Смазочная система двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» является комбинированной. Под давлением осуществляется смазка шатунных и коренных подшипников, подшипников балансирного вала и распредвала, толкателей и валиков коромысел. Смазка всех остальных деталей происходит методом разбрызгивания.
Смазочная система включает масляный картер 1, маслоприемник 3, масляный насос, масляный щуп, полнопоточный центробежный маслоочиститель, масляный радиатор 17, систему подводящих и отводящих каналов, маслозаливную горловину 14.
Масляный насос двигателя МеМЗ-966Г — шестеренный, односекционный, смонтирован в крышке распределительных зубчатых колес. Привод масляного насоса происходит от коленвала с помощью пары зубчатых винтовых колес с передаточным отношением 1:2. Ведущее зубчатое колесо привода установлено на переднем конце коленчатого вала, ведомое выполнено на валике 5 привода. На нем же выполнен конический эксцентриковый кулачок для привода топливного насоса, а в верхней части паз для привода прерывателя-распределителя.
Ведущее зубчатое колесо 4 насоса установлено на валик 5 на сегментной шпонке, ведомое 6 свободно вращается на оси, запрессованной в крышку распределительных зубчатых колес. Для подвода смазки под давлением к спиральным зубьям привода масляного насоса в крышке выполнено ступенчатое отверстие диаметром 3 и 1,2 мм.
Монтажные зазоры:
а) в зацеплении зубчатых колес должен составлять 0,13—0,24 мм;
б) при проверке щупом между наружным диаметром зубчатых колес и расточками в крышке равен 0,033—0,077 мм;
в) между торцами зубчатых колес и плоскостью крышки равен 0,01—0,08 мм.
При сборке зубчатые колеса масляного насоса устанавливают так, чтобы торец фаской был обращен в сторону корпуса. При необходимости меняется прокладка (из маслостойкой лакоткани толщиной 0,17—0,2 мм). При увеличении зазора резко падает подача масляного насоса. Подача масляного насоса на смеси из 25% керосина и 75% веретенного масла при частоте вращения ведущего валика, равной 2000 мин-1, должна быть не меньше 1300 л/ч.
Смазочная система двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: 1 — Масляный картер; 2 — Пробка сливная; 3 — Маслоприемник с трубкой; 4 — Ведущее зубчатое колесо масляного насоса; 5 — Ведущий валик масляного насоса; 6 — Ведомое зубчатое колесо масляного насоса; 7 — Корпус центробежного маслоочистителя; 8 — Крышка центробежного маслоочистителя; 9 — Болт крепления корпуса маслоочистителя; 10 — Ганка крепления крышки маслоочистителя; 11 — Храповик; 12 — Прокладка; 13 — Уплотнительное резиновое кольцо; 14 — Маслозаливная горловина; 15 — Валик коромысел; 16 — Сливная трубка; 17 — Масляный радиатор; 18 — Жиклер масляного радиатора; 19 — Канал подвода масла к толкателям; 20 — Толкатель выпускных клапанов цилиндров 1-го и 3-го; 21 — Проточка в толкателях выпускных клапанов первого и третьего цилиндров; 22 — Толкатель; 23 — Штанга толкателя; 24 — Вставка толкателя; 25 — Кольцо уплотнительное кожуха штанг; 26, 28 — Шайбы; 27 — Пружина; 29 — Кожух штанги; А — подвод масла посредством толкателей выпускных клапанов цилиндров 1-го и 3-го; Б — слив масла через толкатели.
Редукционный клапан двигателя МеМЗ-966Г — плунжерный, выполнен в крышке распределительных зубчатых колес, срабатывает при давлении 4,5—5,8 кгс/см2.
На двигателе автомобиля ЗАЗ-968М-005 (при проверке давления при помощи манометра, который стоит вместо датчика давления масла) при давлении не меньше 2,5 кгс/см2 с учетом потерь в магистрали должен срабатывать редукционный клапан.
У редукционного клапана длина пружины, находящейся в свободном состоянии должна быть не меньше 42 мм.
Центробежный маслоочиститель представляет собой фильтр тонкой очистки масла. Масло до него проходит очистку только через сетку приемника масла.
Корпус 7 центробежного маслоочистителя выполнен из чугуна. Он размещен на передней шейке коленвала МеМЗ-966Г. Фиксирование корпуса происходит шпонкой, крепится он вместе с маслоотражателем с помощью специального болта 9. Болт нужно затягивать с усилием 10—12 кгс·м. Посредством отверстия, находящегося в данном болте, очищенное масло проходит в коленвал, а потом в центральную масляную магистраль. Для очистки масло подается из масляного насоса посредством полости, которая образована лыской на передней шейке коленвала и набором зубчатых колес, которые размещены на коленвале и уплотнены по торцам.
Для уменьшения подачи масла на манжету на ступице корпуса выполнена прямоугольная маслосгонная резьба.
Крышка 8 центробежного маслоочистителя ДВС автомобиля ЗАЗ-968М-005 выполнена из алюминиевого сплава. Она одновременно применяется в качестве шкива привода вентилятора. К корпусу крышка крепится с помощью гайки 10 с усилием 5,5—7 кгс·м и уплотняется резиновым кольцом 13 по наружному диаметру и прокладкой 12 под гайкой 10. В болт, служащий креплением корпуса центробежного маслоочистителя, снаружи вворачивается храповик 11 для проворота коленвала вручную.
Для недопущения неправильной установки меток МЗ и ВМТ, которые нанесены на крышке, относительно корпуса на самом корпусе есть штифт, а в крышке выполнено гнездо.
Масляный радиатор включен в смазочную систему двигателя МеМЗ-966Г параллельно через калиброванное отверстие в жиклере и состоит из восьми секций. Конструкция масляного радиатора подобна конструкции масляного радиатора двигателя МеМЗ-968Н. Однако места крепления радиаторов различны, поэтому радиаторы невзаимозаменяемы.
Контролирование уровня масла происходит посредством маслоизмерителя. Уровень масла в картере двигателя при эксплуатации автомобиля надо поддерживать около верхней метки на маслоизмерителе.
Система вентиляции картера и контроль за смазочной системой такие же, как и для двигателя МеМЗ-968Н.
При присоединении крышки к картеру необходимо установить паз под привод распределителя в определенное положение, которое будет обеспечивать правильную установку распределителя зажигания.