Диаграмма использования мощности двигателя позволяет определить расход топлива для разных условий движения автомобиля. Если произвести это определение для разных дорожных сопротивлении и скоростей, а затем построить соответствующую диаграмму расходов топлива на 1 километр пробега (для разных ψ и v), то получится график, носящий название экономической характеристики автомобиля. Таким образом, экономической характеристикой автомобиля называется график расходов топлива на 1 километр пробега для разных дорожных сопротивлений и скоростей движения. Переход от Q кг/час к q г/км следующий:
Расчеты расходов топлива рекомендуется производить в общей таблице (по форме табл. 1).
Примерный вид экономической характеристики изображен и рис. 1, которая построена по данным гр. 1, 3 и 9 расчетной таблицы.
ψ | N | V | Рd | Pψ | Pω | G | g | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Расчет к табл. 1 для каждого значения ψ ведется в направлении увеличения числа оборотов коленвала двигателя (либо скорости движения автомобиля) через определенный интервал до тех пор, пока в графе: (% использования) не появится цифра 100 или более. На этом расчет для данного значения ψ заканчивается и начинается для следующего большего значения. Когда для очередного ψ проценты использовании сразу получаются выше 100, заканчивается вся таблица.
Экономические характеристики, получаемые в первоначальной своей форме по расчетной таблице, не захватывают областей минимальных и максимальных скоростей (рис. 1-а).
Рис. 1-а. Экономическая характеристика автомобиля.
Обычно кривые дросселировки не заходят в область малых процентов использования, что ведет к отсутствию расходов топлива для минимальных скоростей, движение на которых происходит при малых процентах использования мощности.
Построение кривых в указанных областях начинается с определении расходов топлива на скоростях, близких к минимальной.
Для этого кривые Q кг/час при nmin и соседние с ними на диаграмме использования экстраполируются в область малых процентов использования (сообразно закону протекания соседних кривых, заходящих дальше в область малых процентов использования, чем экстраполируемые).