Воздушный фильтр системы питания топливом двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» является инерционно-масляным. При расходе воздуха 130 м3/ч сопротивление воздушного фильтра составляет 240—280 мм водяного столба. Фильтр состоит из поддона 22 с маслоразделителем, корпуса 24 с фильтрующей набивкой 25, седла 29 клапана, пружины 27 клапана, стакана 26, клапана 30. Резиновое уплотнительное кольцо 28 кладется между поддоном и корпусом. В поддон заливается 175 грамм (0,2 литра) масла для двигателя. Корпус и поддон соединяются двумя пружинными замками 23. Для вентиляции картера двигателя в приемную трубку фильтра вварена трубка, которая соединена с крышкой зубчатых колес механизма газораспределения с помощью шланга 21. В очищенную полость корпуса вварена трубка, которая соединена с трубкой клапана стояночной вентиляции поплавковой камеры карбюратора с помощью шланга. Данная трубка служит для перепуска паров топлива в фильтр из поплавковой камеры карбюратора. При нажатой педали привода дроссельной заслонки клапан закрыт, а при отпущенной — открыт.
Воздушный фильтр системы питания топливом двигателя: 21 — Шланг, с помощью которого отсасываются картерные газы в воздушный фильтр; 22 — Поддон; 23 — Замок; 24 — Воздушного фильтра корпус; 25 — Набивка; 26 — Стакан; 27 — Пружина; 28 — Уплотнительное кольцо; 29 — Седло клапана; 30 — Клапан.
При работе двигателя МеМЗ-968Н поток воздуха засасывается посредством приемной трубы, проходное сечение которого меньше, чем сечение в выходном патрубке, далее проходит винтовой завихритель, затем ударяется о масляную поверхность и устремляется вверх, резко изменив направление.
На малых оборотах двигателя автомобиля ЗАЗ-968М воздух проходит в кольцевую щель между трубой фильтра и стаканом 26 (голубые стрелки). Разрежение в фильтре увеличивается с увеличением частоты вращения. Сжимая пружину 27, клапан 30 приподнимается и воздух проходит по дополнительным отверстиям (красные стрелки). Это дает возможность хорошо очищать воздух при разных режимах работы двигателя МеМЗ-968Н.
Чтобы избежать подсоса загрязненного воздуха, при установке фильтра после очистки нужно смотреть на надежность уплотнения соединительной трубки 20 с горловиной карбюратора.
Если двигатель будет работать с отсоединенными трубками, неочищенный воздух станет засасываться в карбюратор. Это приведет к абразивному износу шатунно-поршневой группы.
Элементы системы питания топливом двигателя: 20 — Труба, которая соединяет с карбюратором воздушный фильтр; 21 — Шланг, с помощью которого отсасываются картерные газы в воздушный фильтр.