Поперечное сечение земляного полотна трамвайных линий в насыпи имеет форму трапеции. Наклонные плоскости насыпи (также и выемки) называются откосами, крутизна которых стоит в зависимости от применяемых грунтов.
Поперечный нормальный профиль земляного полотна в насыпи показан на рис. 1.
Рис. 1. Нормальный поперечный профиль земляного полотна трамвайных линий в насыпи.
Крутизна откосов земляного полотна трамвайного пути в насыпи принимается обычно 1:1,5, т. е. угол наклона откоса насыпи равен 33° 41′.
При высоте насыпи больше 6 м откосы в верхней части насыпи делаются нормальной крутизны 1:1,5, в нижней части более пологими – 1:1,75.
При применении для насыпи слабых и легко поглощающих воду грунтов вводятся следующие ограничения:
1. Мелкие (пылевидные) насыщенные водой пески, пухлые солончаки в насыпь не допускаются.
2. Торф и тальковая глина применяются для насыпей не выше 3 м, причем торф должен быть разбит на мелкие куски и снаружи прикрыт слоем земли толщиной 0,5 м.
3. Мел применяется при условии защиты его сверху слоем обыкновенного грунта толщиной не меньше 2 м.
4. Трепел, а также солончаковые и гипсовые грунты используются при условии принятия мер предохранения их от размокания.
Резервы, которые в отдельных случаях закладываются для насыпи, кроме того, служат и в целях отвода воды от основания насыпи. У дна резервов должен быть продольный уклон не меньше 0,002 и поперечный, от полотна трамвайного пути в сторону, – не меньше 0,02. Берма шириной не меньше 2 м планируется от полотна пути с таким же поперечным уклоном.
Рис. 2. Поперечный профиль насыпи на косогоре, применяемой для земляного полотна трамвайных линий.
Если насыпи расположены на косогорах, т. е. в местностях, имеющих значительный поперечный уклон для обеспечения необходимой устойчивости земляных масс, принимаются специальные мероприятия, противодействующие сползанию ее по поперечному уклону вниз, а именно:
а) если поперечный уклон косогора менее 0,2, то для предохранения его от оползания достаточно снять дерновый покров и устроить с нагорной стороны водоотводную канаву у основания насыпи (рис. 2, а);
б) при поперечном уклоне в 0,2 и более основание насыпи обделывается уступами шириной около 0,8–1,2 метра, а при пологих косогорах – до 2 м (рис. 2, б).
Иногда для большей устойчивости уступам придают обратные уклоны, но это возможно только в случае большого продольного уклона, иначе вода будет застаиваться в уступах и нарушать их прочность;
в) с нагорной стороны во всех случаях поверхностная вода должна быть перехвачена нагорными канавами, не допускающими ее к насыпи. Размеры поперечного сечения нагорных канав принимаются по расчету, но глубина и ширина по дну должны быть не меньше 0,6 метра, уклон продольный – не меньше 0,002 и откосы крутизны – 1:1,5. Берма между канавой и подошвой насыпи для полотна трамвайного пути делаются шириной не меньше 2 метра с уклоном от насыпи к канаве не менее 0,02;
г) если крутизна косогора близка к крутизне откосов насыпи, то насыпь получается слишком широкой, и в этом случае целесообразно с подгорной стороны устраивать бетонные или каменные подпорные стенки (рис. 3), поддерживающие откос насыпи от разрушения и заменяющие собой пологие земляные откосы.
Рис. 3. Подпорная стенка в насыпи для земляного полотна трамвайного пути.