Устройство центробежного маслоочистителя и контроль за работой смазочной системы двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Krzysztof Maria Różański / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)) Центробежный маслоочиститель двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» представляет собой полнопоточный фильтр тонкой очистки, осуществляющий непрерывную очистку масла от загрязнения. Масло до него очищается только сеткой маслоприемника. Чугунный корпус 6 стоит на передней шейке коленвала, фиксируется при помощи шпонки и закрепляется вместе с маслоотражателем болтом 5. Затяжка болта должен быть с усилием, равным 100—125 Н·м (10—12,5 кгс·м). Очищенное масло через канал в болте подается в коленчатый вал, а затем в центральную масляную магистраль.

Для очистки масло из масляного насоса подается по каналу, который образован лыской на передней шейке коленвала и набором зубчатых колес, установленных на коленвале и уплотненных по торцам.

Крышка 9 сделана из сплава алюминия; она применяется как шкив привода вентилятора. К корпусу крышка крепится с помощью шести болтов 8 посредством паронитовой прокладки 7. С целью предотвращения неверной установки меток МЗ и ВМТ, которые нанесены относительно корпуса на крышке, одно из шести отверстий смещено. Отверстие обозначено меткой.

Устройство центробежного маслоочистителя двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Устройство центробежного маслоочистителя двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Валик промежуточный привода масляного насоса; 2 — Центрирующая втулка; 3 — Насос масляный; 4 — Маслоприемник; 5 — Болт крепления маслоочистителя центробежного; 6 — Корпус маслоочистителя центробежного; 7 — Прокладка; 8 — Болт; 9 — Крышка маслоочистителя центробежного; 10 — Храповик.

При работе двигателя МеМЗ-968Н от масла за счет центробежных сил отделяются различные твердые частицы и затем оседают на стенках особых приливов крышки и корпуса.

Центробежный маслоочиститель необходимо очищать после первых 3000 км, а затем после каждых 10000 км пробега «Запорожца».

Из-за того, что надставка воздуховода (см. рисунок ниже) затрудняет доступ к центрифуге, чтобы ее очистить, при обслуживании надставку необходимо снять. Надставка к панели кузова крепится болтами.

Расположение надставки воздуховода в автомобиле ЗАЗ-968М Запорожец

Расположение надставки воздуховода в автомобиле ЗАЗ-968М «Запорожец».

Чтобы двигатель автомобиля ЗАЗ-968М можно было вручную провернуть в крышке есть храповик 10.

Детали кривошипно-шатунного механизма в процессе работы двигателя нагреваются. Обмывая горячие детали двигателя, масло нагревается. Нужное охлаждение масла обеспечивается благодаря высокой теплопроводности головок цилиндров, картера двигателя, крышки центрифуги, у которой есть оребренная поверхность, и масляного картера, обладающего большой охлаждающей площадью.

При помощи датчиков температуры и давления масла проводится контроль за работой смазочной системы. Срабатывание датчика аварийного давления масла типа ММ-111Д происходит при падении в системе давления до 0,04—0,08 МПа (0,4—0,8 кгс/см2).

Установленная на щитке приборов лампочка сигнализирует об аварийном давлении. В случае, когда лампочка при движении автомобиля ЗАЗ-968М на 4-ой передаче на скорости 40 км/ч (температура масла 70—80° C, обороты двигателя больше 1600 мин-1) не гаснет, то это говорит о падении в смазочной системе давления ниже допустимого и о том, что необходим ремонт.

В случае проверки манометром при частоте вращения коленвала 3000 мин-1 (об/мин) и температуре, равной 80° C, давление масла должно быть не меньше 0,12 МПа (1,2 кгс/см2).

Используемое в двигателе МеМЗ-968Н масло должно отвечать требованиям, основные из которых состоят в следующем:

1. Вязкость масла в большой степени не должна зависеть от температуры окружающего воздуха и теплового состояния двигателя: между трущимися поверхностями при любых условиях должен быть масляный клин;

2. Должна быть достаточно высокой стабильность химического состава масла и специальных присадок, находящихся в нем, чтобы в период службы смазка сохраняла нужные качества (периодичность смены масла для двигателей типа МеМЗ-968Н составляет 10 000 км пробега автомобиля либо сезонно — осенью и весной);

3. Масло не должно быть склонным к выделению труднорастворимых отложений и осадков или к вспениванию, а также не должно быть химически агрессивным.

У масло также должны быть моющие свойства, и оно должно быть способно растворять шлам и осадки, откладывающиеся на внутренней поверхности картера двигателя автомбиля.

Перечень требований, которые предъявляются к маслу, говорят о том, что двигатель нужно заправлять исключительно теми маслами, которые рекомендованы для него «Руководством по Эксплуатации».

В передней части поддона картера стоит датчик температуры масла типа ТМ-100А. Он работает в комплекте с логометрическим приемником, который установлен на приборном щитке, показывая температуру масла (70—110° C).

В случае использования масла М12Г1 или М12ГИ допустимо повышение его температуры до 125° C в картере двигателя.

Температурный датчик типа ТМ-100А является малогабаритным неразборным полупроводниковым герметичным прибором, который работает с логометрическим указателем температуры. У данного датчика чувствительным элементом является терморезистор, который установлен в баллоне датчика. Температура измеряется в пределах 40—125° C. Датчик установлен в масляном картере двигателя на резьбе К 3/8". В случае его установки или снятия необходимо использовать торцовый ключ и в обязательном порядке обесточить проводку (снять провод «массы» с клеммы аккумулятора).

Указатель температуры имеет следующую допустимую погрешность показаний:

Показание указателя, ° C 40 80 100 125
Истинная температура, ° C 36—52 75—85 95—105 113—125
Бандаж компрессионный на коленный сустав tamerlan.com.kz.
Закладка Постоянная ссылка.