Устройство и принцип работы пусковых сопротивлений (реостатов) аппаратов управления вагонов подвижного состава трамвая

Устройство и принцип работы пусковых сопротивлений (реостатов) аппаратов управления вагонов подвижного состава трамвая

Реостаты аппаратов управления трамвайных вагонов предназначены для ограничения тока в цепи двигателей во время пуска их в ход и при реостатном торможении. В зависимости от типа двигателей и контроллеров трамваев реостаты подразделяются на чугунные и фехралевые (ленточные или спиральные). Литые пластинчатые чугунные реостаты состоят из отдельных элементов-пластин, которым придается зигзагообразная форма, увеличивающая их сопротивление и способствующая лучшему охлаждению. Чугунные элементы обладают сравнительно большими температурным коэффициентом и весом, при замене неисправных пластин требуется разборка всего ящика Чугунные реостаты применяются на двухосных и четырехосных, преимущественно старых вагонах подвижного состава трамвая. В настоящее время они заменяются реостатами, изготовленными из фехраля.

Ленточные реостаты состоят из элементов, представляющих собой катаную ленту овальной формы из фехраля марки Х13Ю5 с сопротивлением удельным 1,2 Ом·мм2/м, малым температурным коэффициентом и предельным перегревом до 900 °C.

Вес реостата, изготовленного из ленточного фехраля, в 2–3 раза меньше веса чугунного реостата. Температурный коэффициент фехралевого элемента равен 0,00025, а чугунного – 0,0009. Ленточные реостаты обладают большой механической прочностью и теплостойкостью.

Новые трамвайные вагоны (КТМ-1, ЛМ-49, МТВ-82 и РВЗ) оборудованы реостатами из ленточного фехраля.

Проволочные спиральные реостаты выполняются из фехралевой проволоки диаметром 2,5–4,0 мм, навитой в виде спиралей диаметром 30–35 мм. Комплект реостата состоит из 2–3 ящиков и обычно устанавливается на крыше вагона. Спиральные реостаты применяются на двухосных и четырехосных трамвайных вагонах типов Х, БФ, КМ, М-38 и др. Вес проволочного спирального фехралевого реостата типа СТФ – около 80 кг.

На вагонах трамваев КТМ-1 с контроллером МТ-1А находятся пусковые сопротивления КФ-3А-1 и КФ-3А-5; на вагонах КТМ-1 с контроллером МТ-22 – сопротивления КФ-3А-2 и КФ-3В; на вагонах МТВ-82 и ЛМ-49 с контроллером МТ-22 – сопротивления КФ-6Б-4.

Пусковые сопротивления КФ-3А-2 размещены в двух ящиках, установленных на крыше вагона (в каждом ящике – семь элементов в один ряд). Пусковые сопротивления КФ-3В расположены в двух ящиках под вагоном (в каждом ящике – шесть элементов).

Схема сопротивлений КФ-3А-2 показана на рис. 1.

Схема сопротивлений КФ-3А-2 аппаратов управления трамвайных вагонов

Рис. 1. Схема сопротивлений КФ-3А-2 аппаратов управления трамвайных вагонов.

Основные характеристики сплавов высокого электрического сопротивления приведены в табл. 1.

Таблица 1 – Основные характеристики сплавов высокого электрического сопротивления, применяемых для реостатов трамвайных вагонов
Наименование материалаУдельный вес в г/см3Прочность на разрыв в кг/мм2Температура плавления в °CУдельное сопротивление при 20 °C в Ом·мм2Температурный коэффициент
Фехраль7,67014501,2–1,40,00028
Нихром8,249–8413751,0–1,20,00012–0,0004
Константан8,940–6512700,46–0,520,000005
Никелин8,95311000,4–0,440,0002
Манганин8,4429600,4–0,480,000006
Хромаль7,18015001,350,00004

В табл. 2 приводятся основные данные элементов фехралевых пусковых сопротивлений типа КФ.

Таблица 2 – Основные данные элементов фехралевых пусковых сопротивлений типа КФ, применяемых на вагонах трамваев
№№ элементовСопротивление элементаХарактеристика обмотки элементаРазмеры ленты обмотки
число витковдлина ленты в мвес обмотки в кгвес элемента в кгширина в ммтолщина в ммколичество в шт.шаг в мм
110,165267,02,63,90101,528,5
120,205328,53,24,55101,528,5
130,308328,51,83,15101,127,0
140,4905112,83,04,30101,127,0
150,6705314,02,74,00101,127,0
160,8506516,42,94,25101,127,0
171,2306416,11,83,15101,127,0
181,7006516,41,52,85101,127,0

Технические данные пусковых сопротивлений типов КФ-3А-2 и КФ-3В сведены в табл. 3.

Таблица 3 – Технические данные пусковых сопротивлений типов КФ-3А-2 и КФ-3В, устанавливаемых на трамваях
Данные сопротивленияВес элементов в кг (фехраль с изоляторами)Вес чистой фехрали в кг
обозначение ступенейсостоит из элементовсопротивления в Ом
количествономерсоединенияступенисумма
Сопротивление типа КФ-3А-2
P1P221710,306,303,60
P2P32,162,46
P3P441721,233,6912,607,20
P4P531720,924,619,455,40
P5P651721,536,1415,759,00
P1C11720,31
CP521720,615
P1P614176,1444,1025,20
Сопротивления типа КФ-3В
P1P2  0,36,303,60
P2P321712,162,46
P3P431411,233,6912,909,00
P4C11410,494,184,303,00
CP511410,434,614,303,00
P5P651721,536,1415,759,00
CP61,9643,5527,60

Технические данные пусковых сопротивлений типа КФ-6Б-4 вагона ЛМ-49 с контроллером МТ-22 и двигателями ДК-255А приведены в табл. 4.

Таблица 4 – Технические данные пусковых сопротивлений типа КФ-6Б-4 трамвайного вагона ЛМ-49 с контроллером МТ-22 и двигателями ДК-255А
УчастокСопротивление в Ом№ элементаСтупень реостатаСопротивление ступени в ОмОбщее сопротивление в Ом
аб0,203
бв0,10513P1P20,2030,203
вг0,30813
гд0,42516
де0,30813
еж0,30813P2P31,4551,658
жз0,85016P3P40,852,508
зи0,42516
ик0,212
кл0,21316P4P50,6373,145
лм0,85016P5P61,0634,208

В табл. 5 дается вес элементов в кг сопротивлений типа КФ-6Б-4.

Таблица 5 – Вес элементов в кг сопротивлений типа КФ-6Б-4
№№ элементовЧисло элементовВес элемента фехраль с изоляторомВес фехралиОбщий вес фехрали
16143,712,9040,06
1342,951,87,2
Всего1847,26

В комплект реостатов КФ-6Б-4 входят четыре элемента № 13 и четырнадцать элементов № 16, соединенных согласно схеме, показанной на рис. 2.

Схема пусковых сопротивлений КФ-6Б-4

Рис. 2. Схема пусковых сопротивлений КФ-6Б-4.

Элемент № 13 имеет 32 сдвоенных витка ленты сечением 10 × 1,5 мм каждая; сопротивление элемента равно 0,308 Ом. Элемент № 16 имеет 65 сдвоенных витков ленты сечением 10 × 1,1 мм каждая; сопротивление элемента равно 0,85 Ом; мощность каждого из элементов – 1820 Вт. Элементы помещаются в трех ящиках по шесть элементов в каждом и расположены под кузовом вагона подвижного состава трамвая.

Данные сопротивлений реостатов четырехосного моторного вагона МТВ-82 с контроллерами МТ-22 приводятся в табл. 6.

Таблица 6 – Данные сопротивлений реостатов четырехосного трамвайного моторного вагона МТВ-82 с контроллерами МТ-22
СтупеньСопротивление в Омах
при чугунном реостатепри фехралевом реостате
P1P20,30,205
P2P31,01,575
P3P40,60,923
P4P50,90,615
P5P61,21,025

Ниже, в табл. 7, указаны технические данные проволочного сопротивления СТФ-100 для трамвайных вагонов серии Х с контроллером МТ-1. Спирали размещены в двух ящиках, в каждом из которых находятся две рамы; общее количество рабочих спиралей – 83, сопротивление каждой спирали – 0,28 см, количество витков в спирали – 14.

Таблица 7 – Технические данные проволочного сопротивления СТФ-100 для трамвайных вагонов серии Х с контроллером МТ-1
СтупеньСопротивление ступениСостав ступени в омКоличество спиралейВнутренний диаметр спирали в ммДиаметр проволок в мм
P1P21,542×1122303
P2P31,121×816303
P3P61,401×1545303
P1P64,0683

В табл. 8 приводятся данные сопротивлений реостатов на пусковых и тормозных позициях контроллера (вагон для узкой колеи) в омах.

Таблица 8 – Данные сопротивлений реостатов на пусковых и тормозных позициях контроллера (трамвайный вагон для узкой колеи) в Омах
КонтроллерыРеостаты
позициипусковые сопротивлениятормозные сопротивленияступени сопротивлениясопротивление
15,6095,609P1P21,410
23,5844,199P2P30,615
32,4113,584P3P41,173
41,5912,411P4P50,820
51,1131,591P5P60,478
60,8041,113P6P70,956
70,4520,929P7P80,157
80,2950,705P1P85,609
90,000,599
100,000,437
Переход1,113
110,9300,268
120,8040,113
130,5990,00
140,437
150,224
160,116
170,00
180,00
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.