В настоящее время наиболее распространенными типами тормозных кранов, используемых на вагонах подвижного состава трамвая, являются типы Я и В (рис. 1).
Рис. 1. Тормозной кран машиниста типа Я: 1 – нижняя часть; 2 – прокладки кожаные; 3 – кольцо; 4 – шпиндель; 5 – верхняя часть; 6 – пружина; 7 – золотник; 8 – рукоятка.
Сборка и испытание тормозного крана машиниста
При сборке необходимо следить за тем, чтобы внутренние полости и каналы тормозного крана машиниста трамвайного вагона не засорялись. Трущиеся поверхности перед сборкой смазываются водостойкой и морозостойкой смазкой ГОИ-54 (ГОСТ 3276–54).
Прокладка между верхней и нижней частями делается из кожи, картона или прессшпана (толщиной 1,5 мм).
Рукоятка тормозного крана водителя вагона трамвая должна плотно сидеть на квадрате шпинделя; мертвый ход, измеренный на ее конце, допускается не более 5 мм.
Собранный кран машиниста проверяется на воздухонепроницаемость, правильность действия и сопротивление повороту рукоятки.
Перед испытанием на воздухонепроницаемость патрубок тормозного крана машиниста, идущий к тормозному цилиндру, заглушают. Испытания проводят под давлением 4 атм при трех положениях рукоятки: нулевом, полного отпуска и полного торможения (без опускания сетки).
При погружении трамвайного тормозного крана машиниста в ванну с эмульсией ни в одном из трех указанных, а также промежуточных положений рукоятки, выделение пузырей воздуха не допускается.
Проверяя правильность действия крана машиниста в вагоне трамвая, выявляют соответствие взаимного расположения окон золотника и нижней части тормозного крана положениям рукоятки и скорость срабатывания крана по порядку, указанному в табл. 1.
Положение рукоятки крана | Емкость резервуара в л | Время наполнения резервуара воздухом до давления 4 атм в сек. | Время выпуска воздухом до давления 0 атм в сек. |
---|---|---|---|
Служебный тормоз | 5 | 1 | – |
Полное торможение | 5 | Не более 1 | – |
Служебный отпуск | 5 | – | Не более 5 |
Полный отпуск | 5 | – | Не более 3 |
Рукоятка тормозного крана водителя трамвайного вагона должна свободно, без заеданий, поворачиваться от одного крайнего положения ее до другого от приложения незначительного усилия. Сопротивление повороту рукоятки, приложенное к ее концу, допускается не более 2 кг в, процессе ремонта и 3 кг – в эксплуатации.