя МеМЗ-968Н сделаны из жаропрочного сплава алюминия, имеют плоское днище, луженые. Под поршневые кольца на головке поршня проточены три канавки: нижняя — под маслосъемное, две верхние — под компрессионные.

Юбка поршня 4 выполнена в форме усеченного конуса, чье большее основание расположено у нижнего края юбки. Она в поперечном сечении имеет форму эллипса, разность между малой и большой осью которого равна 0,36 мм.

Чтобы обеспечить монтажный зазор 0,05—0,07 мм между цилиндром и поршнем, поршни подбирают по цилиндрам, по их группам размеров (табл. 1).

Таблица 1
Цветовой индекс группы Буквенный индекс группы Диаметр, мм
Цилиндра Поршня
Красный А 75,99—76,00 75,93—75,94
Желтый Б 76,00—76,01 75,94—75,95
Зеленый В 76,01—76,02 75,95—75,96
Белый Г 76,02—76,03 75,96—75,97
Синий Ж 76,03—76,04 75,97—75,98

На днище поршня наносится буквенный индекс группы (А, Б, В, Г, Д). Указанный зазор гарантирует нормальную работу двигателя автомобиля ЗАЗ-968М при максимальной тепловой нагрузке.

Ось отверстия под поршневой палец имеет смещение на 1,5 мм относительно продольной плоскости симметрии поршня в сторону, которая противоположна вращению коленчатого вала. Это нужно для устранения стука поршня о стенки цилиндра, когда на непрогретом двигателе проходятся мертвые точки, а также для уменьшения шума.

На днище поршня нанесена стрелка для верного расположения поршня при установке на двигатель МеМЗ-968Н. Направление стрелки при сборке нужно обратить в сторону вентилятора.

Поршни в соответствии диаметра отверстия под палец сортируют на 4 группы, которые обозначаются на бобышке отверстия краской (табл. 2).

Таблица 2
Номер группы Цветовой индекс группы Диаметр отверстия под палец, мм Наружный диметр пальца, мм
В поршне В шатуне
I Красный 21,9875—21,9900 21,9945—21,9970 21,9900—21,9925
II Желтый 21,9900—21,9925 21,9970—21,9995 21,9925—21,9950
III Зеленый 21,9925—21,9950 21,9995—22,0020 21,9950—21,9975
IV Белый 21,9950—21,9975 22,0020—22,0045 21,9975—22,0000

Поршневые пальцы ДВС МеМЗ-968Н плавающие, стальные, полированные, закаленные. Длина пальца равна 65,6 мм, диаметр равен 22 мм. Пальцы от осевого перемещения фиксируются при помощи пружинных стопорных колец 5. Изготовляют пальцы с высокой точностью и сортируют на четыре группы по величине наружного диаметра. Нанесение обозначения размерной группы происходит на внутренней поверхности поршневого пальца. Палец, шатун и поршень при сборке комплектуют из деталей исключительно одной размерной группы, тем самым обеспечивая натяг между поршнем и пальцами 0—0,005 мм и зазор между шатуном и пальцем 0,002—0,007 мм (температура при этом должна быть 20° C).

Чтобы избежать на сопрягаемых поверхностях задиры сборка пальца с поршнем осуществляется только тогда, когда поршень будет нагрет до температуры 50—75° C.

Установка поршневых колец производится на каждый поршень по три штуки. Два компрессионных кольца сделаны из специального чугуна: нижнее 7 — фосфатированное и имеющее по наружному диаметру острые кромки, верхнее 6 — хромированное и имеющее по наружному диаметру притупленные кромки.

У наружной поверхности нижнего компрессионного кольца имеется прямоугольная фаска. Кольцо при постановке на поршень ставится фаской вниз.

На кольцах есть прямые вырезы, которые называют замками и которые позволяют им пружинить.

Маслосъемное кольцо сделано из стали. Оно состоит из 4-х элементов: радиального 10 и осевого 9 расширителей и двух стальных дисков 8.

При установке в цилиндр зазор в стыке поршневых колец такой: для дисков маслосъемных колец составляет 0,9—1,5 мм, для компрессионных колец составляет 0,25—0,55 мм.

Нижнее компрессионное кольцо и верхнее компрессионное кольцо обладают различной толщиной: нижнее — 1,978—1,995 мм, верхнее — 1,478—1,490 мм.

При монтаже зазор между поршневыми компрессионными кольцами и канавками поршня равен 0,025—0,057 мм для второго кольца и 0,045—0,077 мм для первого кольца.

Расположение замков поршневых колец и порядок их установки на поршень изображены на схеме. Замки I и II — на компрессионных кольцах; замки III и VI — на дисках маслосъемного кольца; замки IV (на осевом) и V (радиальном) на расширителях. На участках «а» поршня замков I, II, III, VI не должно быть.

Расположение замков поршневых колец двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Смещение оси поршневого кольца двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Расположение меток цилиндра на шатуне и крышке в двигателе МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Цилиндры, имеющие оребренную наружной поверхность, взаимозаменяемы и отлиты из чугуна. Диаметр цилиндра равен 76+0,04-0,01 мм.

Между цилиндром и картером для уплотнения ставится бумажная прокладка 1, имеющая толщину 0,27—0,33 мм. Между головкой цилиндров и цилиндром прокладка не ставится, уплотнение происходит упором торца цилиндра в плоскость головки. На торце цилиндра для улучшения уплотнения проточена канавка.

Цилиндры по диаметру для обеспечения монтажного зазора делят на 5 групп. У каждой группы есть своя цветовую маркировку (красная, желтая, зеленая, белая, синяя), которая находится на верхнем ребре. На картер цилиндры устанавливают таким образом, чтобы плоские ребра 1-го и 3-го были направлены в сторону крышки распределительных зубчатых колес, а 2-го и 4-го — в сторону маховика.

Закладка Постоянная ссылка.