080Как установлено выше, диаграмма использования позволяет определить расход топлива для разных условий движения автомобиля. Если произвести это определение для разных дорожных сопротивлении и скоростей, а затем построить соответствующую диаграмму расходов топлива на 1 километр пробега (для разных ψ и v), то получится график, носящий название экономической характеристики автомобиля. Таким образом, экономической характеристикой автомобиля называется график расходов топлива на 1 километр пробега для разных дорожных сопротивлений и скоростей движения. Переход от Q кг/час к q г/км следующий:

Экономическая характеристика автомобиля

Расчеты расходов топлива рекомендуется производить в общей таблице (по форме табл. 22).

Примерный вид экономической характеристики изображен и рис. 287, которая построена по данным гр. 1, 3 и 9 расчетной таблицы.

Таблица 22 – Расчет экономической характеристики

ψ

N

V

РD

PW

Экономическая характеристика автомобиля

G

G

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Расчет к табл. 22 для каждого значения ψ ведется в направлении увеличения числа оборотов коленвала двигателя (либо скорости движения автомобиля) через определенный интервал до тех пор, пока в графе Экономическая характеристика автомобиля (% использования) не появится цифра 100 или более. На этом расчет для данного значения ψ заканчивается и начинается для следующего большего значения. Когда для очередного ψ проценты использовании сразу получаются выше 100, заканчивается вся таблица.

Экономические характеристики, получаемые в первоначальной своей форме по расчетной таблице, не захватывают областей минимальных и максимальных скоростей (рис. 287-а).

Экономическая характеристика автомобиля

Рис. 287-а. Экономическая характеристика.

Обычно кривые дросселировки не заходят в область малых процентов использования, что ведет к отсутствию расходов топлива для минимальных скоростей, движение на которых происходит при малых процентах использования мощности.

Построение кривых в указанных областях начинается с определении расходов топлива на скоростях, близких к минимальной.

Для этого кривые Q кг/час при nMin и соседние с ними на диаграмме использования экстраполируются в область малых процентов использования (сообразно закону протекания соседних кривых, заходящих дальше в область малых процентов использования, чем экстраполируемые).