Защита от радиопомех вагонов подвижного состава трамвая

Защита от радиопомех вагонов подвижного состава трамвая

Радиопомехи, создаваемые электрическим оборудованием трамвайных вагонов

Источниками радиопомех на подвижном составе трамвая являются:

1. Тяговые и вспомогательные двигатели постоянного тока.

2. Контактные механизмы управления: контроллеры, контакторы, реле и пр.

Главными причинами, вызывающими помехи со стороны подвижного состава трамвая, являются: искрение на коллекторах тяговых двигателей, резкие изменения величины тока при включении и выключении контроллеров и контакторов и неустойчивый контакт токоприемника с контактным проводом.

Радиопомехи, создаваемые в трамвайных депо и мастерских

Источниками помех в трамвайных депо и мастерских служат электродвигатели станочного оборудования, высокочастотные установки, испытательные стенды для тяговых электродвигателей и электроаппаратуры подвижного состава. Кроме того, на территории трамвайного депо значительные радиопомехи создает подвижной состав трамвая, совершающий маневровые движения, а также движение, связанное с выпуском подвижного состава на линию и возвращением в депо.

Согласно утвержденным «Нормам предельно допустимых индустриальных радиопомех», предельно допустимый уровень поля радиопомех, создаваемых подвижным составом городского электротранспорта, устанавливается в следующих размерах (табл. 1).

Таблица 1 — Предельно допустимый уровень поля радиопомех, создаваемых подвижным составом городского электротранспорта
Предельно допустимый уровень поля радиопомех в МКВ для различных диапазонов частот в МГц
от 0,15 до 0,5от 0,5 до 1,5от 2,5 до 20от 20 до 1 50от 150 до 400
10050205050

Междуведомственные нормы предельно допустимых радиопомех введены в действие с 1/VII 1954 г. Вместо норм, изданных в 1948 г.

Методы устранения радиопомех, создаваемых трамваем. Радиореакторы

Мероприятием, направленным на устранение помех, является увеличение внутреннего высокочастотного сопротивления в цепи электрооборудования трамвайного вагона. Это достигается включением последовательно в цепь токоприемника катушек индуктивности – радиореакторов.

Для этой цели могут применяться радиореакторы типа ИК-10А (рис. 1).

Радиореактор ИК-10А трамвайного вагона

Рис. 1. Радиореактор ИК-10А трамвайного вагона.

Конденсаторные фильтры

При защите от помех, создаваемых городским электротранспортом, существенное значение имеют также емкостные фильтры.

Одновременное применение радиореакторов и фильтров обеспечивает достаточное снижение помех.

Принципиальная электрическая схема двухосного трамвайного вагона с двигателями ДК-254-А с помехозащитным оборудованием приведена на рис. 2.

Схема защиты от радиопомех на двухосном трамвайном вагоне КТМ-1 с двигателями ДК-254А

Рис. 2. Схема защиты от радиопомех на двухосном трамвайном вагоне КТМ-1 с двигателями ДК-254А.

Перечень элементов помехозащитного оборудования приводится в табл. 2.

Таблица 2 — Перечень элементов помехозащитного оборудования трамвайных вагонов
Наименование помехозащитного оборудованияТипУсловное обозначение по схемеНоминальная емкость в мкФРабочее напряжениеКоличество на один вагон
РадиореакторИК-10АPP1
КонденсаторКБГП-2000K10,520007
КонденсаторКБГП-2000K20,120001

Принципиальная электрическая схема четырехосного трамвайного вагона с двигателями ДК 255-Б с помехозащитным оборудованием показана на рис. 3.

Радиореактор ИК-10А трамвая устанавливается на крыше на изоляторах.

Принципиальная схема четырехосного трамвайного вагона с двигателем ДК-255-Б, с помехозащитным оборудованием

Контроллер МТ-22

Таблица замыканий кулачковых контакторов для схемы четырехосного трамвайного вагона с двигателем ДК-255-Б, с помехозащитным оборудованием

Условные обозначения для схемы четырехосного трамвайного вагона с двигателем ДК-255-Б, с помехозащитным оборудованием

Рис. 3. Принципиальная схема четырехосного трамвайного вагона с двигателем ДК-255-Б, с помехозащитным оборудованием.

Примечания:

1. Экранировка проводки в кузове и под кузовом трамвайного вагона не производится.

2. Экранировка аппаратуры в кузове не производится.

3. Провод, идущий от токоприемника к автомату, должен быть экранирован.

4 Блокировка тяговых двигателей конденсаторами осуществляется в моторновводных коробках.

5. Радиореактор устанавливается на крыше трамвайного вагона на изоляторах.

6. Конденсаторы типа К3-1000 должны заменяться конденсаторами типа КБГП-2000.

Перечень машин и аппаратов
Условные обозначенияНаименованиеТипКоличествоПримечания
1 — 4Тяговый двигательДК-255Б4
РРРадиореакторИК-101
ДГТокоприемникМ-1Б1
 КонтроллерМТ-221
АВАвтоматический выключательАВ 1Б-11
P1 Р6Пусковые сопротивленияКФ-66-41 компл.
К1КонденсаторК371000 В; 0,5 мкФ
К2КонденсаторК311000 В; 0,1 мкФ
Таблица сопротивлений
Условные обозначенияСопротивление Ω
Р1-Р20,203
Р2-РЗ1,456
РЗ-Р40,850
Р4-Р50,637
Р5-Р61,063

Примечание: Везде применяется провод марки ПС-1000.

Спецификация проводов к схеме силовой и вспомогательной цепей моторного вагона трамвая КТМ-1 с подключением КЗ для зашиты от радиопомех приведена в табл. 3.

Таблица 3 — Спецификация проводов к схеме силовой и вспомогательной цепей моторного вагона трамвая КТМ-1 с подключением КЗ для зашиты от радиопомех
Обозначение проводов на схемеСоединениеСечение провода в мм
началоконец
Т2ТокоприемникРадиореактор ИК-1050
Т3ТокоприемникГромоотвод16
ТРадиореактор ИК-10Автомат АВ-1Б-250
Р1СопротивлениеКонтроллер25
Р2СопротивлениеКонтроллер25
Р3СопротивлениеКонтроллер25
Р4СопротивлениеКонтроллер25
Р5СопротивлениеКонтроллер25
Р6СопротивлениеКонтроллер25
ОГромоотводПластина заземления16
Я2КонтроллерМоторная коробка № 225
ЯЯ2КонтроллерМоторная коробка № 225
К2КонтроллерМоторная коробка № 225
КК2КонтроллерМоторная коробка № 225
Я1КонтроллерМоторная коробка № 125
ЯЯ1КонтроллерМоторная коробка № 125
К1КонтроллерМоторная коробка № 125
КК1КонтроллерМоторная коробка № 125
Т1КонтроллерАвтомат АВ-1Б-250
Т4Автомат АВ-1Б-2Выключатель АР-1, щиток сопротивления6
15Выключатель АР-1ЩС-60А6
15ВЩиток сопротивления ШС-60АРегулятор давления АК-5А-16
16Щиток распределительныйЭлектропечь № 26
16АЭлектропечь № 1Электропечь № 22,5
15АРегулятор давления АК-5А-1Мотор-компрессор Э-3006
ОМотор-компрессор Э-300Заземление6
ОКонтроллерЗаземление25
ОКорпус контроллераЗаземление25
ОКорпус печи № 1Заземление6
ОКорпус печи № 2Заземление6
РСопротивлениеСопротивление, ящик № 225
Т5Выключатель АР-1Щиток распределительный6
Т2ТокоприемникКронштейн дуги25
ОЭлектропечь № 2Заземление6
СЭлектропечь № 2Стеклообогреватель № 22,5
С1Стеклообогреватель № 1Стеклообогреватель № 22,5
ОЭлектропечь № 2Заземление2,5
15БМотор-компрессор Э-300Конденсатор К-36
ОКонденсатор К-3Пластина заземления6
ГМоторная коробка № 1Конденсатор К-36
ДМоторная коробка № 1Конденсатор К-36
ОКонденсатор К-3Пластина заземления6
ЕМоторная коробка № 2Конденсатор К-36
ОКонденсатор К-3Пластина заземления6
Примечание. Везде применяется провод марки ПС-1000.
Закладка Постоянная ссылка.