Устройство, конструкция, сборка, ремонт, эксплуатация и смазка редуктора вагона МТВ-82 подвижного состава трамвая

Устройство, конструкция, сборка, ремонт, эксплуатация и смазка редуктора вагона МТВ-82 подвижного состава трамвая

Одноступенчатый редуктор трамвайного вагона МТВ-82 состоит из стального литого картера со съемной нижней частью, в котором заключены две цилиндрические шестерни с косым зубом. Части картера стягиваются болтами и имеют направляющие штифты для точного совпадения отверстий под подшипники.

Ведущая шестерня редуктора трамвая МТВ-82 откована вместе с валом и вращается в двух конических подшипниках, вставленных в стаканы. Регулировка зазора конических подшипников производится набором прокладок, расположенных между фланцем стакана и телом картера.

Стакан имеет фетровое уплотнение и кольцевые выточки, которые должны препятствовать вытеканию смазки из картера.

Ведомая шестерня редуктора напрессовывается на ось колесной пары трамвайного вагона. Картер сидит на этой оси в двух шариковых радиальных подшипниках, напрессованных на ось и находящихся в стаканах картера.

Между внутренним кольцом шарикового подшипника и колесным центром закладывается распорное кольцо, которое вместе со стаканом образует лабиринтовое уплотнение.

Кинематическая схема редуктора изображена на рис. 1.

Кинематическая схема редуктора трамвайного вагона МТВ-82: 1 – колесная пара; 2 – зубчатка (ведомая шестерня) редуктора; 3 – шестерня редуктора (ведущая шестерня); 4 – роликовые конические подшипники; 5 – соединительные фланцы редуктора и двигателя; 6 – фланцевая вилка карданного вала; 7 – шариковые подшипники; 8 – двигатель

Рис. 1. Кинематическая схема редуктора трамвайного вагона МТВ-82: 1 – колесная пара; 2 – зубчатка (ведомая шестерня) редуктора; 3 – шестерня редуктора (ведущая шестерня); 4 – роликовые конические подшипники; 5 – соединительные фланцы редуктора и двигателя; 6 – фланцевая вилка карданного вала; 7 – шариковые подшипники; 8 – двигатель.

В табл. 1 приводится техническая характеристика редукторных шестерен двигателя ДК-254А.

Таблица 1 – Техническая характеристика шестерен редуктора двигателя ДК-254А трамвайного вагона МТВ-82
ПоказателиЕдиница измеренияМалая косозубая шестерняБольшая косозубая шестерня
Число зубьев1763
Модуль делительной окружности по нормали77
Шаг делительной окружности но нормалимм21,9911521,99115
Направление винтовой линииПравоеЛевое
Угол наклона зубцов к оси8° 37′8° 37′
Профильный угол режущего инструментаград.2020
Диаметр основной окружностимм112,948418,572
Шаг винтовой линии»2495,2849247,229
Высота головки зуба»9,14,9
Рабочая высота зуба»12,29810,821
Полная высота зуба»15,399615,3996
Коэффициент сдвига режущего инструмента+0,3+0,3
Сдвиг режущего инструмента+2,1+2,1
Теоретическая толщина зуба по нормали и дуге делительной окружностимм12,52429,4669
Толщина зуба по нормали и хорде делительной окружности»12,5039,467
Высота головки зуба по хорде»9,4184,949
Биение делительной окружности относительно оси шестерни»0,080,1
Отклонение профиля зуба от теоретического»0,0450,5
Отклонение основного шага»±0,035±0,035
Отклонение направления зуба от теоретического по ширине»±0,025±0,025

В табл. 2 приведена техническая характеристика конических редукторных шестерен двигателя ДК-254А.

Таблица 2 – Техническая характеристика конических шестерен редуктора двигателя ДК-254А трамвайного вагона МТВ-82
ПоказателиЕдиница измеренияМалая коническая шестерняБольшая коническая шестерня
Число зубьев1328
Модуль9,259,25
Угол деленияград.2020
Высота головки зубамм12,2193,506
Высота ножки зуба»5,24513,958
Рабочая высота зуба»15,72515,725
Полная высота зуба»17,46417,464
Половина угла делительного конуса24° 54′ 17″69° 05′ 43″
Половина угла внутреннего конуса24° 48′ 03″59° 30′
Угол ножки зуба2° 06′ 14″6° 35′ 01″
Дистанция конусамм142,777142,777
Дистанция обратного конуса»66,2891307,5202
Высота головки зуба по нормали до хорды»11,9573,625
Толщина зуба по нормали и хорде»14,437,42
Направление спирали»ЛевоеПравое
Угол спирали30° 49′ 13″32° 49′ 13″

Достоинствами этого редуктора по сравнению с двухступенчатыми редукторами вагонов КТМ-1 являются сравнительная простота конструкции и малый вес.

Недостаток заключается в сравнительно большом расходе смазки на один редуктор: зимой – 0,5 кг, летом – 1 кг в сутки.

Сборка редуктора

Перед сборкой все детали редуктора вагона МТВ-82 трамвая, кроме подшипников, нужно промыть в чистом керосине. Подшипники и промываются перед сборкой в 6-процентном растворе масла в бензине, а затем – в чистом бензине.

Внутренние кольца подшипника № 7610 с роликами насаживаются на шестерню с предварительным подогревом в масле минеральном в течение 20–30 минут. Температура масла – 80–90 °C. Правильность посадки кольца проверяется щупом. Щуп, имеющий толщину 0,03 мм, проходить между торцом зубьев шестерни и торцом кольца не должен.

Наружные кольца подшипников № 7610 в крышках редуктора трамвая насаживаются под прессом. Правильность посадки колец проверяется щупом по торцу. У нормально поставленных колец щуп не должен проходить на 2/3 поверхности прилегания.

При помощи прокладок под крышки подшипников шестерня устанавливается симметрично зубчатке. Смещение зуба допускается не больше 2 мм. Затем подшипники № 7610 путем подбора прокладок собираются с осевым разбегом в 0,07–0,1 мм.

Конус шестерни и посадочный конус фланца кардана вагона МТВ-82 проверяются по краске. Общая площадь прилегания должна быть не меньше 75%.

Посадка фланца кардана трамвая на конусе шестерни производится с подогревом фланца в минеральном масле до 150 °C.

Зазор между диском фланца кардана и торцом крышки подшипника редуктора допускается не меньше 2 мм, а между головками болтов крепления крышки и гайками или концами стержней болтов крепления фланца кардана вагона МТВ-82 – не менее 5 мм.

Фланец кардана на конусе шестерни закрепляется специальной гайкой с пружинной шайбой по ГОСТ 6402–52 или гайкой со шплинтовкой и простой шайбой. Общая высота гайки с шайбой не должна превышать более 19 мм.

Подшипники № 226 насаживаются на ось колесной пары трамвайного вагона с нагревом в минеральном масле в течение 20–30 минут до 80–90 °C.

Проставное и упорное кольца подшипников № 226 редуктора насаживаются на ось колесной пары вагона трамвая после предварительного нагрева в митральном масле при температуре, не превышающей 200 °C. Плотность прилегания внутренних колец подшипников № 226 к торцам зубчатки, к проставному и упорному кольцам проверяется щупом 0,03 мм.

Путем подбора прокладок подшипники № 226 собираются с осевым разбегом в 0,15–0,25 мм.

Затем подшипниковые кольца комплектуются с кожухом редуктора вагона МТВ-82 так, чтобы зазор между половинками кожуха, измеренный при предварительной стяжке на четырех болтах около отверстия под кольца (без прокладок между половинками), был в пределах 0,05–0,2 мм.

После монтажа редуктора трамвайного вагона на оси шестерня и зубчатка прикатываются под нагрузкой в обоих направлениях в течение 2 час. на специальном стенде (по одному часу в ту или другую сторону). Совершенно недопустимо, чтобы смазка проходила через уплотнения подшипников, соединение половин кожуха, сапун и другие места.

При температуре окружающего воздуха +20 °C нагрев масла должен быть не больше 60 °C.

После прикатки шестеренное зацепление редуктора вагона трамвая проверяется в обе стороны на контакт по краске. На ведомой шестерне пятно контакта покрыть среднюю часть боковой поверхности зубьев должно по высоте не меньше 60%, а по длине — не меньше 50%. При этом осевой разбег подшипников № 7610 должен равняться 0,07–0,1 мм.

Прикатку производят со смазкой: автол «6» или машинное масло «С», причем на каждый редуктор расходуется 2,5 кг смазки. По окончании прикатки смазка, при которой производилась прикатка, заменяется.

Ремонт редуктора в депо

Разбирается редуктор трамвайного вагона МТВ-82 при малом и среднем ремонте, при переточке бандажей в следующих случаях:

1. При ненормальной работе подшипников №№ 7610 и 226 или шестеренного зацепления, а также износе зуба шестерни свыше 1 мм на сторону по профилю;

2. В случае вытекания смазки в плоскости разъема кожуха и между кожухом и подшипниковым щитом или кольцом подшипника № 226;

3. Если в узле малой шестерни общая толщина регулирующих прокладок менее 1 мм под обеими крышками;

4. Если имеется ослабление подшипникового щита или кольца подшипника № 226.

Эксплуатация редуктора

Детали редуктора вагона МТВ-82 не должны иметь каких-либо повреждений, снижающих их прочность.

Все болтовые соединения редукторной передачи трамвая необходимо нормально затянуть и законтрить. Пружины подвески должны быть целыми и иметь зазор между витками не менее 3 мм. Болт крепления редуктора затягивается до упора в ограничитель.

Зазор между кожухом редуктора трамвая и предохранительной скобой в любом направлении допускается не менее 12 мм.

Отверстия в сапунах не должны быть забиты смазкой или грязью.

Осевой разбег подшипников в узле шестерни допускается не более 0,5 мм. Проверка производится через один ревизионный ремонт № 1. В том случае, если у одного из редукторов вагона обнаружен осевой разбег подшипников в узле шестерни более 0,5 мм, производят подтяжку подшипников (путем выемки регулирующих прокладок) у всех трамвайных редукторов этого вагона МТВ-82, имеющих осевой разбег более 0,3 мм. После подтяжки осевой разбег должен быть в пределах 0,07–0,15 мм.

Смазка редуктора трамвая

После монтажа на тележке в редуктор вагона МТВ-82 заливается 2,5 кг смазки, причем в летний период (апрель – октябрь) применяется масло автотракторное летнее (ГОСТ 542-50), зимой (ноябрь – март) – автотракторное зимнее (ГОСТ 542–50) 90% и веретенное масло № 3 (ГОСТ 1707–51) 10%.

При эксплуатации редуктора через каждые 15 тыс. км пробега вагона старая смазка сливается, перед заливкой свежей смазки трамвайный редуктор промывается веретенным маслом в следующем порядке: после слива старой смазки заливается 2,5 кг чистого веретенного масла, после пробега от 3 до 5 км залитое веретенное масло сливается и заливается смазка в зависимости от времени года.

Контроль за смазкой производится при помощи щупа, опускаемого через смазочное отверстие. Перед вывертыванием пробки принимаются меры к тому, чтобы в кожух трамвайного редуктора МТВ-82 не попадала грязь.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.