Тяговый двигатель на трамвайных вагонах имеет независимое подвешивание на раме тележки у вагонов типов МТВ-82, ЛМ-49 и РВЗ или на раме кузова у вагонов типа КТМ-1. Такое подвешивание обеспечивает значительное снижение неподрессоренного веса вагона трамвая. При независимом подвешивании тяговый двигатель полностью подрессорен в отличие от осевого подвешивания, при котором подрессорена только половина веса двигателя.
Одноступенчатый редуктор применяется на трамвайных вагонах типов МТВ-82 и ЛМ-49.
Вращающий момент от вала двигателя передается на ось колесной пары посредством карданного вала и редуктора. Редуктор состоит из зубчатой передачи, заключенной в стальной литой кожух (рис. 1).
Рис. 1. Одноступенчатый редуктор трамвайного вагона: 1 – шестерня большая; 2 – подшипник шариковый (№ 226); 3 – кольцо подшипника; 4 – кольцо упорное; 5 – щит подшипниковый; 6 – кольцо сальниковое; 7 – кольцо войлочное; 8 – шпилька; 9 – шпилька 16-мм; 10 – фланец; 11 – болт 12-мм; 12 – конус малой шестерни; 13 – крышка с уплотнением; 14 – масленка шариковая; 15 – кольцо из войлока; 16 – прокладка; 17 – подшипник № 7610 или № 7310; 18 – шестерня малая; 19 – крышка глухая; 20 – кольцо проставное; 21 – ось колесной пары; 22 – диск колесной пары; 23 – щит; 24 – прокладка резиновая; 25 – хомут; 26 – болт 14 мм; 27 и 28 – прокладки прессшпановые толщиной 0,2 мм; 29 – шпилька; 30 – сапун; 31 – прокладка из прессшпана; 32 – верхняя половина кожуха; 33 – пробка заливочного отверстия; 34 – нижняя половина кожуха; 35 – пробка для спуска смазки; 36 – бобышка; 37 – прокладка из жести.
Передача состоит из шестерни и зубчатки с косыми зубьями, которым придан наклон в 10°30′.
Двухступенчатый редуктор применяется на вагонах трамваев типов КТМ-1, КТМ-2, РВЗ и ЛМ-57.
Он состоит из двух пар шестерен (рис. 2).
Рис. 2. Двухступенчатый редуктор трамвайных вагонов: 1 – стаканы; 2 – подшипники роликовые (№ 7613); 3 – цилиндрические шестерни; 4 – гайки; 5 – прокладки; 6 – конические шестерни; 7 – картер; 8 – стакан; 9 – прокладки; 10 – прокладки; 11 – штифт; 12 – фланец; 13 – гайка; 14 – гайка закрепления роликоподшипника; 15 – крышка; 16 – подшипники шариковые (№ 46412) дуплекс; 17 – вал; 18 – распорная втулка; 19 – подшипник роликовый (№ 32413); 20 – болты; 21 – эвольвентные шлицы; 22 – вал; 23 – подшипник шариковый (№ 134); 24 – специальная шайба; 25 – кольцевая гайка; 26 – труба; 27 – фланец; 28 – сальник; 29 – гайки; 30 – крышка; 31 – кольцо с буртиком; 32 – стакан; 33 – втулка; 34 – гнездо; 35 – подшипник роликовый; 36 – крышка; 37 – болты; 38 – колесный центр; 39 – диафрагма; 40 – прокладка.
Первая зубчатая пара редуктора трамвайного вагона состоит из двух конических шестерен, имеющих спиральные зубцы, отличающиеся плавностью зацепления и бесшумностью в работе; вторая зубчатая пара редуктора состоит из двух цилиндрических косозубых шестерен.
На американских трамвайных вагонах РСС применяется гипоидная передача (рис. 3). В этой передаче оси ведущей и ведомой шестерен не совпадают. Достоинством передачи является большая поверхность зацепления зубьев, бесшумность и больший срок службы, чем у обычных передач.
Рис. 3. Гипоидная передача трамвайного вагона.
Карданный вал
На трамвайных вагонах с двигателями, имеющими независимое подвешивание, вал тягового двигателя соединяется с валом шестерни редуктора при помощи карданного вала, который обеспечивает передачу вращающего момента от двигателя к реактору. Он состоит из двух скользящих вилок с внутренними и дружными шлицами, двух фланцевых вилок, соединенных со скользящими вилками, крестовинами, и двух фланцев муфт, посредством которых карданный вал соединяется с валом тягового двигателя трамвая.
Скользящие вилки соединяются с фланцевыми вилками посредством крестовин и образуют два шарнирных соединения карданного вала, которые обеспечивают его угловые перемещения при взаимных относительных перемещениях двигателя и редуктора. Шипы крестовин входят в проушины вилок. Вилки карданного вала соединяются с крестовиной с помощью игольчатых подшипников.
Конструкция карданного вала вагона трамвая изображена на рис. 4.
Рис. 4. Карданный вал трамвайных вагонов МТВ-82: 1 – вилка с внутренними шлицами; 2 – масленка шариковая для шлицевого соединения; 3 – гайка; 4 – вилка с наружными шлицами; 5 – крышка подшипника; 6 – болт 10-мм; 7 – кольцо уплотнительное из пробки; 8 – обойма сальника; 9 – вилки фланцевые; 10 – диск; 11 – обойма подшипника игольчатого; 12 – шейка крестовины; 13 – шпонка; 14 – иглы 3 × 24 мм; 15 – крышка; 16 – крестовина; 17 – масленка шариковая для игольчатых подшипников; 18 – шайба; 19 – прокладка резиновая; 20 – фланец двигателя; 21 – шайба; 22 – шпонка; 23 – конус двигателя; 24 – гайка корончатая; 25 – болт 10 мм; 26 – карданные механизмы; 27 – шлицевое соединение; 28 – конус малой шестерни; 29 – фланец редуктора; 30 – фланец двигателя.
Основные данные редукторов трамвайных вагонов типов КТМ-1, МТВ-82 и РВЗ приведены в таблице 1, а в таблице 2 – основные данные карданных валов.
Наименование | Тип вагона | ||
---|---|---|---|
КТМ-1 | РВЗ | МТВ-82 и ЛМ-49 | |
Тип двигателя | ДК-254А | ДК-256Б | ДК-255А |
Тип редуктора | Двухступенчатый | Двухступенчатый | Одноступенчатый |
Передаточное число | 7,98 | 7,17 | 8,11 |
Число зубьев конической пары шестерен | 28–13 | 25–11 | – |
Число зубьев цилиндрической пары шестерен | 63–17 | 41–13 | 73–9 |
Тип вагона | Марка карданного вала | Длина по центру крестовины в мм | Диаметр в мм | Число шлиц | Размер в мм | Вес в кг | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
трубы | шлиц на наконечнике | ||||||
КТМ-1 | МАЗ | 490 | 89 (наружный) | 65 | 16 | 7 × 5 | 50 |
МТВ-82 | Укороченный троллейбусный | 228 | 84 (наружный | 65 | 16 | 7 × 5 | 32 |
67 (внутренний) | 65 | – | – | – | |||
РВЗ | ЗИЛ-150 | 430 | 90 (наружный) | 65 | 16 | 7 × 5 | – |
84 (внутренний) |
В табл. 3 сведены данные цилиндрических косозубых шестерен редуктора трамваев МТВ-82 и ЛМ-49.
Наименование | Малая шестерня | Большая шестерня |
---|---|---|
Количество зубьев | 9 | 73 |
Зацепление | Эвольвентное коррегированное по системе ДК | |
Направление спирали | Левое | Правое |
Твердость закаленной поверхности | Rс = 55 ед. | Rс = 50 ед. |
Глубина закаленной поверхности | 2–2,5 мм | 2–2,5 мм |
Диаметр окружности выступов | 84–37 » | 533,42 » |
Диаметр поллойдной окружности | 64,96 » | 526,91 » |
Диаметр окружности впадин | 54,97 » | 501,8 » |
Диаметр делительной окружности | 64,07 » | 519,69 » |
Ширина шестерни | 106,00 » | 106,00 » |
Конус вала шестерни | 12:100 | – |
Размер шпоночной канавки | 9 × 14 × 45 мм | – |
Резьба под гайку малой шестерни | М30 | – |
Вес | 5,2 кг | 81,5 кг |
Материал | Сталь 37 ХНЗА | Сталь 36 ХНЗА |
Угол наклона зубьев по делительной окружности | 10° 30′ | 10° 30′ |
Модуль инструмента | 7 | 7 |
Угол инструмента | 20° | 20° |
Высота головки инструмента | Модуль 1,25 | Модуль 1,25 |
Радиус скругления головки инструмента | 2,7 мм | 2,7 мм |
Шаг зацепления | 22,286 | 22,286 |