
Состав и назначение оловянно-свинцовых припоев (по ГОСТ 1499–54) приведены в табл. 1.
| Марка | Химический состав в % | Температура плавления в °C | Применяется для пайки | ||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| олово | свинец | сурьма | прочие примеси | ||||
| начало | конец | ||||||
| ПОС-40 | 39–40 | 59,25–56,25 | 1,5–2,0 | 0,25 | 181 | 237 | Проводов электродвигателей, тросов, электро- и радиоаппаратуры, радиаторов медных проводов, латуни, железа |
| ПОС-30 | 29–30 | 69,3–67,8 | 1,5–2,0 | 0,2 | 181 | 243 | Бандажной проволоки, лужения подшипников перед заливкой, оцинкованного железа, цинка, стали, латуни, меди |
| ПОС-18 | 17–18 | 80,7–79,2 | 2,0–2,5 | 0,3 | 181 | 265 | Свинца, железа, латуни, меди, оцинкованного железа |
| ПОС-4–6 | 3–4 | 91,7–89,7 | 5–6 | 0,3 | – | – | Стали, луженой жести, латуни, меди при пониженных требованиях к прочности. Не пригоден для пайки цинка и оцинкованного железа |
Все электрические аппараты и приборы трамвайных вагонов, подлежащие ремонту, за исключением токоприемников, которые ремонтируют в слесарно-кузовном отделении кузовного цеха, направляют в аппаратное отделение электротехнического цеха. Перед разборкой электрические аппараты и приборы трамваев помещают в продувочную камеру, где освобождают их от пыли, после этого устанавливают на демонтажные места и приступают к разборке.
Разобранные детали электрических аппаратов трамваев промывают в ванне с бензином или керосином, протирают насухо тряпками и доставляют на разбраковочный верстак, на котором проверяют их в целях выявления дефектов.
Все детали и части электрических аппаратов трамвайных вагонов, признанные годными при разбраковке, направляют на сборочные верстаки, а детали, подлежащие ремонту, передают в соответствующие ремонтные отделения.
Детали и части, изношенные до предела и негодные для дальнейшего использования, сдают в лом как утиль.
Отремонтированные детали поступают на сборочные верстаки или сдают в цеховую кладовую.
После сборки электрические аппараты вагонов подвижного состава трамвая предварительно регулируют, т. е. проверяют притирания контактов, давление между контактами, разрыв контактов и т. п.
После предварительной регулировки и приемки ОТК электрические аппараты поступают на электрическую испытательную станцию, где их испытывают и окончательно регулируют. Затем ОТК их принимает.
Схема технологического процесса ремонта электрических аппаратов трамвайных вагонов показана на рис. 1.
Рис. 1. Схема технологического процесса ремонта электрических аппаратов трамвайных вагонов.
В табл. 2–6 приведены типы и весовые данные электрических аппаратов и приборов трамваев.
| Наименование аппарата | Тип аппарата | Количество на вагон | Вес аппарата в кг |
|---|---|---|---|
| Оборудование трамвайного вагона | |||
| Барабанный контроллер | ДК-4 | 1 | 182 |
| Барабанный контроллер | ДТ-41 | 1 | 192 |
| Кулачковый контроллер | МТ-1А | 1 | 78 |
| Кулачковый контроллер | МТ-22 | 1 | 160 |
| Контроллер управления | КВ-11 | 1 | – |
| Контроллер управления | КВ-19Б | 1 | 32 |
| Отключатель двигателей | ОМ-10; ОМ-23А | 1 | 14 |
| Реверсор электромагнитный | МР-2В | 1 | – |
| Реверсор электропневматический | ПР-759А | 1 | 45 |
| Выключатель управления | ВУ-7А | 1 | 3 |
| Выключатель цепи двигатель-компрессора | ВУ-220А-4 | 1 | 0,6 |
| Наименование аппарата | Тип аппарата | Количество на вагон | Вес аппарата в кг |
|---|---|---|---|
| Электромагнитный контактор | МК-605-Б | 7 | 5 |
| То же | МКМ-602А-4 | 4 | 5 |
| » | МКМ-602Б-2 | 1 | 5 |
| » | МК-758 | 1 | 18 |
| » | МК-605Б-2 | 6 | 5 |
| » | КПМ-220 | 5 | 5,5 |
| » | КПД-47 | 4 | 13,5 |
| Наименование аппарата | Тип аппарата | Количество на вагон | Вес аппарата в кг |
|---|---|---|---|
| Реле напряжения | Р-25В-2 | 1 | 3,0 |
| Реле времени | РМ-1054 | 1 | 2,5 |
| Реле перегрузки РПШ | Р-25 А-5 | 1 | 4,0 |
| Реле ускорения | 41-В5 | 1 | 4,0 |
| Автоматический выключатель | АВ-1 Б-2 | 1 | 10,0 |
| Регулятор давления | АК-5А-1 | 1 | 8,7 |
| Наименование оборудования | Тип оборудования | Количество на вагон | Вес единицы оборудования в кг |
|---|---|---|---|
| Сопротивления пусковые | СТФ | 3 ящика | 80 |
| Сопротивления пусковые | КФ-3А | 2 » | 60 |
| Сопротивления пусковые | КФ-3В | 2 » | 58,5 |
| Сопротивление демпферное | ШС-60А | 1 » | 4,3 |
| Сопротивления пусковые | КФ-6Б-4 | 3 » | 126 |
| Сопротивления пусковые | КФ-24А | 2 » | 60 |
| КФ-19А-1 | 3 » | 50 | |
| Сопротивления шунтовые | ЯС-18В-2 | 1 » | 12 |
| ЯС-30 | 1 » | 47 | |
| Демпферное сопротивление | АС-9 | 1 » | 3 |
| Электропечи | ТП-5А | 1 комплект | – |
| Стеклообогреватели | ТСТ-03 | 2 » | 1 |
| Наименование оборудования | Тип оборудования | Количество на вагон | Вес единицы оборудования в кг |
|---|---|---|---|
| Ящик с предохранителями | ЯП-29А | 1 | – |
| Распределительный щиток | РШ-38А | 1 | 20,8 |
| Электрический звонок | – | 1 | – |
| Кнопка кондуктора | – | 3 | – |
| Радиореактор | ИК-10 | 1 | 58,5 |
| Токоприемник | М-1 | 1 | 80,0 |
| Рельсовый тормоз | ТПМ-3А | 4 | 624,0 |
Испытания электрических аппаратов
После ремонта контроллеры, контакторы, реверсоры, реле и автоматические выключатели трамвайных вагонов подвергаются электрическим испытаниям и регулировке.
Электрические испытания аппаратов трамваев в основном заключаются в следующем: проверяется электрическая прочность электромагнитных катушек и изолированных токонесущих деталей, контролируются сопротивления изоляции, определяются сопротивления катушек.
Регулировка электрических аппаратов трамвайного вагона сводится к проверке давления контактов, регулировке токов отключения (автоматические выключатели, линейные контакторы, реле перегрузки) и времени срабатывания аппарата.
Для испытания электрических аппаратов трамвайных вагонов необходимо на испытательной станции иметь стенды и соответствующие установки.
Электрическая прочность проверяется у контакторов, реверсоров, контроллеров, автоматических выключателей, реле пусковых и регулировочных сопротивлений.
Автоматические выключатели и линейные контакторы трамвая регулируют на ток по формуле:
где: Ip – ток регулировки аппарата в А;
Ih – часовой ток двигателя;
n – число параллельно включенных двигателей или групп их.
На такой же ток подбирается вставка плавкого силового предохранителя, но с выдержкой времени 10–15 сек. Испытание трубчатых плавких предохранителей с засыпкой производится в собранном виде. Испытывать и регулировать автоматические выключатели трамваев можно через нагрузочное сопротивление от сети 550 В (рис. 2), от специального низковольтного генератора (рис. 3) и от аккумуляторной батареи.
Рис. 2. Схема регулировки автоматических выключателей трамвайных вагонов с помощью нагрузочного сопротивления.
Рис. 3. Схема регулировки автоматических выключателей трамвайных вагонов с помощью низковольтного агрегата.
Для испытания автоматических выключателей и линейных контакторов от контактной сети необходимо большое нагрузочное сопротивление. Это обстоятельство, а также значительные нагрузки в контактной сети (500–700 А) и повышенная опасность при пользовании установкой (напряжение 550 В) являются недостатком такого метода испытания.
В табл. 7 приведены данные регулировки электрических аппаратов вагонов трамваев.
| Наименование аппаратов | Тип | Пределы регулировки |
|---|---|---|
| Реле перегрузки | РМ-3001-0/1 | Ток срабатывания 300 А |
| Реле ускорения | Р-41 Г-7 | Ток отключения 150 А |
| Реле торможения | Р-41 Д-7 | Ток отключения 220 А |
| Реле торможения | Р-310 1/1 | Ток срабатывания 45 А |
| Реле напряжения | Р-3102 2/1 | Срабатывает при 250 В |
| Реле напряжения | Р-25В-2 | Срабатывает при 750 А |
| Реле перегрузки контактора | МК-758А | Ток срабатывания 700 А |
| Реле времени | Р-310Б 2/1 | Ток срабатывания 0,4 А |
| Стоп-реле | Р-3100 1/1 | Ток срабатывания 0,144 А |
| Автоматический выключатель | АВ-1 Б-1 | Ток уставки 600 А |
| Автоматический выключатель | АВ-1 Б-2 | Ток уставки 450 А |
| Регулятор давления | АК-5 | Выключение при 6 кг/см2 |
| Регулятор давления | АК-6Б | Выключение при 6,5 кг/см2 |
На рис. 4 изображена принципиальная схема испытательной станции в аппаратном отделении электротехнического цеха. Установка на испытательной станции состоит из низковольтного генератора НГ, соединенного с асинхронным электродвигателем AD1.
Рис. 4. Схема испытательной станции для регулировки и испытания электрических аппаратов трамвайных вагонов.
Низковольтный генератор напряжением 6/12 В, двухколлекторный и при наличии специального переключателя может работать при 6 или 12 В.
На этом стенде испытывают автоматические выключатели и реле перегрузки трамвая.
Второй агрегат состоит из шунтового генератора Г на 750 В. соединенного с асинхронным электродвигателем AD2.
На этом стенде можно испытывать реле РМН максимального и РН минимального напряжения, реле времени РВ.
К шинам этого же генератора присоединена установка для испытания двигателя компрессора ДК.
В середине схемы показано присоединение установки с высоковольтным трансформатором Т для испытания электрической прочности изоляции электрических аппаратов трамваев.
В табл. 8–10 приведены нормы и допуски для ремонта и эксплуатации электрической аппаратуры трамвайного вагона.
В табл. 8 дана характеристика контроллеров кулачкового типа.
| Наименование | Единица измерения | Чертежные размеры | Предельные размеры и износы | ||
|---|---|---|---|---|---|
| средний ремонт № 3 | малый ремонт 2 | в эксплуатации | |||
| Основание корпуса | |||||
| Диаметр отверстия под конец реверсивного вала, не более: | |||||
| – у контроллеров МТ-1А и ДК-7Б | мм | 20+0,045 | 20,5 | 20,8 | 21,0 |
| – у контроллера МТ-22 | » | 18 | 18,5 | 18,8 | 19,0 |
| Вал реверсивного барабана контроллеров МТ-1А и ДК-7Б | |||||
| Диаметр, не менее | » | 20-0,11-0,18 | 19,5 | 19,0 | 18,5 |
| Вал реверсивного барабана контроллера МТ-22 трамвая | |||||
| Диаметр, не менее | » | 18-0,045-0,105 | 17,5 | 17,0 | 16,5 |
| Головка реверсивного барабана | |||||
| Размер под рукоятку, не менее | мм | 28-0,07-0,21 | 27,5 | 27,0 | 26,0 |
| Диаметр наружный, не менее | » | 45-0,032-0,100 | 44,5 | 44,3 | 44,0 |
| Рукоятка реверсивного барабана | |||||
| Размер отверстия, не более | » | 28+0,14 | 28,5 | 29,0 | 30,0 |
| Фланец реверсивного барабана | |||||
| Диаметр отверстия, не более | » | 45+0,05 | 45,5 | 45,7 | 46,0 |
| Вал главного барабана | |||||
| Диаметр в месте насадки рукоятки, не менее | » | 22-0,014 | 21,7 | 21,5 | 21,0 |
| Храповик главного барабана | |||||
| Износ по кривой зуба, не более | » | – | 1,0 | 1,5 | 2,0 |
| Храповик реверсивного барабана | |||||
| Износ по кривой зуба, не более | » | – | 1,0 | 1,5 | 2,0 |
| Ось собачки блокировки | |||||
| Диаметр, не менее | » | 6-0,011-0,044 | 6-0,011-0,044 | 6-0,011-0,044 | 5,5 |
| Ролик рычага блокировки | |||||
| Внутренний диаметр, не более | » | 8-0,03 | 8,2 | 8,3 | 8,5 |
| Наружный диаметр, не более | » | 16 | 15,5 | 15,0 | 14,0 |
| Ролик собачки блокировки | |||||
| Внутренний диаметр, не более | » | 11+0,035 | 11,1 | 11,2 | 11,4 |
| Наружный диаметр, не менее | » | 11±2 | 15,5 | 15,0 | 14,0 |
| Сухарик пальца реверсивного барабана | |||||
| Толщина, не менее | » | 16±0,2 | 13,5 | 13,0 | 12,0 |
| Вертикальный свес сухарика пальца с сегмента реверсивного барабана, не более | » | – | 0,5 | 1,0 | 2,0 |
| Контакт кулачкового элемента | |||||
| Износ, не более | » | – | 1,0 | 1,0 | 3 |
| Кулачковая шайба | |||||
| Износ по кривой профиля, не более | » | – | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
| Диаметр, не менее: | |||||
| – контроллеры МТ-1А, ДК-7Б трамваев | мм | 130±0,25 | 128,5 | 128,0 | 127,0 |
| – контроллер МТ-22 | » | 152±0,2 | 150,5 | 150,0 | 149,0 |
| Кронштейн для крепления контакта | |||||
| Диаметр отверстия для оси, не более | » | 8+0,03 | 8,2 | 8,3 | 8,5 |
| Ролик рычага кулачкового элемента | |||||
| Внутренний диаметр, не более | » | 14+0,035 | 14,2 | 14,3 | 14,5 |
| Наружный диаметр, не менее | » | 20-0,2 | 19,5 | 19,4 | 19,0 |
| Суммарный зазор между осью и втулкой подшипника кулачкового элемента, не более | » | – | 0,4 | 0,7 | 1,0 |
| Зазор между кронштейном подвижного контакта и упорной планкой рычага, не менее | » | 3±1 | 3±1 | 1,5 | 1,0 |
| Усилие нажатия контактов при полном включении в кг, не менее | |||||
| для контроллеров МТ-1 А и МТ-22 трамваев | » | 1,8±0,1 | 1,8±0,1 | 1,5 | 1,2 |
| для контроллера ДК-7Б трамвая | » | 3±0,2 | 3±0,2 | 2,4 | 2,2 |
| Величина минимального разрыва контактов | » | 7–12 | 6 | 6 | 5 |
| Давление сухариков пальцев на сегменты реверсивного барабана | кг | – | 1,5–2,5 | 1,5–2,5 | Не менее 1,5 и более 2,5 |
Данные табл. 9 характеризуют автоматические выключатели АВ-1Б-1 и АВ-1Б-2 трамвайных вагонов.
| Наименование | Единица измерения | Чертежные размеры | Предельные размеры и износы | ||
|---|---|---|---|---|---|
| средний ремонт № 3 | малый ремонт № 2 | в эксплуатации | |||
| Контакт, допускаемый износ, не более | мм | – | 1 | 2 | 5 |
| Держатель подвижного контакта | |||||
| Диаметр отверстия, не более | » | 10+0,035 | 10,2 | 10,3 | – |
| Ось держателя подвижного контакта | |||||
| Диаметр, не менее | мм | 10-0,03 | 9,8 | 9,7 | 9,5 |
| Конечное давление на контакты | кг | – | 9–14 | 8–14 | Менее 7 и более 14 |
| Расстояние между контактами | мм | 13–15 | 13–16 | 13–17 | – |
| Притирание контактов | » | 8 | 8 | 6 | 4 |
| Втулка привода | |||||
| Внутренний диаметр, не более | » | 14+0,035 | 14,2 | 14,3 | 14,5 |
| Планки верхняя и нижняя рычага привода | |||||
| Диаметр отверстия, не более | » | 16+0,035 | 16,2 | 16,3 | 16,5 |
| Валик рычага привода | |||||
| Диаметр, не менее | » | 6-0,011-0,044 | 6-0,011-0,044 | 5,8 | 5,7 |
| Ролик рычага привода | |||||
| Наружный диаметр, не менее | » | 12-0,035 | 11,8 | 11,7 | 11,5 |
| Внутренний диаметр, не более | » | 6+0,025 | 6,2 | 6,3 | 6,5 |
| Ось защелки | |||||
| Диаметр, не менее | » | 10-0,015-0,055 | 9,8 | 9,7 | 9,5 |
| Втулка к защелке | |||||
| Внутренний диаметр, не более | » | 10+0,03 | 10,2 | 10,3 | 10,5 |
| Ось рукоятки | |||||
| Диаметр, не менее | » | 14-0,020-0,070 | 13,8 | 13,7 | 13,6 |
| Глубина прогара боковых стенок искрогасительной камеры, не более | » | – | 3 | 4 | 5,0 |
Данные табл. 10 характеризуют электропневматический регулятор давления АК-5А трамвайного вагона.
| Наименование | Единица измерения | Чертежные размеры | Предельные размеры и износы | ||
|---|---|---|---|---|---|
| средний ремонт № 3 | малый ремонт № 2 | в эксплуатации | |||
| Конечное давление на контакты | кг | 1,5-2,5 | 1,5-2,5 | 1,5–2,5 | Менее 1,0 и более 2,5 |
| Контакт | |||||
| Толщина, не менее | мм | 5 | 5 | 3,5 | 2,5 |
| Притирание контактов, не менее | » | 2,5–3,5 | 2,5 | 1,5 | 1,0 |
| Минимальный разрыв контактов | » | – | 9 | 9 | – |




