Вентилятор с приводом и кожухи системы охлаждения представляют в совокупности воздушную систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец». От правильной установки кожухов и их состояния зависит в большой степени организация потока охлаждающего воздуха, а также тепловое состояние двигателя в целом.
При нарушении организованного потока охлаждающего воздуха может случиться потеря мощности, перегрев двигателя, выход из строя от перегрева всего двигателя в целом или его отдельных узлов (прогар выпускных клапанов, задир коренных и шатунных вкладышей коленвала, прогар поршней, потеря подвижности поршневых колец в канавках поршня).
В связи с чем, щитки и кожухи, являющиеся, на первый взгляд, простыми деталями охлаждающей системы, имеют для поддержания нужного теплового состояния двигателя МеМЗ-968Н большое значение.
Верхний кожух 8 из себя представляет деталь со сложной конфигурацией, которая отштампована из листовой стали. Для фланца карбюратора вырублено окно в средней части кожуха. На кожухе сверху с левой стороны прикреплены с помощью сварки два кронштейна. Кронштейн в задней части служит для упора оболочки троса дроссельной заслонки. Кронштейн в передней части служит для зацепа возвратной пружины дроссельной заслонки.
По периметру, где кожух прилегает к головкам цилиндров, приклеены с двух сторон уплотняющие прокладки.
Для крепления кожуха к боковым кожухам, к нему приварены ушки.
Кожухи системы охлаждения двигателя МеМЗ-968Н: 1 — Кожух левый задний; 2 — Козырек масляного радиатора; 3 — Кожух правый задний; 4 — Крышка кожуха; 5 — Отводящий кожух; 6 — Средний щиток; 7 — Щиток головки цилиндров; 8 — Верхний кожух; 9 — Кожух левый передний; 10 — Кожух правый передний.
Задние кожухи — левый 1 и правый 3 и передние — левый 9 и правый 10 отштампованы из листовой стали. У передних кожухов есть особые вытяжки для прилегания к головкам цилиндров и цилиндрам и радиусные выштамповки под направляющий аппарат.
Для крепления к кожухам отводящего 5 и верхнего 8 кожухов, к ним приварены ушки с гайками.
К кожухам сваркой прикреплены специальные щитки, которые охватывают ребра цилиндров. Щитки нужны для организации потока воздуха и хорошего обдува цилиндров.
У левого 1 и правого 3 задних кожухов есть прямые выштамповки под корпус привода распределителя и торцы масляного радиатора. Как и у передних кожухов, у них есть особые вытяжки для прилегания к головкам цилиндров и цилиндрам. К кожухам сваркой прикреплены щитки, которые охватывают ребра цилиндров и ушки с гайками, служащие для крепления к ним отводящего и верхнего кожухов.
Задние и передние боковые кожухи, ставятся до установки головок цилиндров. Это связано с их специфической конструкцией.
При помощи пружинных захватов на сливную трубку головок цилиндров ставится щиток 7 головок цилиндров и средний щиток 6 цилиндров. Это нужно для организации потока воздуха и равномерного охлаждения цилиндров и головок цилиндров ДВС.
К щиткам пружинные захваты прикрепляются с помощью заклепок.
С правой и левой стороны двигателя МеМЗ-968Н к боковым кожухам крепятся взаимозаменяемые отводящие кожухи 5, нужные для отвода за пределы моторного отсека нагретого воздуха, который прошел цилиндры и головки цилиндров.
Отводящие кожухи прикрепляются к боковым болтам. Отводящие кожухи сверху закрываются крышкой 4, находящейся в сборе с термостатом и заслонкой.
Крышка изготовлена из листовой стали методом штамповки. К ней сваркой прикреплены левая и правая боковины термостата. Также сваркой к левой боковине термостата прикреплена скоба крепления термостата. Именно в нее и устанавливается термостат. На осях в крышке поставлена заслонка. Для циркуляции воздуха при прогреве двигателя автомобиля ЗАЗ-968М, в случае, когда заслонка термостата закрыта, в верхней части крышки сделаны окна. Установка крышки происходит только после того, как будут установлены и закреплены выпускные трубы.
Козырек 2 масляного радиатора установлен для уменьшения просвета между масляным радиатором и картером двигателя.
Кожухи не требуют особого ухода. При эксплуатации необходимо следить за креплением кожухов, и не допускать его ослабления, потому что при незакрепленных кожухах сильно меняются потоки и появляются завихрения воздуха, которые ведут к перегреву двигателя.