У двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» головка 9 цилиндров с полуклиновой камерой сгорания, на два цилиндра общая, отлита из сплава алюминия и обладает ребрами охлаждения. В головку цилиндров запрессованы втулки 11 клапанов, сделанные из спеченной керамики и седла 7 и 8 клапанов, которые выполнены из особого чугуна. В отверстия под свечи закручиваются бронзовые резьбовые втулки 16, которые фиксируются штифтами.
В новой направляющей втулке диаметр отверстия под стержень клапана составляет 7,992-8,020 мм, а ширина рабочей фаски седла клапана равна 1,4-2,0 мм. Перед тем, как установить втулки, седла клапанов и направляющие головку нагревают до 200-220° C. Маслосливная трубка 6 и кожухи 5 штанг также запрессованы в головку.
У головки есть два раздельных впускных канала, расположенных по одному на цилиндр, а также два выпускных канала, которые находятся со стороны свечей зажигания. Патрубки 14 с плоскими фланцами для закрепления выпускных труб запрессованы в расточки выпускных каналов.
В головках для их правильной установки есть проточки, садящиеся на цилиндры центрирующим пояском.
Гайки, служащие для крепления головки цилиндров необходимо затягивать исключительно на холодном двигателе, в два приема: в первый раз с усилием 16-20 Н·м (1,6-2,0 кгс·м) и в завершении — 40-50 Н·м (4-5 кгс·м).
Объем выполненной в головке камеры сгорания составляет 41,2-43,7 см3.
В головке на 4-е опоры ставится валик коромысел в сборе с коромыслами. Головка сверху закрывается крышкой.
Головка цилиндров двигателя МеМЗ-968Н: 1 — Прокладка; 2 — Коллектор впускной; 3 — Крышка головки цилиндров; 4 — Прокладка крышки головки цилиндров; 5 — Кожух штанги; 6 — Трубка маслосливная; 7 — Седло впускного клапана; 8 — Седло выпускного клапана; 9 — Головка цилиндров; 10 — Шпилька валика коромысел; 11 — Втулка направляющая клапанов; 12 — Рым; 13 — Штифт; 14 — Патрубок выпускной; 15 — Заглушка масляного канала; 16 — Втулка свечи; 17 — Шпилька крепления крышки.
Крышка 3 головки цилиндров двигателя МеМЗ-968Н отштампована из листовой стали и на поверхности имеет ребра жесткости. К стенкам с внутренней стороны крышки приварены масляные отражатели для улучшения слива масла. Между головкой и крышкой поставлена уплотнительная прокладка 1, выполненная из материала БР-1 толщиной 3 мм. К головке крышка закрепляется 4-мя шпильками с гайками.
Впускной коллектор 2 отлит из сплава алюминия и обладает общим входом и раздельными патрубками на каждый цилиндр двигателя. Коллектор к головке цилиндров прикрепляется шпильками. Под фланцы ставят нужное количество прокладок 1 до выбора зазора между впускной трубой и фланцем.
Начатый в карбюраторе процесс приготовления горючей смеси продолжается во впускном трубопроводе. Там горючая смесь подогревается с целью лучшего испарения топлива, для более равномерного распределения по цилиндрам двигателя МеМЗ-968Н и для его полного перемешивания с воздухом.
Во впускном трубопроводе горючая смесь подогревается горячим воздухом от цилиндров и головок цилиндров. При этом, независимо от режима работы двигателя автомобиля ЗАЗ-968М, к впускному трубопроводу подводится приблизительно постоянное количество тепла. Объем же проходящей через трубопровод горючей смеси полностью зависит от режима, в котором работает двигатель. Оно при снижении нагрузки уменьшается, а приток к впускному трубопроводу тепла остается прежним. Из чего следует, что смесь в этом случае сильнее подогревается, и наоборот, чем больше нагрузка, тем больший объем смеси проходит через трубопровод при постоянном потоке тепла. Смесь, следовательно, подогревается меньше. Степень подогрева горючей смеси, таким образом, меняется автоматически, в зависимости от режима, в котором работает двигатель ЗАЗ-968М, именно так, как это нужно для оптимальных условий его работы.
- Рабочий цикл и порядок работы цилиндров двигателя МеМЗ-968Н
- Устройство двигателя МеМЗ-968Н
- Картер двигателя
- Кривошипные механизмы
- Шатуны, поршни и цилиндры
- Газораспределительный и балансирный механизмы: Распределительный и балансирный валы
- Клапанный механизм