Условия работы отдельных деталей и частей трамвайных вагонов неодинаковы, поэтому составы смазок, употребляемых для них, различны.
В табл. 1 приведены сорта смазочных материалов, применяемых для вагонов трамваев.
Наименование агрегатов и узлов | Наименование смазочных и прожировочных материалов, их марки и ГОСТ | Характеристика смазочных и прожировочных материалов | Примечание | |||
---|---|---|---|---|---|---|
вязкость условная в °C | температура вспышки в °C | температура застывания в °C | температура капле- падения в °C | |||
Компрессоры вагонные всех типов | Масло компрессорное марки «Т» (ГОСТ 1861–54) | При 100° 17–21 | В открытом тигле не ниже 242 | – | – | – |
Редукторы тяговые шестеренные, одноступенчатые | а) Масло трансмиссионное, автотракторное (нигрол), «летнее» (ГОСТ 542–50) | При 100° 4,0–4,5 | В открытом тигле не ниже 180 | Не выше минус 5 | – | – |
б) Смесь, состоящая из масла трансмиссионного, автотракторного (нигрол), «зимнее» (ГОСТ 542–50) – 90%; масла индустриального «20» (веретенное «3») (ГОСТ 1707–51) – 10%; | При 100° 2,7–3,2 | В открытом тигле не ниже 170 | Не выше минус 20 | – | – | |
При 50° 17–23 | В открытом тигле не ниже 170 | Не выше минус 20 | – | – | ||
Передачи тяговые шестеренные; алюминиевые контактные вставки токоприемников; колонки ручного тормоза; рессоры листовые; амортизаторы пружинные, сцепные приборы; скобы подбуферные; цепи и тросы тормозные; ролики и скобы для цепей, тяг и тросов тормозных; улитки колонок ручного тормоза, обработанные, но не имеющие антикоррозийных покрытий; открытые места агрегатов и деталей (кроме бандажей колесных пар трамвайных вагонов, барабанов и тормозных дисков) | Смазка графитная «УС» А (ГОСТ 3333–55) | Не ниже 75 | Внешний вид: однородная мазь от темно-коричневого до черного цвета | |||
Валы кулис токоприемников вагонов трамваев; оси и шарнирные соединения деталей аппаратов и устройств; ролики дверные и направляющие дверей | Смазка универсальная, среднеплавкая «УС» (солидол жировой) (ГОСТ 1033–51) | – | – | – | Не ниже75 | Внешний вид: однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета |
Смазка универсальная тугоплавкая, морозостойкая «УТМ» (смазка КВ) (ГОСТ 2931–51) или смазка № 21 (ГОСТ 3258–54) | При t = 50° не более 8,3 | – | Не выше минус 45 | Не ниже 120 | ||
Подшипники скользящие наружно-осевых и моторно-осевых букс | Масло осевое марки «Л» (ГОСТ 610–48) | При 50° 5,0–7,0 | В открытом тигле не ниже 135 | Не выше минус 15 | ||
Опоры шаровые, пятниковые и эксцентриковые. Лица и наличники; вилки, шпинтоны и подвески рессорные; валики и втулки приборы регулирующие, тормозные | Масло осевое, зимнее «3» (ГОСТ 610–48) | При 50° 3,0–3,5 | В открытом тигле не ниже 130 | Не выше минус 40 | – | |
Подшипники качения наружно-осевых букс, двигателей, контроллеров и дверных механизмов; шлицевые соединения карданных валов трамвайных вагонов | Смазка универсальная тугоплавкая, водостойкая УТВ (смазка 1–13 жировая, ГОСТ 1631–52) | – | – | Не ниже минус 35 | Не ниже 120 | Внешний вид: однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Может работать в условиях повышенной влажности |
Подшипники игольчатые карданных валов | Масло индустриальное «20» (веретенное «3», ГОСТ 1707–51) | При 50° 2,6–3,31 | В открытом тигле не ниже 170 | Не выше минус 20 | – | |
Цилиндры пневматические всех видов и рабочие поверхности кожаных манжет | Смазка водостойкая, морозостойкая ГОИ–54 (смазка УНВМ) ГОСТ 3276-54 или смазка № 21 ГОСТ 3258–54 | – | – | Не выше минус 45 | Не ниже 120 | |
– | – | – | Не ниже 75 | |||
Краны и клапаны пневматические всех видов; вибраторы; стеклоочистители пневматические трамваев | Смазка водостойкая, морозостойкая ГОИ–54 (смазка УНВ, ГОСТ 3276–54) или № 21 ГОСТ 3258–54 | – | – | – | Не ниже 60 | Пригодна для интервалов температур от -60 до +55 оC |
Контактные металлические и трущиеся детали электрических аппаратов и электрических устройств трамвайных вагонов | Смазка универсальная, низкоплавкая УН (вазелин технический, ГОСТ 782–53) | 20 | – | – | Не ниже 54 | Пригодна при температуре не свыше 45 °C и для защиты от коррозии. Внешний вид: однородная мазь от светло- до темно-коричневого цвета |
Манжеты и уплотнители кожаные всех видов для пневматического оборудования | Прожировочный состав № 40 (ТУ МПС) | – | – | – | Не ниже 46 | |
Редукторы двухступенчатые трамвайных вагонов КТМ-1 | Масло цилиндровое «6» летнее (ГОСТ 6411–52) | 4,5–6,0 | Не ниже 300 | Не выше плюс 17 | ||
Автол «18» (зимний) (ГОСТ 1862–57) или цилиндровое «2» (ГОСТ 1841–51) | 15 | Не ниже 215 | Не выше минус 5 | |||
9–13 | Не ниже 215 | Не выше плюс 5 |