Радиопомехи, создаваемые электрическим оборудованием трамвайных вагонов
Источниками радиопомех на подвижном составе трамвая являются:
1. Тяговые и вспомогательные двигатели постоянного тока.
2. Контактные механизмы управления: контроллеры, контакторы, реле и пр.
Главными причинами, вызывающими помехи со стороны подвижного состава трамвая, являются: искрение на коллекторах тяговых двигателей, резкие изменения величины тока при включении и выключении контроллеров и контакторов и неустойчивый контакт токоприемника с контактным проводом.
Радиопомехи, создаваемые в трамвайных депо и мастерских
Источниками помех в трамвайных депо и мастерских служат электродвигатели станочного оборудования, высокочастотные установки, испытательные стенды для тяговых электродвигателей и электроаппаратуры подвижного состава. Кроме того, на территории трамвайного депо значительные радиопомехи создает подвижной состав трамвая, совершающий маневровые движения, а также движение, связанное с выпуском подвижного состава на линию и возвращением в депо.
Согласно утвержденным «Нормам предельно допустимых индустриальных радиопомех», предельно допустимый уровень поля радиопомех, создаваемых подвижным составом городского электротранспорта, устанавливается в следующих размерах (табл. 1).
Предельно допустимый уровень поля радиопомех в МКВ для различных диапазонов частот в МГц | ||||
---|---|---|---|---|
от 0,15 до 0,5 | от 0,5 до 1,5 | от 2,5 до 20 | от 20 до 1 50 | от 150 до 400 |
100 | 50 | 20 | 50 | 50 |
Междуведомственные нормы предельно допустимых радиопомех введены в действие с 1/VII 1954 г. Вместо норм, изданных в 1948 г.
Методы устранения радиопомех, создаваемых трамваем. Радиореакторы
Мероприятием, направленным на устранение помех, является увеличение внутреннего высокочастотного сопротивления в цепи электрооборудования трамвайного вагона. Это достигается включением последовательно в цепь токоприемника катушек индуктивности – радиореакторов.
Для этой цели могут применяться радиореакторы типа ИК-10А (рис. 1).
Рис. 1. Радиореактор ИК-10А трамвайного вагона.
Конденсаторные фильтры
При защите от помех, создаваемых городским электротранспортом, существенное значение имеют также емкостные фильтры.
Одновременное применение радиореакторов и фильтров обеспечивает достаточное снижение помех.
Принципиальная электрическая схема двухосного трамвайного вагона с двигателями ДК-254-А с помехозащитным оборудованием приведена на рис. 2.
Рис. 2. Схема защиты от радиопомех на двухосном трамвайном вагоне КТМ-1 с двигателями ДК-254А.
Перечень элементов помехозащитного оборудования приводится в табл. 2.
Наименование помехозащитного оборудования | Тип | Условное обозначение по схеме | Номинальная емкость в мкФ | Рабочее напряжение | Количество на один вагон |
---|---|---|---|---|---|
Радиореактор | ИК-10А | PP | – | – | 1 |
Конденсатор | КБГП-2000 | K1 | 0,5 | 2000 | 7 |
Конденсатор | КБГП-2000 | K2 | 0,1 | 2000 | 1 |
Принципиальная электрическая схема четырехосного трамвайного вагона с двигателями ДК 255-Б с помехозащитным оборудованием показана на рис. 3.
Радиореактор ИК-10А трамвая устанавливается на крыше на изоляторах.
Рис. 3. Принципиальная схема четырехосного трамвайного вагона с двигателем ДК-255-Б, с помехозащитным оборудованием.
Примечания:
1. Экранировка проводки в кузове и под кузовом трамвайного вагона не производится.
2. Экранировка аппаратуры в кузове не производится.
3. Провод, идущий от токоприемника к автомату, должен быть экранирован.
4 Блокировка тяговых двигателей конденсаторами осуществляется в моторновводных коробках.
5. Радиореактор устанавливается на крыше трамвайного вагона на изоляторах.
6. Конденсаторы типа К3-1000 должны заменяться конденсаторами типа КБГП-2000.
Условные обозначения | Наименование | Тип | Количество | Примечания |
---|---|---|---|---|
1 — 4 | Тяговый двигатель | ДК-255Б | 4 | – |
РР | Радиореактор | ИК-10 | 1 | – |
ДГ | Токоприемник | М-1Б | 1 | – |
Контроллер | МТ-22 | 1 | – | |
АВ | Автоматический выключатель | АВ 1Б-1 | 1 | – |
P1 Р6 | Пусковые сопротивления | КФ-66-4 | 1 компл. | – |
К1 | Конденсатор | К3 | 7 | 1000 В; 0,5 мкФ |
К2 | Конденсатор | К3 | 1 | 1000 В; 0,1 мкФ |
Условные обозначения | Сопротивление Ω |
---|---|
Р1-Р2 | 0,203 |
Р2-РЗ | 1,456 |
РЗ-Р4 | 0,850 |
Р4-Р5 | 0,637 |
Р5-Р6 | 1,063 |
Примечание: Везде применяется провод марки ПС-1000.
Спецификация проводов к схеме силовой и вспомогательной цепей моторного вагона трамвая КТМ-1 с подключением КЗ для зашиты от радиопомех приведена в табл. 3.
Обозначение проводов на схеме | Соединение | Сечение провода в мм | ||
---|---|---|---|---|
начало | конец | |||
Т2 | Токоприемник | Радиореактор ИК-10 | 50 | |
Т3 | Токоприемник | Громоотвод | 16 | |
Т | Радиореактор ИК-10 | Автомат АВ-1Б-2 | 50 | |
Р1 | Сопротивление | Контроллер | 25 | |
Р2 | Сопротивление | Контроллер | 25 | |
Р3 | Сопротивление | Контроллер | 25 | |
Р4 | Сопротивление | Контроллер | 25 | |
Р5 | Сопротивление | Контроллер | 25 | |
Р6 | Сопротивление | Контроллер | 25 | |
О | Громоотвод | Пластина заземления | 16 | |
Я2 | Контроллер | Моторная коробка № 2 | 25 | |
ЯЯ2 | Контроллер | Моторная коробка № 2 | 25 | |
К2 | Контроллер | Моторная коробка № 2 | 25 | |
КК2 | Контроллер | Моторная коробка № 2 | 25 | |
Я1 | Контроллер | Моторная коробка № 1 | 25 | |
ЯЯ1 | Контроллер | Моторная коробка № 1 | 25 | |
К1 | Контроллер | Моторная коробка № 1 | 25 | |
КК1 | Контроллер | Моторная коробка № 1 | 25 | |
Т1 | Контроллер | Автомат АВ-1Б-2 | 50 | |
Т4 | Автомат АВ-1Б-2 | Выключатель АР-1, щиток сопротивления | 6 | |
15 | Выключатель АР-1 | ЩС-60А | 6 | |
15В | Щиток сопротивления ШС-60А | Регулятор давления АК-5А-1 | 6 | |
16 | Щиток распределительный | Электропечь № 2 | 6 | |
16А | Электропечь № 1 | Электропечь № 2 | 2,5 | |
15А | Регулятор давления АК-5А-1 | Мотор-компрессор Э-300 | 6 | |
О | Мотор-компрессор Э-300 | Заземление | 6 | |
О | Контроллер | Заземление | 25 | |
О | Корпус контроллера | Заземление | 25 | |
О | Корпус печи № 1 | Заземление | 6 | |
О | Корпус печи № 2 | Заземление | 6 | |
Р | Сопротивление | Сопротивление, ящик № 2 | 25 | |
Т5 | Выключатель АР-1 | Щиток распределительный | 6 | |
Т2 | Токоприемник | Кронштейн дуги | 25 | |
О | Электропечь № 2 | Заземление | 6 | |
С | Электропечь № 2 | Стеклообогреватель № 2 | 2,5 | |
С1 | Стеклообогреватель № 1 | Стеклообогреватель № 2 | 2,5 | |
О | Электропечь № 2 | Заземление | 2,5 | |
15Б | Мотор-компрессор Э-300 | Конденсатор К-3 | 6 | |
О | Конденсатор К-3 | Пластина заземления | 6 | |
Г | Моторная коробка № 1 | Конденсатор К-3 | 6 | |
Д | Моторная коробка № 1 | Конденсатор К-3 | 6 | |
О | Конденсатор К-3 | Пластина заземления | 6 | |
Е | Моторная коробка № 2 | Конденсатор К-3 | 6 | |
О | Конденсатор К-3 | Пластина заземления | 6 | |
Примечание. Везде применяется провод марки ПС-1000. | ||||