Вспомогательное электрическое оборудование вагонов подвижного состава трамвая

Вспомогательное электрическое оборудование вагонов подвижного состава трамвая

К вспомогательным цепям относятся: цепь освещения трамвайного вагона, цепь сигнализации, отопления вагона, обогрева места кондуктора и стекол водителя, цепь мотор-компрессора и пр.

Электрическое освещение трамвайного вагона МТВ-82

Обычно трамвайный вагон освещается несколькими группами ламп напряжением 120 В, мощностью 60 Вт, включенных последовательно – по пять ламп в группе.

Пассажирский салон трамвая освещается плафонами, в которых помещено по одной лампе, установленной в патроне «Сван» (ГОСТ 361–57).

Трамвайный вагон МТВ-82 освещается четырьмя группами ламп (рис. 1, а и б) напряжением 120 В, мощностью 60 Вт. В каждую группу освещения включаются последовательно пять таких ламп. Для освещения передних и задних сигнальных фонарей и фар в три группы ламп входят также по две лампы напряжением 26 В, мощностью 15 Вт. Только одна группа освещения маршрутных сигналов не имеет дополнительных низковольтных ламп. Таким образом, на вагоне установлено 20 ламп с цоколем «Сван нормальный» и 6 ламп с цоколем «Сван миньон».

Принципиальная схема вспомогательных цепей трамвайного вагона МТВ-82

Рис. 1. а. Принципиальная схема вспомогательных цепей трамвайного вагона МТВ-82.

Распределительный щиток трамвайного вагона МТВ-82

Рис. 1. б. Распределительный щиток трамвайного вагона МТВ-82.

Пассажирский салон трамвая освещается 15 плафонами коробчатого типа с лампами мощностью 60 Вт. Каждая группа ламп освещения и цепь звонка защищены одним трубчатым плавким предохранителем на 6 А и снабжены пакетным выключателем. Электрическая цепь освещения вагона выполнены проводом ПС-1000 сечением 2,5 мм2. Распределительный щиток показан на рис. 1, б.

Освещение моторного и прицепного вагонов КТМ-1 и КТП-1

Схемы освещения трамвайных вагонов КТМ-1 и КТП-1 приведены на рис. 2. На щитке моторного вагона имеется пять пакетных выключателей для групп освещения моторного и прицепного вагонов и для включения печей кабины водителя.

Принципиальная схема цепи освещения двухвагонного поезда трамвая (КТМ-1 и КТП-1)

Рис. 2. Принципиальная схема цепи освещения двухвагонного поезда трамвая (КТМ-1 и КТП-1).

Состав групп освещения трамваев:

I группа – задний фонарь и четыре лампы внутреннего освещения;

II группа – второй задний фонарь, маршрутный фонарь, сигнальный фонарь и два плафона внутреннего освещения;

III группа – фара, маршрутный фонарь, сигнальный фонарь и два плафона внутреннего освещения.

Лампы освещения трамвайного вагона установлены с нормальным патроном «Сван», номинальное напряжение ламп – 120 В (на вагонах РВЗ установлены самозакорачивающиеся лампы типа «Метро» в патроне с самозакорачивающпмся устройством), предохранительные пробки – нормального типа. Сеть освещения состоит из провода ПС-1000.

Спецификация проводов к схеме освещения моторного вагона трамвая КТМ-1 с подключением конденсатора К3 для защиты от радиопомех приведена в табл. 1. На более современных вагонах для освещения применяются люминесцентные лампы.

Таблица 1 — Спецификация проводов к схеме освещения трамвайного вагона КТМ-1 с подключением конденсатора К3 для защиты от радиопомех
№№ проводовНачало от какого аппаратаКонец к какому аппаратуМарка проводаСечение в мм
1Выключатель АР-1Щиток распределительныйПС-10006,0
2Щиток распределительныйШтепсельное соединениеПС-10002,5
3Щит распределительныйЗаземлениеПС-10002,5
4Щит распределительныйПлафон IIПС-10001,5
5Плафон IIПлафон IVПС-10001,5
6Плафон IVФонарь габаритный XIIПС-10001,5
7Фонарь габаритныйФонарь маршрутный XIIIПС-10001,5
8Фонарь маршрутный XVIФара XVПС-10001,5
9Фара XVЩиток распределительныйПС-10001,5
10Щиток распределительныйФонарь габаритныйПС-10001,5
11Фонарь габаритный XIФонарь маршрутный XIVПС-10001,5
12Фонарь маршрутный XIVПлафон VIПС-10001,5
13Плафон VIПлафон VIIIПС-10001,5
14Плафон VIIIФонарь сигнальный IXПС-10001,5
15Фонарь сигнальный IXЩиток распределительныйПС-10001,5
16Плафон IЩиток распределительныйПС-10001,5
17Плафон IПлафон IIIПС-10001,5
18Плафон IIIПлафон VПС-10001,5
19Плафон VПлафон VIIПС-10001,5
20Плафон VIIФонарь сигнальный XПС-10001,5
21Щиток распределительныйФонарь сигнальный XПС-10001,5
22Щиток распределительныйКнопка IПС-10001,5
23Кнопка IЗвонок IIПС-10001,5
24Отпайка от провода 22Кнопка IIIПС-10001,5
25Отпайка от провода 22Кнопка IIIПС-10001,5
26Отпайка от провода 23Кнопка IIПС-10001,5
27Отпайка от провода 22Кнопка IIПС-10001,5
28Звонок IIЗаземлениеПС-10001,5
29Штепсельное соединениеЗвонок № 1ПС-10001,5
30Звонок № 1ЗаземлениеПС-10001,5
31Фонарь маршрутный XIIIФонарь маршрутный XVIПС-10001,5
32Щиток распределительныйКонденсатор мкФПС-10006,0
33Конденсатор 0,1 мкФЗаземлениеПС-10006,0

Отопление трамвайных вагонов МТВ-82

Отопление трамвая представляет собой группу трубчатых электропечей мощностью 0,5 кВт каждая, рассчитанных на напряжение 185 В и включенных по три, последовательно в каждой группе. В кабине водителя поставлены два трубчатых обогревателя мощностью 0,3 кВт каждый, рассчитанные на напряжение 275 В и включенные последовательно.

Схема отопления и цепи мотор-компрессора вагона трамвая МТВ-82 изображена на рис. 3.

Схема отопления и цепи мотор-компрессора вагона трамвая МТВ-82

Рис. 3. Схема отопления и цепи мотор-компрессора вагона трамвая МТВ-82.

Электрическая звонковая сигнализация трамвая

Электрический звонок трамвайного вагона проведен от кондуктора к водителю одноударного действия. В цепи имеется три кнопки, укрепленные вдоль стены вагона: у места кондуктора, в середине вагона и у входных дверей. Звонок состоит из электромагнитного контактора с катушкой № 4239 или реостата. Схема сигнализации изображена на рис. 4. Схема тонального фонического сигнала изображена на рис. 5.

Электрическая схема звонковой сигнализации трамвайного вагона: 1 – кнопки; 2 – звонок в кабине водителя; 3 – реостат; 4 – выключатель; 5 – предохранитель; 6 – звонок кондуктора; 7 – междувагонное соединение

Рис. 4. Электрическая схема звонковой сигнализации трамвайного вагона: 1 – кнопки; 2 – звонок в кабине водителя; 3 – реостат; 4 – выключатель; 5 – предохранитель; 6 – звонок кондуктора; 7 – междувагонное соединение.

Схема тонального сигнала трамвайного вагона: 1 – выключатель; 2 – предохранитель; 3 – конденсатор 2 мкФ, 1500 В; 4 – звуковой сигнал; 5 – кнопка

Рис. 5. Схема тонального сигнала трамвайного вагона: 1 – выключатель; 2 – предохранитель; 3 – конденсатор 2 мкФ, 1500 В; 4 – звуковой сигнал; 5 – кнопка.

Отопление трамвайных вагонов КТМ-1

Салон вагона трамвая не отапливается. В кабине водителя установлены две электропечи (рис. 6), включенные между собой параллельно. Питаются они через выключатель № 5 распределительного щитка.

Схема отопления и обогрева кабины и стекла у водителя в трамвайном вагоне КТМ-1: 1 – электропечи; 2 – выключатель; 3 – стеклообогреватель; 4 – от автомата и выключателя компрессора

Рис. 6. Схема отопления и обогрева кабины и стекла у водителя в трамвайном вагоне КТМ-1: 1 – электропечи; 2 – выключатель; 3 – стеклообогреватель; 4 – от автомата и выключателя компрессора.

Мощность каждой печи – 500 Вт, напряжение 500 В.

Стеклообогреватели соединены между собой последовательно и также питаются через выключатель № 5. Мощность каждого стеклообогревателя 220 Вт, напряжение 275 В.

Характеристика аппаратуры для трамвайного четырехосного вагона типа МТВ-82 с двигателями ДК-255А и контроллером МТ-22 (согласно прейскуранту № 07–03 на электротяговое электрическое оборудование) приведена в табл. 2.

Таблица 2 — Характеристика аппаратуры для четырехосного трамвайного вагона МТВ-82 с двигателями типа ДК-255А и контроллером МТ-22 (согласно прейскуранту № 07–03 на электротяговое электрооборудование)
Наименование изделийТипКоличество на вагонОсновные технические данные и краткая характеристикаВес нетто 1 шт. в кг
КонтроллерМТ-221Контроллер предназначен для управления вагоном. Имеет два барабана: главный на 12 позиций и реверсивный на 7 позиций. Рукоятки главного и реверсивного барабанов механически сблокированы. Количество контакторных элементов – 13, число пальцев реверсивного барабана – 14, напряжение 550 В, длительный ток – 100 А160
Выключатель автоматическийАВ-1Б-11Автоматический выключатель служит для защиты от перегрузок; включается вручную; пределы регулирования 350–1000, напряжение – 550 В, длительный ток – 240 А10,0
Выключатель цепи мотор-компрессораВУ-220А-42Однополюсный выключатель, смонтирован в корпусе из пластмассы; имеет дугогасительное устройство; напряжение – 550 В, длительный ток – 10 А0,6
Регулятор давленияАК-5А-1 Регулятор предназначен для автоматического включения и выключения мотор-компрессора в зависимости от давления воздуха в резервуарах, контакты имеют дугогасительное устройство; пределы регулирования – от 5 до 6,5; напряжение – 500 В, длительный ток 9 А8,7
Щиток распределительныйРЩ-38Л1На панели, снабженной защитным кожухом, установлено 9 пакетных поворотных выключателей, 7 предохранителей трубчатого типа и конденсатор защиты радиоприема; напряжение – 550 В20,8
Пусковые сопротивленияКФ-6В-41 комплектКомплект состоит из 3 ящиков; в каждом ящике установлено 6 элементов сопротивления КФ; ящики стоят на изоляторах126
РадиореакторИК-101Две индуктивные катушки для защиты от радиопомех, напряжение – 550 в, длительный ток – 120 А58,5

Характеристика аппаратуры для трамвайного двухосного вагона типа КТМ-1 с двигателями ДК-254А и контроллером МТ-22 (согласно прейскуранту № 07–03 на электротяговое оборудование) приводится в табл. 3.

Таблица 3 — Характеристика аппаратуры для двухосного трамвайного вагона КТМ-1 с двигателями типа ДК-254А и контроллером МТ-22 (по прейскуранту № 07–03 на электротяговое оборудование)
Наименование изделийТипКоличество на вагонОсновные технические данные и краткая характеристикаВес нетто 1 шт. в кг
КонтроллерМТ-221Контроллер предназначен для управления вагоном. Имеет два барабана: главный на 12 позиций и реверсивный на 7 позиций. Рукоятка главного и реверсивного барабанов механически сблокированы: число контактных элементов – 13; количество пальцев реверсивного барабана – 14: напряжение – 550 В, длительный ток – 100 А160
Выключатель автоматическийАВ-1Б-21Автоматический выключатель, служит для защиты от перегрузок; включается вручную; пределы регулирования 200–600 А; напряжение – 550 В, длительный ток – 140 А10
Регулятор давленияАК-5А-11Предназначен для автоматического включения и выключения мотор-компрессора в зависимости от давления воздуха в резервуаре; контакты снабжены дугогасительным устройством; пределы регулирования – от 5 до 6,5 атм; напряжение – 550 в, длительный ток – 9 А8,7
Сопротивление пусковоеКФ-ЗВ1Комплект состоит из 2 ящиков. В каждом ящике установлено по 6 элементов сопротивления КФ; ящики устанавливаются на изоляторах под вагоном94
РадиореакторИК-101Две индуктивные катушки для защиты от радиопомех; напряжение – 550 В, длительный ток 120 А58,5
Сопротивление демпферноеШС-60А1Щиток с одной трубкой типа СР4,3
Закладка Постоянная ссылка.