Ремонт и испытание электрических аппаратов и приборов вагонов подвижного состава трамвая

Ремонт и испытание электрических аппаратов и приборов вагонов подвижного состава трамвая

Части и детали электрической аппаратуры трамвайного вагона изнашиваются как от трения контактных поверхностей и других отряженных элементов, так и от подгорания, появляющегося в результате неплотного соприкосновения контактов, или неисправного дугогашения. Кроме того, у частей электрических аппаратов с течением времени понижается изоляция токонесущих элементов. Поэтому при ремонте электрических аппаратов трамваев приходится заменять изношенные до предела детали и части, а также восстанавливать изношенные детали и изоляцию.

Состав и назначение оловянно-свинцовых припоев (по ГОСТ 1499–54) приведены в табл. 1.

Таблица 1 — Назначение и состав оловянно-свинцовых припоев (по ГОСТ 1499–54)
МаркаХимический состав в %Температура плавления в °CПрименяется для пайки
оловосвинецсурьмапрочие примеси
началоконец
ПОС-4039–4059,25–56,251,5–2,00,25181237Проводов электродвигателей, тросов, электро- и радиоаппаратуры, радиаторов медных проводов, латуни, железа
ПОС-3029–3069,3–67,81,5–2,00,2181243Бандажной проволоки, лужения подшипников перед заливкой, оцинкованного железа, цинка, стали, латуни, меди
ПОС-1817–1880,7–79,22,0–2,50,3181265Свинца, железа, латуни, меди, оцинкованного железа
ПОС-4–63–491,7–89,75–60,3Стали, луженой жести, латуни, меди при пониженных требованиях к прочности. Не пригоден для пайки цинка и оцинкованного железа

Все электрические аппараты и приборы трамвайных вагонов, подлежащие ремонту, за исключением токоприемников, которые ремонтируют в слесарно-кузовном отделении кузовного цеха, направляют в аппаратное отделение электротехнического цеха. Перед разборкой электрические аппараты и приборы трамваев помещают в продувочную камеру, где освобождают их от пыли, после этого устанавливают на демонтажные места и приступают к разборке.

Разобранные детали электрических аппаратов трамваев промывают в ванне с бензином или керосином, протирают насухо тряпками и доставляют на разбраковочный верстак, на котором проверяют их в целях выявления дефектов.

Все детали и части электрических аппаратов трамвайных вагонов, признанные годными при разбраковке, направляют на сборочные верстаки, а детали, подлежащие ремонту, передают в соответствующие ремонтные отделения.

Детали и части, изношенные до предела и негодные для дальнейшего использования, сдают в лом как утиль.

Отремонтированные детали поступают на сборочные верстаки или сдают в цеховую кладовую.

После сборки электрические аппараты вагонов подвижного состава трамвая предварительно регулируют, т. е. проверяют притирания контактов, давление между контактами, разрыв контактов и т. п.

После предварительной регулировки и приемки ОТК электрические аппараты поступают на электрическую испытательную станцию, где их испытывают и окончательно регулируют. Затем ОТК их принимает.

Схема технологического процесса ремонта электрических аппаратов трамвайных вагонов показана на рис. 1.

Схема технологического процесса ремонта электрических аппаратов трамвайных вагонов

Рис. 1. Схема технологического процесса ремонта электрических аппаратов трамвайных вагонов.

В табл. 2–6 приведены типы и весовые данные электрических аппаратов и приборов трамваев.

Таблица 2
Наименование аппаратаТип аппаратаКоличество на вагонВес аппарата в кг
Оборудование трамвайного вагона
Барабанный контроллерДК-41182
Барабанный контроллерДТ-411192
Кулачковый контроллерМТ-1А178
Кулачковый контроллерМТ-221160
Контроллер управленияКВ-111
Контроллер управленияКВ-19Б132
Отключатель двигателейОМ-10; ОМ-23А114
Реверсор электромагнитныйМР-2В1
Реверсор электропневматическийПР-759А145
Выключатель управленияВУ-7А13
Выключатель цепи двигатель-компрессораВУ-220А-410,6
Таблица 3
Наименование аппаратаТип аппаратаКоличество на вагонВес аппарата в кг
Электромагнитный контакторМК-605-Б75
То жеМКМ-602А-445
»МКМ-602Б-215
»МК-758118
»МК-605Б-265
»КПМ-22055,5
»КПД-47413,5
Таблица 4
Наименование аппаратаТип аппаратаКоличество на вагонВес аппарата в кг
Реле напряженияР-25В-213,0
Реле времениРМ-105412,5
Реле перегрузки РПШР-25 А-514,0
Реле ускорения41-В514,0
Автоматический выключательАВ-1 Б-2110,0
Регулятор давленияАК-5А-118,7
Таблица 5
Наименование оборудованияТип оборудованияКоличество на вагонВес единицы оборудования в кг
Сопротивления пусковыеСТФ3 ящика80
Сопротивления пусковыеКФ-3А2 »60
Сопротивления пусковыеКФ-3В2 »58,5
Сопротивление демпферноеШС-60А1 »4,3
Сопротивления пусковыеКФ-6Б-43 »126
Сопротивления пусковыеКФ-24А2 »60
КФ-19А-13 »50
Сопротивления шунтовыеЯС-18В-21 »12
ЯС-301 »47
Демпферное сопротивлениеАС-91 »3
ЭлектропечиТП-5А1 комплект
СтеклообогревателиТСТ-032 »1
Таблица 6
Наименование оборудованияТип оборудованияКоличество на вагонВес единицы оборудования в кг
Ящик с предохранителямиЯП-29А1
Распределительный щитокРШ-38А120,8
Электрический звонок1
Кнопка кондуктора3
РадиореакторИК-10158,5
ТокоприемникМ-1180,0
Рельсовый тормозТПМ-3А4624,0

Испытания электрических аппаратов

После ремонта контроллеры, контакторы, реверсоры, реле и автоматические выключатели трамвайных вагонов подвергаются электрическим испытаниям и регулировке.

Электрические испытания аппаратов трамваев в основном заключаются в следующем: проверяется электрическая прочность электромагнитных катушек и изолированных токонесущих деталей, контролируются сопротивления изоляции, определяются сопротивления катушек.

Регулировка электрических аппаратов трамвайного вагона сводится к проверке давления контактов, регулировке токов отключения (автоматические выключатели, линейные контакторы, реле перегрузки) и времени срабатывания аппарата.

Для испытания электрических аппаратов трамвайных вагонов необходимо на испытательной станции иметь стенды и соответствующие установки.

Электрическая прочность проверяется у контакторов, реверсоров, контроллеров, автоматических выключателей, реле пусковых и регулировочных сопротивлений.

Автоматические выключатели и линейные контакторы трамвая регулируют на ток по формуле:

Формула для регулирования автоматических выключателей и линейных контакторов трамвая

где: Ip – ток регулировки аппарата в А;

Ih – часовой ток двигателя;

n – число параллельно включенных двигателей или групп их.

На такой же ток подбирается вставка плавкого силового предохранителя, но с выдержкой времени 10–15 сек. Испытание трубчатых плавких предохранителей с засыпкой производится в собранном виде. Испытывать и регулировать автоматические выключатели трамваев можно через нагрузочное сопротивление от сети 550 В (рис. 2), от специального низковольтного генератора (рис. 3) и от аккумуляторной батареи.

Схема регулировки автоматических выключателей трамвайных вагонов с помощью нагрузочного сопротивления

Рис. 2. Схема регулировки автоматических выключателей трамвайных вагонов с помощью нагрузочного сопротивления.

Схема регулировки автоматических выключателей трамвайных вагонов с помощью низковольтного агрегата

Рис. 3. Схема регулировки автоматических выключателей трамвайных вагонов с помощью низковольтного агрегата.

Для испытания автоматических выключателей и линейных контакторов от контактной сети необходимо большое нагрузочное сопротивление. Это обстоятельство, а также значительные нагрузки в контактной сети (500–700 А) и повышенная опасность при пользовании установкой (напряжение 550 В) являются недостатком такого метода испытания.

В табл. 7 приведены данные регулировки электрических аппаратов вагонов трамваев.

Таблица 7 — Данные регулировки электрических аппаратов вагонов трамваев
Наименование аппаратовТипПределы регулировки
Реле перегрузкиРМ-3001-0/1Ток срабатывания 300 А
Реле ускоренияР-41 Г-7Ток отключения 150 А
Реле торможенияР-41 Д-7Ток отключения 220 А
Реле торможенияР-310 1/1Ток срабатывания 45 А
Реле напряженияР-3102 2/1Срабатывает при 250 В
Реле напряженияР-25В-2Срабатывает при 750 А
Реле перегрузки контактораМК-758АТок срабатывания 700 А
Реле времениР-310Б 2/1Ток срабатывания 0,4 А
Стоп-релеР-3100 1/1Ток срабатывания 0,144 А
Автоматический выключательАВ-1 Б-1Ток уставки 600 А
Автоматический выключательАВ-1 Б-2Ток уставки 450 А
Регулятор давленияАК-5Выключение при 6 кг/см2
Регулятор давленияАК-6БВыключение при 6,5 кг/см2

На рис. 4 изображена принципиальная схема испытательной станции в аппаратном отделении электротехнического цеха. Установка на испытательной станции состоит из низковольтного генератора НГ, соединенного с асинхронным электродвигателем AD1.

Схема испытательной станции для регулировки и испытания электрических аппаратов трамвайных вагонов

Рис. 4. Схема испытательной станции для регулировки и испытания электрических аппаратов трамвайных вагонов.

Низковольтный генератор напряжением 6/12 В, двухколлекторный и при наличии специального переключателя может работать при 6 или 12 В.

На этом стенде испытывают автоматические выключатели и реле перегрузки трамвая.

Второй агрегат состоит из шунтового генератора Г на 750 В. соединенного с асинхронным электродвигателем AD2.

На этом стенде можно испытывать реле РМН максимального и РН минимального напряжения, реле времени РВ.

К шинам этого же генератора присоединена установка для испытания двигателя компрессора ДК.

В середине схемы показано присоединение установки с высоковольтным трансформатором Т для испытания электрической прочности изоляции электрических аппаратов трамваев.

В табл. 8–10 приведены нормы и допуски для ремонта и эксплуатации электрической аппаратуры трамвайного вагона.

В табл. 8 дана характеристика контроллеров кулачкового типа.

Таблица 8 — Характеристика контроллеров кулачкового типа
НаименованиеЕдиница измеренияЧертежные размерыПредельные размеры и износы
средний ремонт № 3малый ремонт 2в эксплуатации
Основание корпуса
Диаметр отверстия под конец реверсивного вала, не более:
– у контроллеров МТ-1А и ДК-7Бмм20+0,04520,520,821,0
– у контроллера МТ-22»1818,518,819,0
Вал реверсивного барабана контроллеров МТ-1А и ДК-7Б
Диаметр, не менее»20-0,11-0,1819,519,018,5
Вал реверсивного барабана контроллера МТ-22 трамвая
Диаметр, не менее»18-0,045-0,10517,517,016,5
Головка реверсивного барабана
Размер под рукоятку, не менеемм28-0,07-0,2127,527,026,0
Диаметр наружный, не менее»45-0,032-0,10044,544,344,0
Рукоятка реверсивного барабана
Размер отверстия, не более»28+0,1428,529,030,0
Фланец реверсивного барабана
Диаметр отверстия, не более»45+0,0545,545,746,0
Вал главного барабана
Диаметр в месте насадки рукоятки, не менее»22-0,01421,721,521,0
Храповик главного барабана
Износ по кривой зуба, не более»1,01,52,0
Храповик реверсивного барабана
Износ по кривой зуба, не более»1,01,52,0
Ось собачки блокировки
Диаметр, не менее»6-0,011-0,0446-0,011-0,0446-0,011-0,0445,5
Ролик рычага блокировки
Внутренний диаметр, не более»8-0,038,28,38,5
Наружный диаметр, не более»1615,515,014,0
Ролик собачки блокировки
Внутренний диаметр, не более»11+0,03511,111,211,4
Наружный диаметр, не менее»11±215,515,014,0
Сухарик пальца реверсивного барабана
Толщина, не менее»16±0,213,513,012,0
Вертикальный свес сухарика пальца с сегмента реверсивного барабана, не более»0,51,02,0
Контакт кулачкового элемента
Износ, не более»1,01,03
Кулачковая шайба
Износ по кривой профиля, не более»1,52,02,5
Диаметр, не менее:
– контроллеры МТ-1А, ДК-7Б трамваевмм130±0,25128,5128,0127,0
– контроллер МТ-22»152±0,2150,5150,0149,0
Кронштейн для крепления контакта
Диаметр отверстия для оси, не более»8+0,038,28,38,5
Ролик рычага кулачкового элемента
Внутренний диаметр, не более»14+0,03514,214,314,5
Наружный диаметр, не менее»20-0,219,519,419,0
Суммарный зазор между осью и втулкой подшипника кулачкового элемента, не более»0,40,71,0
Зазор между кронштейном подвижного контакта и упорной планкой рычага, не менее»3±13±11,51,0
Усилие нажатия контактов при полном включении в кг, не менее
для контроллеров МТ-1 А и МТ-22 трамваев»1,8±0,11,8±0,11,51,2
для контроллера ДК-7Б трамвая»3±0,23±0,22,42,2
Величина минимального разрыва контактов»7–12665
Давление сухариков пальцев на сегменты реверсивного барабанакг1,5–2,51,5–2,5Не менее 1,5 и более 2,5

Данные табл. 9 характеризуют автоматические выключатели АВ-1Б-1 и АВ-1Б-2 трамвайных вагонов.

Таблица 9 — Данные, характеризующие автоматические выключатели АВ-1Б-1 и АВ-1Б-2 вагонов трамваев
НаименованиеЕдиница измеренияЧертежные размерыПредельные размеры и износы
средний ремонт № 3малый ремонт № 2в эксплуатации
Контакт, допускаемый износ, не болеемм125
Держатель подвижного контакта
Диаметр отверстия, не более»10+0,03510,210,3
Ось держателя подвижного контакта
Диаметр, не менеемм10-0,039,89,79,5
Конечное давление на контактыкг9–148–14Менее 7 и более 14
Расстояние между контактамимм13–1513–1613–17
Притирание контактов»8864
Втулка привода
Внутренний диаметр, не более»14+0,03514,214,314,5
Планки верхняя и нижняя рычага привода
Диаметр отверстия, не более»16+0,03516,216,316,5
Валик рычага привода
Диаметр, не менее»6-0,011-0,0446-0,011-0,0445,85,7
Ролик рычага привода
Наружный диаметр, не менее»12-0,03511,811,711,5
Внутренний диаметр, не более»6+0,0256,26,36,5
Ось защелки
Диаметр, не менее»10-0,015-0,0559,89,79,5
Втулка к защелке
Внутренний диаметр, не более»10+0,0310,210,310,5
Ось рукоятки
Диаметр, не менее»14-0,020-0,07013,813,713,6
Глубина прогара боковых стенок искрогасительной камеры, не более»345,0

Данные табл. 10 характеризуют электропневматический регулятор давления АК-5А трамвайного вагона.

Таблица 10 — Данные, характеризующие электропневматический регулятор давления АК-5А вагона трамвая
НаименованиеЕдиница измеренияЧертежные размерыПредельные размеры и износы
средний ремонт № 3малый ремонт № 2в эксплуатации
Конечное давление на контактыкг1,5-2,51,5-2,51,5–2,5Менее 1,0 и более 2,5
Контакт
Толщина, не менеемм553,52,5
Притирание контактов, не менее»2,5–3,52,51,51,0
Минимальный разрыв контактов»99
Закладка Постоянная ссылка.