Устройство и принцип работы пусковых сопротивлений (реостатов) аппаратов управления вагонов подвижного состава трамвая

Устройство и принцип работы пусковых сопротивлений (реостатов) аппаратов управления вагонов подвижного состава трамвая

Реостаты аппаратов управления трамвайных вагонов предназначены для ограничения тока в цепи двигателей во время пуска их в ход и при реостатном торможении. В зависимости от типа двигателей и контроллеров трамваев реостаты подразделяются на чугунные и фехралевые (ленточные или спиральные). Литые пластинчатые чугунные реостаты состоят из отдельных элементов-пластин, которым придается зигзагообразная форма, увеличивающая их сопротивление и способствующая лучшему охлаждению. Чугунные элементы обладают сравнительно большими температурным коэффициентом и весом, при замене неисправных пластин требуется разборка всего ящика Чугунные реостаты применяются на двухосных и четырехосных, преимущественно старых вагонах подвижного состава трамвая. В настоящее время они заменяются реостатами, изготовленными из фехраля.

Ленточные реостаты состоят из элементов, представляющих собой катаную ленту овальной формы из фехраля марки Х13Ю5 с сопротивлением удельным 1,2 Ом·мм2/м, малым температурным коэффициентом и предельным перегревом до 900 °C.

Вес реостата, изготовленного из ленточного фехраля, в 2–3 раза меньше веса чугунного реостата. Температурный коэффициент фехралевого элемента равен 0,00025, а чугунного – 0,0009. Ленточные реостаты обладают большой механической прочностью и теплостойкостью.

Новые трамвайные вагоны (КТМ-1, ЛМ-49, МТВ-82 и РВЗ) оборудованы реостатами из ленточного фехраля.

Проволочные спиральные реостаты выполняются из фехралевой проволоки диаметром 2,5–4,0 мм, навитой в виде спиралей диаметром 30–35 мм. Комплект реостата состоит из 2–3 ящиков и обычно устанавливается на крыше вагона. Спиральные реостаты применяются на двухосных и четырехосных трамвайных вагонах типов Х, БФ, КМ, М-38 и др. Вес проволочного спирального фехралевого реостата типа СТФ – около 80 кг.

На вагонах трамваев КТМ-1 с контроллером МТ-1А находятся пусковые сопротивления КФ-3А-1 и КФ-3А-5; на вагонах КТМ-1 с контроллером МТ-22 – сопротивления КФ-3А-2 и КФ-3В; на вагонах МТВ-82 и ЛМ-49 с контроллером МТ-22 – сопротивления КФ-6Б-4.

Пусковые сопротивления КФ-3А-2 размещены в двух ящиках, установленных на крыше вагона (в каждом ящике – семь элементов в один ряд). Пусковые сопротивления КФ-3В расположены в двух ящиках под вагоном (в каждом ящике – шесть элементов).

Схема сопротивлений КФ-3А-2 показана на рис. 1.

Схема сопротивлений КФ-3А-2 аппаратов управления трамвайных вагонов

Рис. 1. Схема сопротивлений КФ-3А-2 аппаратов управления трамвайных вагонов.

Основные характеристики сплавов высокого электрического сопротивления приведены в табл. 1.

Таблица 1 – Основные характеристики сплавов высокого электрического сопротивления, применяемых для реостатов трамвайных вагонов
Наименование материалаУдельный вес в г/см3Прочность на разрыв в кг/мм2Температура плавления в °CУдельное сопротивление при 20 °C в Ом·мм2Температурный коэффициент
Фехраль7,67014501,2–1,40,00028
Нихром8,249–8413751,0–1,20,00012–0,0004
Константан8,940–6512700,46–0,520,000005
Никелин8,95311000,4–0,440,0002
Манганин8,4429600,4–0,480,000006
Хромаль7,18015001,350,00004

В табл. 2 приводятся основные данные элементов фехралевых пусковых сопротивлений типа КФ.

Таблица 2 – Основные данные элементов фехралевых пусковых сопротивлений типа КФ, применяемых на вагонах трамваев
№№ элементовСопротивление элементаХарактеристика обмотки элементаРазмеры ленты обмотки
число витковдлина ленты в мвес обмотки в кгвес элемента в кгширина в ммтолщина в ммколичество в шт.шаг в мм
110,165267,02,63,90101,528,5
120,205328,53,24,55101,528,5
130,308328,51,83,15101,127,0
140,4905112,83,04,30101,127,0
150,6705314,02,74,00101,127,0
160,8506516,42,94,25101,127,0
171,2306416,11,83,15101,127,0
181,7006516,41,52,85101,127,0

Технические данные пусковых сопротивлений типов КФ-3А-2 и КФ-3В сведены в табл. 3.

Таблица 3 – Технические данные пусковых сопротивлений типов КФ-3А-2 и КФ-3В, устанавливаемых на трамваях
Данные сопротивленияВес элементов в кг (фехраль с изоляторами)Вес чистой фехрали в кг
обозначение ступенейсостоит из элементовсопротивления в Ом
количествономерсоединенияступенисумма
Сопротивление типа КФ-3А-2
P1P221710,306,303,60
P2P32,162,46
P3P441721,233,6912,607,20
P4P531720,924,619,455,40
P5P651721,536,1415,759,00
P1C11720,31
CP521720,615
P1P614176,1444,1025,20
Сопротивления типа КФ-3В
P1P2  0,36,303,60
P2P321712,162,46
P3P431411,233,6912,909,00
P4C11410,494,184,303,00
CP511410,434,614,303,00
P5P651721,536,1415,759,00
CP61,9643,5527,60

Технические данные пусковых сопротивлений типа КФ-6Б-4 вагона ЛМ-49 с контроллером МТ-22 и двигателями ДК-255А приведены в табл. 4.

Таблица 4 – Технические данные пусковых сопротивлений типа КФ-6Б-4 трамвайного вагона ЛМ-49 с контроллером МТ-22 и двигателями ДК-255А
УчастокСопротивление в Ом№ элементаСтупень реостатаСопротивление ступени в ОмОбщее сопротивление в Ом
аб0,203
бв0,10513P1P20,2030,203
вг0,30813
гд0,42516
де0,30813
еж0,30813P2P31,4551,658
жз0,85016P3P40,852,508
зи0,42516
ик0,212
кл0,21316P4P50,6373,145
лм0,85016P5P61,0634,208

В табл. 5 дается вес элементов в кг сопротивлений типа КФ-6Б-4.

Таблица 5 – Вес элементов в кг сопротивлений типа КФ-6Б-4
№№ элементовЧисло элементовВес элемента фехраль с изоляторомВес фехралиОбщий вес фехрали
16143,712,9040,06
1342,951,87,2
Всего1847,26

В комплект реостатов КФ-6Б-4 входят четыре элемента № 13 и четырнадцать элементов № 16, соединенных согласно схеме, показанной на рис. 2.

Схема пусковых сопротивлений КФ-6Б-4

Рис. 2. Схема пусковых сопротивлений КФ-6Б-4.

Элемент № 13 имеет 32 сдвоенных витка ленты сечением 10 × 1,5 мм каждая; сопротивление элемента равно 0,308 Ом. Элемент № 16 имеет 65 сдвоенных витков ленты сечением 10 × 1,1 мм каждая; сопротивление элемента равно 0,85 Ом; мощность каждого из элементов – 1820 Вт. Элементы помещаются в трех ящиках по шесть элементов в каждом и расположены под кузовом вагона подвижного состава трамвая.

Данные сопротивлений реостатов четырехосного моторного вагона МТВ-82 с контроллерами МТ-22 приводятся в табл. 6.

Таблица 6 – Данные сопротивлений реостатов четырехосного трамвайного моторного вагона МТВ-82 с контроллерами МТ-22
СтупеньСопротивление в Омах
при чугунном реостатепри фехралевом реостате
P1P20,30,205
P2P31,01,575
P3P40,60,923
P4P50,90,615
P5P61,21,025

Ниже, в табл. 7, указаны технические данные проволочного сопротивления СТФ-100 для трамвайных вагонов серии Х с контроллером МТ-1. Спирали размещены в двух ящиках, в каждом из которых находятся две рамы; общее количество рабочих спиралей – 83, сопротивление каждой спирали – 0,28 см, количество витков в спирали – 14.

Таблица 7 – Технические данные проволочного сопротивления СТФ-100 для трамвайных вагонов серии Х с контроллером МТ-1
СтупеньСопротивление ступениСостав ступени в омКоличество спиралейВнутренний диаметр спирали в ммДиаметр проволок в мм
P1P21,542×1122303
P2P31,121×816303
P3P61,401×1545303
P1P64,0683

В табл. 8 приводятся данные сопротивлений реостатов на пусковых и тормозных позициях контроллера (вагон для узкой колеи) в омах.

Таблица 8 – Данные сопротивлений реостатов на пусковых и тормозных позициях контроллера (трамвайный вагон для узкой колеи) в Омах
КонтроллерыРеостаты
позициипусковые сопротивлениятормозные сопротивленияступени сопротивлениясопротивление
15,6095,609P1P21,410
23,5844,199P2P30,615
32,4113,584P3P41,173
41,5912,411P4P50,820
51,1131,591P5P60,478
60,8041,113P6P70,956
70,4520,929P7P80,157
80,2950,705P1P85,609
90,000,599
100,000,437
Переход1,113
110,9300,268
120,8040,113
130,5990,00
140,437
150,224
160,116
170,00
180,00
Частныи выкуп авто москва.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.