Схема смазывания и устройство смазочной системы двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Хомелка / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)) Смазочная система двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» в себя включает масляный насос 27; маслоприемник совместно с фильтром грубой очистки 28; масляный картер 30; центробежный полнопоточный маслоочиститель, который смонтирован на конце коленвала; редукционный клапан, который установленн в корпусе масляного насоса; маслозаливную горловину 5; масляный радиатор 12, указатель уровня масла 31.

Устройство смазочной системы двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» см. здесь.

Смазывание деталей двигателя происходит комбинированным способом: разбрызгиванием и под давлением.

Масло подается под давлением к коренным подшипникам и шатунным подшипникам коленвала, к подшипникам балансирного вала и распредвала. Пульсирующая подача масла предусмотрена к валикам коромысел, коромыслам, штангам толкателей и толкателям. Поршни с поршневыми пальцами, стержни клапанов в их направляющих втулках, втулки верхних головок шатунов, поршневые кольца, стенки цилиндров, валик привода распределителя зажигания смазываются с помощью масла, которое вытекает из зазоров и после разбрызгивается движущимися деталями.

При работе двигателя МеМЗ-968Н масло циркулирует так:

Масляный насос 27, который приводится во вращение от распредвала парой зубчатых колес, имеющих спиральные зубья, через маслоприемник с фильтром 28 засасывает масло, а затем его подает по вертикальному каналу 26, продольному каналу 29 и поперечному каналу 33 в картер двигателя МеМЗ-968Н, к передней опоре. Масло поступает в полость 34 центробежного маслоочистителя через проточку кольцевого типа в передней опоре, отверстия, сделанные в переднем подшипнике, и канал, который образован лыской на коленвале, ведущими зубчатыми колесами привода распредвала и балансирного вала и корпусом центробежного маслоочистителя.

После очищенное масло через болт, которым крепится центробежный маслоочиститель, центральный канал и поперечный канал коленвала, кольцевую канавку, канал переднего коренного подшипника поступает в поперечный канал 3 передней опоры и затем в продольный канал 15, который проходит вдоль картера, далее по каналам 21, которые просверлены в перегородках картера, поступает к заднему и среднему коренным подшипникам. Посредством отверстий в коренных шейках коленвала, масло проходит в кольцевые канавки 25. Часть масла из данных канавок поступает на смазку коренных подшипников, а вторая часть попадает в наклонные каналы 22, которые просверлены в шейках и щеках коленвала, и подается к подшипникам нижних головок шатунов.

Масло от первой коренной шейки поступает для смазывания 1-го, от средней коренной шейки — 2-го и 3-го, от задней коренной шейки — 4-го подшипников нижних головок шатунов.

Схема смазывания и устройство смазочной системы двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Смазочная система двигателя МеМЗ-968Н и схема смазывания: 1 — Крышка маслоочистителя; 2 — Канал вертикальный подведения масла к распредвалу; 3 — Канал поперечный подачи очищенного масла; 4 — Балансирного механизма вал; 5 — Горловина маслозаливная; 6 — Вал распределительный; 7 — Головка цилиндров; 8 — Канал продольный подвода масла к толкателям; 9 — Давления масла датчик; 10 — Трубка маслосливная; 11 — Валик коромысел; 12 — Радиатор масляный; 13 — Канал сливной из масляного радиатора; 14 — Штуцер-жиклер подведения к радиатору масла; 15 — Продольный канал подведения к коренным подшипникам масла; 16 — Штанга толкателя выпускного клапана 3-го и 1-го цилиндров; 17 — Канал в картере; 18 — Проточка в толкателе выпускного клапана 3-го и 1-го цилиндров; 19 — Вставка толкателя выпускного клапана 3-го и 1-го цилиндров; 20 — Толкатель выпускного клапана 3-го и 1-го цилиндров; 21 — Поперечный канал подведения масла к коренным подшипникам; 22 — Канал подведения масла к шатунным шейкам; 23 — Штанга толкателя; 24 — Толкатель; 25 — Канавки в коренных подшипниках; 26 — Канал вертикальный от насоса; 27 — Масляный насос; 28 — Маслоприемник с фильтром грубой очистки; 29 — Канал продольный от насоса; 30 — Картер масляный; 31 — Щуп маслоизмерительный; 32 — Датчик температуры; 33 — Поперечный канал от насоса; 34 — Полость маслоочистителя центробежного.

Распределительный вал 6 и балансирный вал 4 смазываются так:

Масло подается по вертикальному каналу 2 из передней опоры в верхний продольный канал 8, который находится с правой стороны картера, при взгляде со стороны вентилятора, и посредством сверлений в стенках картера поступает для смазывания задней, средней и передней шеек распредвала и на зубчатое ведущее колесо привода масляного насоса и прерывателя-распределителя. В задней и передней шейках распредвала есть отверстия, которые при совпадении с отверстиями в картере (при каждом обороте распредвала – один раз) масло поступает на смазывание балансирного вала.

Для смазывания толкателей правой стороны (при взгляде со стороны вентилятора) масло подается по верхнему продольному каналу, а для смазывания толкателей левой стороны — по сверленым поперечным отверстиям, которые имеют соединение с продольным каналом.

К валикам коромысел подвод масла происходит толкателями выпускных клапанов 3-го и 1-го цилиндров. Когда толкатель находится на вершине кулачка распредвала, проточка 18 в толкателе совпадает с поперечным и продольным каналами 17 картера (при каждом обороте распредвала – один раз), и масло подается посредством вставки 19 толкателя, пустотелой штанги 16 отверстия в регулировочном винте, канал, который выполнен в коротком плече коромысел выпускных клапанов 3-го и 1-го цилиндров, в пустотелые валики 11 коромысел правой и левой головок цилиндров. По наружному диаметру на валике в местах, где установлены коромысла, есть кольцевые проточки, где просверлены отверстия. По этим отверстиям масло из внутренней полости валика поступает для смазывания коромысел, часть масла посредством каналов в коромыслах, отверстия регулировочных болтов поступает для смазки наконечников штанг и через толкатели сливается, когда они находятся на затылке кулачка распредвала. К направляющим втулкам клапанов и клапанам масло подается с помощью разбрызгивания.

Скапливающееся под крышкой головки цилиндров масло стекает к наружной стенке головки 7 и сливается в картер 30 посредством сливных трубок 10.

В смазывающую систему двигателя автомобиля ЗАЗ-968М масляный радиатор 12 включен параллельным способом, масло из верхнего продольного канала 8 подается через штуцер 14, имеющим калиброванное отверстие, диаметр которого составляет 3+0,12 мм. Масло, проходя завихритель радиатора, охлаждается и свободно сливается в масляный картер 30 двигателя МеМЗ-968Н по вертикальному каналу 13.

Закладка Постоянная ссылка.