Одноступенчатый редуктор трамвайного вагона МТВ-82 состоит из стального литого картера со съемной нижней частью, в котором заключены две цилиндрические шестерни с косым зубом. Части картера стягиваются болтами и имеют направляющие штифты для точного совпадения отверстий под подшипники.
Ведущая шестерня редуктора трамвая МТВ-82 откована вместе с валом и вращается в двух конических подшипниках, вставленных в стаканы. Регулировка зазора конических подшипников производится набором прокладок, расположенных между фланцем стакана и телом картера.
Стакан имеет фетровое уплотнение и кольцевые выточки, которые должны препятствовать вытеканию смазки из картера.
Ведомая шестерня редуктора напрессовывается на ось колесной пары трамвайного вагона. Картер сидит на этой оси в двух шариковых радиальных подшипниках, напрессованных на ось и находящихся в стаканах картера.
Между внутренним кольцом шарикового подшипника и колесным центром закладывается распорное кольцо, которое вместе со стаканом образует лабиринтовое уплотнение.
Кинематическая схема редуктора изображена на рис. 1.
Рис. 1. Кинематическая схема редуктора трамвайного вагона МТВ-82: 1 – колесная пара; 2 – зубчатка (ведомая шестерня) редуктора; 3 – шестерня редуктора (ведущая шестерня); 4 – роликовые конические подшипники; 5 – соединительные фланцы редуктора и двигателя; 6 – фланцевая вилка карданного вала; 7 – шариковые подшипники; 8 – двигатель.
В табл. 1 приводится техническая характеристика редукторных шестерен двигателя ДК-254А.
Показатели | Единица измерения | Малая косозубая шестерня | Большая косозубая шестерня |
---|---|---|---|
Число зубьев | – | 17 | 63 |
Модуль делительной окружности по нормали | – | 7 | 7 |
Шаг делительной окружности но нормали | мм | 21,99115 | 21,99115 |
Направление винтовой линии | – | Правое | Левое |
Угол наклона зубцов к оси | – | 8° 37′ | 8° 37′ |
Профильный угол режущего инструмента | град. | 20 | 20 |
Диаметр основной окружности | мм | 112,948 | 418,572 |
Шаг винтовой линии | » | 2495,2849 | 247,229 |
Высота головки зуба | » | 9,1 | 4,9 |
Рабочая высота зуба | » | 12,298 | 10,821 |
Полная высота зуба | » | 15,3996 | 15,3996 |
Коэффициент сдвига режущего инструмента | – | +0,3 | +0,3 |
Сдвиг режущего инструмента | – | +2,1 | +2,1 |
Теоретическая толщина зуба по нормали и дуге делительной окружности | мм | 12,5242 | 9,4669 |
Толщина зуба по нормали и хорде делительной окружности | » | 12,503 | 9,467 |
Высота головки зуба по хорде | » | 9,418 | 4,949 |
Биение делительной окружности относительно оси шестерни | » | 0,08 | 0,1 |
Отклонение профиля зуба от теоретического | » | 0,045 | 0,5 |
Отклонение основного шага | » | ±0,035 | ±0,035 |
Отклонение направления зуба от теоретического по ширине | » | ±0,025 | ±0,025 |
В табл. 2 приведена техническая характеристика конических редукторных шестерен двигателя ДК-254А.
Показатели | Единица измерения | Малая коническая шестерня | Большая коническая шестерня |
---|---|---|---|
Число зубьев | – | 13 | 28 |
Модуль | – | 9,25 | 9,25 |
Угол деления | град. | 20 | 20 |
Высота головки зуба | мм | 12,219 | 3,506 |
Высота ножки зуба | » | 5,245 | 13,958 |
Рабочая высота зуба | » | 15,725 | 15,725 |
Полная высота зуба | » | 17,464 | 17,464 |
Половина угла делительного конуса | – | 24° 54′ 17″ | 69° 05′ 43″ |
Половина угла внутреннего конуса | – | 24° 48′ 03″ | 59° 30′ |
Угол ножки зуба | – | 2° 06′ 14″ | 6° 35′ 01″ |
Дистанция конуса | мм | 142,777 | 142,777 |
Дистанция обратного конуса | » | 66,2891 | 307,5202 |
Высота головки зуба по нормали до хорды | » | 11,957 | 3,625 |
Толщина зуба по нормали и хорде | » | 14,43 | 7,42 |
Направление спирали | » | Левое | Правое |
Угол спирали | – | 30° 49′ 13″ | 32° 49′ 13″ |
Достоинствами этого редуктора по сравнению с двухступенчатыми редукторами вагонов КТМ-1 являются сравнительная простота конструкции и малый вес.
Недостаток заключается в сравнительно большом расходе смазки на один редуктор: зимой – 0,5 кг, летом – 1 кг в сутки.
Сборка редуктора
Перед сборкой все детали редуктора вагона МТВ-82 трамвая, кроме подшипников, нужно промыть в чистом керосине. Подшипники и промываются перед сборкой в 6-процентном растворе масла в бензине, а затем – в чистом бензине.
Внутренние кольца подшипника № 7610 с роликами насаживаются на шестерню с предварительным подогревом в масле минеральном в течение 20–30 минут. Температура масла – 80–90 °C. Правильность посадки кольца проверяется щупом. Щуп, имеющий толщину 0,03 мм, проходить между торцом зубьев шестерни и торцом кольца не должен.
Наружные кольца подшипников № 7610 в крышках редуктора трамвая насаживаются под прессом. Правильность посадки колец проверяется щупом по торцу. У нормально поставленных колец щуп не должен проходить на 2/3 поверхности прилегания.
При помощи прокладок под крышки подшипников шестерня устанавливается симметрично зубчатке. Смещение зуба допускается не больше 2 мм. Затем подшипники № 7610 путем подбора прокладок собираются с осевым разбегом в 0,07–0,1 мм.
Конус шестерни и посадочный конус фланца кардана вагона МТВ-82 проверяются по краске. Общая площадь прилегания должна быть не меньше 75%.
Посадка фланца кардана трамвая на конусе шестерни производится с подогревом фланца в минеральном масле до 150 °C.
Зазор между диском фланца кардана и торцом крышки подшипника редуктора допускается не меньше 2 мм, а между головками болтов крепления крышки и гайками или концами стержней болтов крепления фланца кардана вагона МТВ-82 – не менее 5 мм.
Фланец кардана на конусе шестерни закрепляется специальной гайкой с пружинной шайбой по ГОСТ 6402–52 или гайкой со шплинтовкой и простой шайбой. Общая высота гайки с шайбой не должна превышать более 19 мм.
Подшипники № 226 насаживаются на ось колесной пары трамвайного вагона с нагревом в минеральном масле в течение 20–30 минут до 80–90 °C.
Проставное и упорное кольца подшипников № 226 редуктора насаживаются на ось колесной пары вагона трамвая после предварительного нагрева в митральном масле при температуре, не превышающей 200 °C. Плотность прилегания внутренних колец подшипников № 226 к торцам зубчатки, к проставному и упорному кольцам проверяется щупом 0,03 мм.
Путем подбора прокладок подшипники № 226 собираются с осевым разбегом в 0,15–0,25 мм.
Затем подшипниковые кольца комплектуются с кожухом редуктора вагона МТВ-82 так, чтобы зазор между половинками кожуха, измеренный при предварительной стяжке на четырех болтах около отверстия под кольца (без прокладок между половинками), был в пределах 0,05–0,2 мм.
После монтажа редуктора трамвайного вагона на оси шестерня и зубчатка прикатываются под нагрузкой в обоих направлениях в течение 2 час. на специальном стенде (по одному часу в ту или другую сторону). Совершенно недопустимо, чтобы смазка проходила через уплотнения подшипников, соединение половин кожуха, сапун и другие места.
При температуре окружающего воздуха +20 °C нагрев масла должен быть не больше 60 °C.
После прикатки шестеренное зацепление редуктора вагона трамвая проверяется в обе стороны на контакт по краске. На ведомой шестерне пятно контакта покрыть среднюю часть боковой поверхности зубьев должно по высоте не меньше 60%, а по длине — не меньше 50%. При этом осевой разбег подшипников № 7610 должен равняться 0,07–0,1 мм.
Прикатку производят со смазкой: автол «6» или машинное масло «С», причем на каждый редуктор расходуется 2,5 кг смазки. По окончании прикатки смазка, при которой производилась прикатка, заменяется.
Ремонт редуктора в депо
Разбирается редуктор трамвайного вагона МТВ-82 при малом и среднем ремонте, при переточке бандажей в следующих случаях:
1. При ненормальной работе подшипников №№ 7610 и 226 или шестеренного зацепления, а также износе зуба шестерни свыше 1 мм на сторону по профилю;
2. В случае вытекания смазки в плоскости разъема кожуха и между кожухом и подшипниковым щитом или кольцом подшипника № 226;
3. Если в узле малой шестерни общая толщина регулирующих прокладок менее 1 мм под обеими крышками;
4. Если имеется ослабление подшипникового щита или кольца подшипника № 226.
Эксплуатация редуктора
Детали редуктора вагона МТВ-82 не должны иметь каких-либо повреждений, снижающих их прочность.
Все болтовые соединения редукторной передачи трамвая необходимо нормально затянуть и законтрить. Пружины подвески должны быть целыми и иметь зазор между витками не менее 3 мм. Болт крепления редуктора затягивается до упора в ограничитель.
Зазор между кожухом редуктора трамвая и предохранительной скобой в любом направлении допускается не менее 12 мм.
Отверстия в сапунах не должны быть забиты смазкой или грязью.
Осевой разбег подшипников в узле шестерни допускается не более 0,5 мм. Проверка производится через один ревизионный ремонт № 1. В том случае, если у одного из редукторов вагона обнаружен осевой разбег подшипников в узле шестерни более 0,5 мм, производят подтяжку подшипников (путем выемки регулирующих прокладок) у всех трамвайных редукторов этого вагона МТВ-82, имеющих осевой разбег более 0,3 мм. После подтяжки осевой разбег должен быть в пределах 0,07–0,15 мм.
Смазка редуктора трамвая
После монтажа на тележке в редуктор вагона МТВ-82 заливается 2,5 кг смазки, причем в летний период (апрель – октябрь) применяется масло автотракторное летнее (ГОСТ 542-50), зимой (ноябрь – март) – автотракторное зимнее (ГОСТ 542–50) 90% и веретенное масло № 3 (ГОСТ 1707–51) 10%.
При эксплуатации редуктора через каждые 15 тыс. км пробега вагона старая смазка сливается, перед заливкой свежей смазки трамвайный редуктор промывается веретенным маслом в следующем порядке: после слива старой смазки заливается 2,5 кг чистого веретенного масла, после пробега от 3 до 5 км залитое веретенное масло сливается и заливается смазка в зависимости от времени года.
Контроль за смазкой производится при помощи щупа, опускаемого через смазочное отверстие. Перед вывертыванием пробки принимаются меры к тому, чтобы в кожух трамвайного редуктора МТВ-82 не попадала грязь.