Устройство и принцип работы карданно-редукторной передачи вагона подвижного состава трамвая

Устройство и принцип работы карданно-редукторной передачи вагона подвижного состава трамвая

Тяговый двигатель на трамвайных вагонах имеет независимое подвешивание на раме тележки у вагонов типов МТВ-82, ЛМ-49 и РВЗ или на раме кузова у вагонов типа КТМ-1. Такое подвешивание обеспечивает значительное снижение неподрессоренного веса вагона трамвая. При независимом подвешивании тяговый двигатель полностью подрессорен в отличие от осевого подвешивания, при котором подрессорена только половина веса двигателя.

Одноступенчатый редуктор применяется на трамвайных вагонах типов МТВ-82 и ЛМ-49.

Вращающий момент от вала двигателя передается на ось колесной пары посредством карданного вала и редуктора. Редуктор состоит из зубчатой передачи, заключенной в стальной литой кожух (рис. 1).

Одноступенчатый редуктор трамвайного вагона: 1 – шестерня большая; 2 – подшипник шариковый (№ 226); 3 – кольцо подшипника; 4 – кольцо упорное; 5 – щит подшипниковый; 6 – кольцо сальниковое; 7 – кольцо войлочное; 8 – шпилька; 9 – шпилька 16-мм; 10 – фланец; 11 – болт 12-мм; 12 – конус малой шестерни; 13 – крышка с уплотнением; 14 – масленка шариковая; 15 – кольцо из войлока; 16 – прокладка; 17 – подшипник № 7610 или № 7310; 18 – шестерня малая; 19 – крышка глухая; 20 – кольцо проставное; 21 – ось колесной пары; 22 – диск колесной пары; 23 – щит; 24 – прокладка резиновая; 25 – хомут; 26 – болт 14 мм; 27 и 28 – прокладки прессшпановые толщиной 0,2 мм; 29 – шпилька; 30 – сапун; 31 – прокладка из прессшпана; 32 – верхняя половина кожуха; 33 – пробка заливочного отверстия; 34 – нижняя половина кожуха; 35 – пробка для спуска смазки; 36 – бобышка; 37 – прокладка из жести

Рис. 1. Одноступенчатый редуктор трамвайного вагона: 1 – шестерня большая; 2 – подшипник шариковый (№ 226); 3 – кольцо подшипника; 4 – кольцо упорное; 5 – щит подшипниковый; 6 – кольцо сальниковое; 7 – кольцо войлочное; 8 – шпилька; 9 – шпилька 16-мм; 10 – фланец; 11 – болт 12-мм; 12 – конус малой шестерни; 13 – крышка с уплотнением; 14 – масленка шариковая; 15 – кольцо из войлока; 16 – прокладка; 17 – подшипник № 7610 или № 7310; 18 – шестерня малая; 19 – крышка глухая; 20 – кольцо проставное; 21 – ось колесной пары; 22 – диск колесной пары; 23 – щит; 24 – прокладка резиновая; 25 – хомут; 26 – болт 14 мм; 27 и 28 – прокладки прессшпановые толщиной 0,2 мм; 29 – шпилька; 30 – сапун; 31 – прокладка из прессшпана; 32 – верхняя половина кожуха; 33 – пробка заливочного отверстия; 34 – нижняя половина кожуха; 35 – пробка для спуска смазки; 36 – бобышка; 37 – прокладка из жести.

Передача состоит из шестерни и зубчатки с косыми зубьями, которым придан наклон в 10°30′.

Двухступенчатый редуктор применяется на вагонах трамваев типов КТМ-1, КТМ-2, РВЗ и ЛМ-57.

Он состоит из двух пар шестерен (рис. 2).

Двухступенчатый редуктор трамвайных вагонов: 1 – стаканы; 2 – подшипники роликовые (№ 7613); 3 – цилиндрические шестерни; 4 – гайки; 5 – прокладки; 6 – конические шестерни; 7 – картер; 8 – стакан; 9 – прокладки; 10 – прокладки; 11 – штифт; 12 – фланец; 13 – гайка; 14 – гайка закрепления роликоподшипника; 15 – крышка; 16 – подшипники шариковые (№ 46412) дуплекс; 17 – вал; 18 – распорная втулка; 19 – подшипник роликовый (№ 32413); 20 – болты; 21 – эвольвентные шлицы; 22 – вал; 23 – подшипник шариковый (№ 134); 24 – специальная шайба; 25 – кольцевая гайка; 26 – труба; 27 – фланец; 28 – сальник; 29 – гайки; 30 – крышка; 31 – кольцо с буртиком; 32 – стакан; 33 – втулка; 34 – гнездо; 35 – подшипник роликовый; 36 – крышка; 37 – болты; 38 – колесный центр; 39 – диафрагма; 40 – прокладка

Рис. 2. Двухступенчатый редуктор трамвайных вагонов: 1 – стаканы; 2 – подшипники роликовые (№ 7613); 3 – цилиндрические шестерни; 4 – гайки; 5 – прокладки; 6 – конические шестерни; 7 – картер; 8 – стакан; 9 – прокладки; 10 – прокладки; 11 – штифт; 12 – фланец; 13 – гайка; 14 – гайка закрепления роликоподшипника; 15 – крышка; 16 – подшипники шариковые (№ 46412) дуплекс; 17 – вал; 18 – распорная втулка; 19 – подшипник роликовый (№ 32413); 20 – болты; 21 – эвольвентные шлицы; 22 – вал; 23 – подшипник шариковый (№ 134); 24 – специальная шайба; 25 – кольцевая гайка; 26 – труба; 27 – фланец; 28 – сальник; 29 – гайки; 30 – крышка; 31 – кольцо с буртиком; 32 – стакан; 33 – втулка; 34 – гнездо; 35 – подшипник роликовый; 36 – крышка; 37 – болты; 38 – колесный центр; 39 – диафрагма; 40 – прокладка.

Первая зубчатая пара редуктора трамвайного вагона состоит из двух конических шестерен, имеющих спиральные зубцы, отличающиеся плавностью зацепления и бесшумностью в работе; вторая зубчатая пара редуктора состоит из двух цилиндрических косозубых шестерен.

На американских трамвайных вагонах РСС применяется гипоидная передача (рис. 3). В этой передаче оси ведущей и ведомой шестерен не совпадают. Достоинством передачи является большая поверхность зацепления зубьев, бесшумность и больший срок службы, чем у обычных передач.

Гипоидная передача трамвайного вагона

Рис. 3. Гипоидная передача трамвайного вагона.

Карданный вал

На трамвайных вагонах с двигателями, имеющими независимое подвешивание, вал тягового двигателя соединяется с валом шестерни редуктора при помощи карданного вала, который обеспечивает передачу вращающего момента от двигателя к реактору. Он состоит из двух скользящих вилок с внутренними и дружными шлицами, двух фланцевых вилок, соединенных со скользящими вилками, крестовинами, и двух фланцев муфт, посредством которых карданный вал соединяется с валом тягового двигателя трамвая.

Скользящие вилки соединяются с фланцевыми вилками посредством крестовин и образуют два шарнирных соединения карданного вала, которые обеспечивают его угловые перемещения при взаимных относительных перемещениях двигателя и редуктора. Шипы крестовин входят в проушины вилок. Вилки карданного вала соединяются с крестовиной с помощью игольчатых подшипников.

Конструкция карданного вала вагона трамвая изображена на рис. 4.

Карданный вал трамвайных вагонов МТВ-82: 1 – вилка с внутренними шлицами; 2 – масленка шариковая для шлицевого соединения; 3 – гайка; 4 – вилка с наружными шлицами; 5 – крышка подшипника; 6 – болт 10-мм; 7 – кольцо уплотнительное из пробки; 8 – обойма сальника; 9 – вилки фланцевые; 10 – диск; 11 – обойма подшипника игольчатого; 12 – шейка крестовины; 13 – шпонка; 14 – иглы 3 × 24 мм; 15 – крышка; 16 – крестовина; 17 – масленка шариковая для игольчатых подшипников; 18 – шайба; 19 – прокладка резиновая; 20 – фланец двигателя; 21 – шайба; 22 – шпонка; 23 – конус двигателя; 24 – гайка корончатая; 25 – болт 10 мм; 26 – карданные механизмы; 27 – шлицевое соединение; 28 – конус малой шестерни; 29 – фланец редуктора; 30 – фланец двигателя

Рис. 4. Карданный вал трамвайных вагонов МТВ-82: 1 – вилка с внутренними шлицами; 2 – масленка шариковая для шлицевого соединения; 3 – гайка; 4 – вилка с наружными шлицами; 5 – крышка подшипника; 6 – болт 10-мм; 7 – кольцо уплотнительное из пробки; 8 – обойма сальника; 9 – вилки фланцевые; 10 – диск; 11 – обойма подшипника игольчатого; 12 – шейка крестовины; 13 – шпонка; 14 – иглы 3 × 24 мм; 15 – крышка; 16 – крестовина; 17 – масленка шариковая для игольчатых подшипников; 18 – шайба; 19 – прокладка резиновая; 20 – фланец двигателя; 21 – шайба; 22 – шпонка; 23 – конус двигателя; 24 – гайка корончатая; 25 – болт 10 мм; 26 – карданные механизмы; 27 – шлицевое соединение; 28 – конус малой шестерни; 29 – фланец редуктора; 30 – фланец двигателя.

Основные данные редукторов трамвайных вагонов типов КТМ-1, МТВ-82 и РВЗ приведены в таблице 1, а в таблице 2 – основные данные карданных валов.

Таблица 1 – Основные данные редукторов трамвайных вагонов КТМ-1, МТВ-82 и РВЗ
НаименованиеТип вагона
КТМ-1РВЗМТВ-82 и ЛМ-49
Тип двигателяДК-254АДК-256БДК-255А
Тип редуктораДвухступенчатыйДвухступенчатыйОдноступенчатый
Передаточное число7,987,178,11
Число зубьев конической пары шестерен28–1325–11
Число зубьев цилиндрической пары шестерен63–1741–1373–9
Таблица 2 – Основные данные карданных валов трамвайных вагонов КТМ-1, МТВ-82 и РВЗ
Тип вагонаМарка карданного валаДлина по центру крестовины в ммДиаметр в ммЧисло шлицРазмер в ммВес в кг
трубышлиц на наконечнике
КТМ-1МАЗ49089 (наружный)65167 × 550
МТВ-82Укороченный троллейбусный22884 (наружный65167 × 532
67 (внутренний)65
РВЗЗИЛ-15043090 (наружный)65167 × 5
84 (внутренний)

В табл. 3 сведены данные цилиндрических косозубых шестерен редуктора трамваев МТВ-82 и ЛМ-49.

Таблица 3 – Данные цилиндрических косозубых шестерен редуктора трамвайных вагонов МТВ-82 и ЛМ-49
НаименованиеМалая шестерняБольшая шестерня
Количество зубьев973
ЗацеплениеЭвольвентное коррегированное по системе ДК
Направление спиралиЛевоеПравое
Твердость закаленной поверхностиRс = 55 ед.Rс = 50 ед.
Глубина закаленной поверхности2–2,5 мм2–2,5 мм
Диаметр окружности выступов84–37 »533,42 »
Диаметр поллойдной окружности64,96 »526,91 »
Диаметр окружности впадин54,97 »501,8 »
Диаметр делительной окружности64,07 »519,69 »
Ширина шестерни106,00 »106,00 »
Конус вала шестерни12:100
Размер шпоночной канавки9 × 14 × 45 мм
Резьба под гайку малой шестерниМ30
Вес5,2 кг81,5 кг
МатериалСталь 37 ХНЗАСталь 36 ХНЗА
Угол наклона зубьев по делительной окружности10° 30′10° 30′
Модуль инструмента77
Угол инструмента20°20°
Высота головки инструментаМодуль 1,25Модуль 1,25
Радиус скругления головки инструмента2,7 мм2,7 мм
Шаг зацепления22,28622,286
https://industrial-shina.ru 18.00 r25 купить индустриальные шины techking etrt r25.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.