В зависимости от назначения реле напряжения трамвайного вагона подразделяются на максимальные и минимальные (рис. 1).
Рис. 1. Реле напряжения РМ-3101 и 3102 (максимальное и минимальное) трамвайного вагона: А – принципиальные схемы (I – реле РН; II – реле РМН); Б – общий вид: 1 – катушка реле; 2 – якорь; 3 – блок-контакты (мостиковые); 4 – пружина; 5 – упор.
Реле максимального напряжения (РМН) применяется для защиты силовой или вспомогательных цепей трамвая от повышенных напряжений, которые могут в них появиться при рекуперативном торможении. При нормальном допустимом напряжении (например, Uc < 750 В) якорь реле отпадает, а его контакты, включенные в цепь катушки линейного контактора, замыкаются (схема II). При повышении напряжения сверх допустимого (Uс ≥ 750 В) якорь реле притягивается к сердечнику и размыкает свои контакты, а линейный контактор отключает силовую цепь.
Реле минимального напряжения (РН) трамвайного вагона применяется для защиты от внезапного восстановления напряжения в цепи после его падения.
При понижении напряжения до 50% от номинального (Uc ≤ 275 В) или исчезновении его якорь отпадает и размыкает свои контакты, а, следовательно, и цепь катушки линейного контактора, который отключает силовую цепь (I).
Максимальные и минимальные реле трамвайного вагона имеют одинаковую конструкцию и отличаются лишь количеством витков. Катушка РМН имеет 5650 витков и сопротивление 1622 Ом, а катушка РН имеет 45 500 витков и сопротивление 13 200 Ом.
Реле РН трамвая должно быть отрегулировано на напряжение 275 В при токе срабатывания 0,15 А, реле РМН при защите силовой цепи – на напряжение 750 В.