Применение исправного и удобного инструмента является для производства работ на трамвайных путях одним из основных условий хорошей организации этих работ. Он обеспечивает возможность значительного повышения производительности труда рабочих и улучшение качества работ.
Измерительные инструменты и приборы
Главным инструментом для замера длины на работах на трамвайных путях служит рулетка. Рулетки для путевых работ принимаются длиной 2, 10 и 20 м.
Полотно стальной рулетки разбито на метры, сантиметры и миллиметры; при этом полотняная рулетка, как правило, разбита исключительно на сантиметры и метры.
В случаях, когда необходимо сделать замер с точностью до 1 мм, как, к примеру, замер куска рельса, измерение ширины колеи, замер длины стрелки и прочее, измерения делают стальной рулеткой.
Для проверки состояния рельсовой колеи трамвайного пути при определении ее ширины и положения рельсов трамвая в отношении одного к другому применяется инструмент под названием путевой шаблон. Есть шаблоны 2-х типов: постоянный (глухой), служащий для того, чтобы установить правильность нормальной ширины для колеи в 1524 или в 1532 мм и контрольный раздвижной, который применяют для того, чтобы измерить фактическую ширины колеи. Контрольный раздвижной шаблон снабжен еще уровнем, дающим возможность вместе с замером фактической ширины колеи произвести проверку горизонтальности головок трамвайных рельсов.
На путевых работах, заключающихся в подъемке трамвайного пути для определения возвышения одного рельса над другим, обычно применяются гладкая рейка из твердой породы дерева, съемный уровень, деревянная ступенчатая подкладка.
Для того, чтобы измерить величину радиуса кривых используют радиусомер (либо прогибомер), который дает в метрах величину радиуса по стреле прогиба рельса трамвая.
Инструменты для производства земляных работ на трамвайных путях
Главным ручным инструментом для земляных работ на трамвайных путях и работ, выполняемых с песчаным балластом, является лопата, выполненная из листовой стали штамповкой. В случае разработки твердого грунта и рыхления ручным методом используют остроконечные лом и кирку.
Земляные работы при устройстве и ремонте трамвайных путей являются наиболее трудоемкими, и поэтому их необходимо механизировать в первую очередь.
Из машин для механизации земляных работ применяются многоковшовые и одноковшовые экскаваторы, бульдозеры с трактором, рыхлители, а для перевозки грунта – автомашины-самосвалы, троллей-самосвалы и электропоезда-самосвалы различной грузоподъемности.
Инструменты для устройства основания трамвайного пути
Засыпка балласта осуществляется самосвалами на автомашинах или электропоездах. Разравнивание балласта производится лопатами, граблями. Для уплотнения балласта применяются трамбовки ручные или пневматические. Для подноски и укладки шпал применяются шпалоноски (клещи).
Уплотнение балласта под шпалой трамвайного пути осуществляется сначала деревянными штопками, затем подбойками ручными, а также электрическими вибрационного действия, или пневматическими ударного действия.
Для расшивки и пришивки шпал применяются лапы костыльные и молотки костыльные при креплении рельсов к шпалам костылями и ключи торцовые – при креплении рельсов шурупами.
Вывешивание (подъемка) трамвайного пути производится при помощи винтовых домкратов или домкратов с зубчатой рейкой, а также гидравлических или электрических домкратов.
Уплотнение бетона при бетонных конструкциях пути производится применением глубинных и поверхностных вибраторов.
Для механизации работ по устройству основания трамвайного пути, кроме электрифицированного или пневматического инструмента, применяются: моторные катки от 2 до 10 т для уплотнения балласта, автопогрузчики и экскаваторы для засыпки балласта, автопогрузчики для укладки шпал, путеподъемники, бетономешалки, бетоновозы, шпалоподбивочные машины и др.
Инструменты для устройства верхнего строения трамвайного пути
Для работ по переноске и для подтаскивания и кантовки рельсов и спецчастей применяются клещи и ломы, канаты или цепи с крюками, а также катки из труб или ролики для перемещения рельсов.
Для сборки верхнего строения (трамвайных рельсов и спецчастей) применяются: гаечные ключи – простые двусторонние, раздвижные, а также ручные непрерывного действия, ключ-аллигатор для завинчивания гаек и регулирования тяг, слесарное зубило, кузнечное зубило для срубки неподдающихся отбалчиванию гаек на болтах и тягах и для зачистки заусенцев в трамвайных рельсах, кувалды, оправки для выправления отверстий для болтов, трещотки для сверления отверстий в рельсах и пилы для резки рельсов.
Для изгибания рельсов применяются прессы Пейкерта как простые, так ч с гидравлическим приводом, а также боковые прессы; последние применяются также для выравнивания стыков.
Для механизации работ по устройству верхнего строения трамвайного пути, кроме электрифицированного и пневматического инструмента, применяются: тракторы, тележки для перевозки рельсов, автокраны, автопогрузчики, путерихтовщики, а для сварочных работ – электросварочные агрегаты, прессы и аппаратура для термитной сварки.
Инструменты для мостовых работ
Основным инструментом для мостовых работ являются: лопата, лом, маленькая лопаточка, молоток и трамбовка.
Работы по замощению штучным камнем наиболее трудно поддаются механизации и, кроме пневматических или механических с двигателем внутреннего сгорания трамбовок, моторных катков, да приспособлений для разломки мостовой в виде риппера как прицепного оборудования к трактору, никакие машины и механизмы не применяются.
Механизация эксплуатационных работ на трамвайных путях
Для механизации эксплуатационных работ применяются:
– для очистки пути и желобов – снегоочистители на трамвайном ходу и на автомашинах, уборочные машины, машины для очистки желобов, желобоочистительные тележки и т. п.;
– для смазки кривых – форсунка на вагоне или на автомашине для жидкой смазки или специальное приспособление для полугустой смазки;
– для посыпки уклонов – песочницы на трамвайных вагонах;
– для запиловки волнообразного износа – рельсошлифовщики на трамвайном ходу.
Краткая техническая характеристика машин, применяемых при строительстве, ремонте и эксплуатации трамвайных путей, приведена в табл. 1.
Наименование машин | Производительность | Основные показатели | Габарит в мм | Вес в кг | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
наименование | количество | длина | ширина | высота | |||
Рыхлитель Д-162 | 4–6 га в смену | Глубина рыхления | 550 мм | 2400 | 4320 | ||
Ширина колеи | 1500 мм | ||||||
Скрепер Д-183Б (прицепной двухосный к трактору ДТ-54) | 13–25 м3 в час | Емкость ковша | 2,25 м3 | 8700 | 2050 | 2400 | 8000 |
Ширина резания | 1860 мм | ||||||
Глубина резания | 150 мм | ||||||
Скрепер Д-230 прицепной одноосный к трактору ДТ-54) | 13–25 м3 в час | Емкость ковша | 2,25 м3 | 7600 | 2990 | 1520 | 7500 |
Ширина резания | 1860 мм | ||||||
Глубина резания | 120 мм | ||||||
Скрепер Д-147 (прицепной двухосный к трактору С-80) | 240–380 м3 в час | Емкость ковша | 6,0 м3 | 13140 | 3150 | 3500 | 18750 |
Ширина резания | 2592 мм | ||||||
Глубина резания | 300 мм | ||||||
Бульдозер Д-159 (с трактором АСХТЗ-НАТИ или ДТ-54) | – | Высота отвала | 800 мм | 4250 | 2280 | 2250 | 6450 |
Ширина захвата | 2250 мм | ||||||
Заглубление отвала | 150 мм | ||||||
Бульдозер Д-271 (с трактором С-80) | – | Высота отвала | 1100 мм | 5000 | 3030 | 2560 | 13300 |
Ширина захвата | 2950 мм | ||||||
Заглубление отвала | 180 мм | ||||||
Многоковшовый экскаватор МК-1 | 200–270 м3 в смену | Ширина захвата | 3,0 м | 7800 | 4200 | 3200 | |
Глубина копания | 0,7 м | ||||||
Экскаватор Э-505 (с дизелем КДМ-46) | 60–65 м3 в час | Емкость ковша | 0,5 м3 | 20000 | |||
Грузоподъемность крана | 10 т | ||||||
Экскаватор Э-255 (с дизелем Д-54) | 30–45 м3 в час | Емкость ковша прямой и обратной лопаты | 0,25 м3 | 12300 | |||
драглайн | 0,25–0,35 м3 | ||||||
Грузоподъемность крана | 5 т | ||||||
Моторный каток Д-83А | 1000–3000 м2 в смену | Колич. вальцев | 3 | 4200 | 1700 | 1870 | 5000 |
Ширина укатки | 1660 мм | ||||||
Путеподъемник с электрическим двигателем ТКВ-1 | Грузоподъемность | 20 т | 1318 (база) | 1678 | |||
Высота подъема | 800 мм | ||||||
Путеподъемник с двигателем внутреннего сгорания M1-А | Грузоподъемность | 12 т | 500 (база) | 1299 | |||
Высота подъема | 270 мм | ||||||
Автокран К-31 с двигателем ЗИЛ-5 | Грузоподъемность | 3 т | 6200 | ||||
Длина стрелы | 6 м | ||||||
Автокран К-32 с двигателем ЗИЛ-150 | Грузоподъемность | 3 т | 7480 | ||||
Длина стрелы | 6,5 м | ||||||
Автокран К-51 с двигателем ЯАЗ-200 | Грузоподъемность | 5 т | 12830 | ||||
Длина стрелы | 7,5 м | ||||||
Автокран К-101 с двигателем КДМ-46 | Грузоподъемность | 10 т | 24200 | ||||
Длина стрелы | 10 м | ||||||
Автопогрузчик 4000-М с двигателем ГАЗ-51 | Грузоподъемность | 3 т | 4600 | 2240 | 3200 | 5265 | |
Емкость ковша | 1 м3 | ||||||
Высота подъема | 4–8 м | ||||||
Передвижная электростанция ЖЭС-4 с двигателем Л-6 | Мощность в кВА | 4,0 | 1960 | 910 | 1400 | 400 | |
Напряжение | 230 В | ||||||
Тип генератора | СГ-4с | ||||||
Передвижная электростанция ЖЭС-9 с двигателем Л-12 | Мощность в кВА | 9,0 | 1845 | 910 | 1115 | 550 | |
Напряжение | 230 В | ||||||
Тип генератора | СГ-9с | ||||||
Передвижная электростанция ЖЭС-30 | Мощность в кВА | 30,0 | 2175 | 1093 | 1560 | 2400 | |
Напряжение | 400/230 В | ||||||
Тип генератора | СГС-30/6 | ||||||
Передвижной компрессор АПКС-6 самоходный с двигателем ЗИЛ-150 | 6 м3 мин. | Мощность в л. с. | 90 | ||||
Рабочее давление | 7 атм | ||||||
Компрессор прицепной на пневматиках ЗИФ-55 с двигателем ЗИЛ-150 | 6 м3 мин. | Мощность в л. с. | 90 | ||||
Рабочее давление | 7 атм | ||||||
Электросварочный агрегат САК-2Г-I с двигателем ГАЗ-МК | Сварочный ток | 280 А | 1900 | 820 | 1370 | 1100 | |
Мощность | 7,5 кВт | ||||||
Сварочный генератор | 30 л. с. СМГ-2Г-II | ||||||
Электросварочный агрегат САК-2Г-II с двигателем У-2 | Сварочный ток | 280 А | 2340 | 900 | 1320 | 1050 | |
Мощность | 7,5 кВт | ||||||
Сварочный генератор | 28 л. с. СМГ-2Г-II | ||||||
Гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ с двигателем мощн. 52 л. с. | Сила тяги на крюке | 2500 кг | 3760 | 1890 | 2350 | 5100 | |
Колея гусеницы | 1435 мм | ||||||
Ширина гусеницы | 390 мм | ||||||
Гусеничный трактор ДТ-54 с двигателем мощностью 54 л. с. | Сила тяги на крюке | 2850 кг | 3660 | 1865 | 2300 | 5400 | |
Колея гусеницы | 1435 мм | ||||||
Ширина гусеницы | 390 мм | ||||||
Гусеничный трактор С-80 с двигателем мощностью 93 л. с. | Сила тяги на крюке | 8800 кг | 4228 | 2456 | 2769 | 11400 | |
Колея гусеницы | 1880 мм | ||||||
Ширина гусеницы | 500 мм | ||||||
Колесный трактор СХТЗ с двигателем мощностью 30 л. с. | Скорость | 7,4 км/час | 3485 | 1685 | 2450 | 3000 | |
Диаметр колес | 864 и 1270 мм | ||||||
Электрическая шпалоподбивочная машина | Мощность электродвигателя передвижения | 2,8 кВт | 1700 | ||||
Мощность восьми шпалоподбоек ЭШП-3 | 2,0 кВт | ||||||
Подметальная машина ПС-3 | 30000 м2/час | Скорость | 20 км/час | 4026 | |||
Ширина полосы | 2550 мм | ||||||
Число оборотив | 250 об/мин. | ||||||
Подметальная машина ПУ-8 | 30000 м2/час | Скорость | 9,5–16,2 км/час | ||||
Ширина полосы | 2650 мм |
Техническая характеристика для грузовых автомобилей, применяемых при строительстве, ремонте и эксплуатации трамвайных путей, отражена в табл. 2.
Тип автомашин | Грузоподъемность в т | Мощность двигателей в л. с. | Размеры кузова в мм | Габаритные размеры в мм | Вес без груза в кг | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
длина | ширина | высота | длина | ширина | высота | ||||
ГАЗ-51 | 2,5 | 70 | 2940 | 1990 | 540 | 5525 | 2200 | 2130 | 2710 |
ЗИЛ-150 | 4,0 | 90 | 3540 | 2250 | 600 | 6720 | 2385 | 2175 | 3900 |
ЯАЗ-200 | 7,0 | 110 | 4500 | 2480 | 600 | 7620 | 2625 | 2430 | 6550 |
ГАЗ-93 | 2,25 | 70 | 2300 | 1800 | 400 | 5200 | 2100 | 2130 | 3100 |
ЗИЛ-585 | 3,5 | 90 | 2550 | 2060 | 500 | 5940 | 2290 | 2175 | 4210 |
МАЗ-205 | 5,0 | 110 | 3000 | 2000 | 785 | 6065 | 2615 | 2430 | 6700 |
В табл. 3 приводится набор электроинструментов для работ на трамвайных путях.
Наименование инструмента | Назначение | Краткая техническая характеристика |
---|---|---|
Электрическая шпалоподбойка ЭШП-3 | Для подбивки балласта под шпалы | Электродвигатель (трехфазного тока): мощность 0,25 кВт, напряжение 220 В, скорость вращения 2800 об/мин., вес 20 кг |
Рельсорезный станок | Для резки рельсов | Электродвигатель (трехфазного тока): мощность 1 кВт, напряжение 220 В, скорость вращения 2880 об/мин., время одного реза 12–15 мин., вес 100 кг |
Рельсошлифовальная машина И-54 | Для шлифовки стыков, мест сварки рельсов, крестовин и стрелок | Электродвигатель (трехфазного тока): мощность 1 кВт, напряжение 220 В, скорость вращения 2880 об/мин., вес 10,2 кг |
Рельсосверлильный станок | Для сверления отверстий в рельсах | Электродвигатель (трехфазного тока); мощность 0,6 кВт, напряжение 127/220 В, скорость вращения 1430 об/мин., диаметр наибольшего сверления 28 мм, вес 30 кг |
Электроключ | Для завертывания и отвертывания шурупов, крепящих рельсы к шпалам | Электродвигатель (трехфазного тока): мощность 1 кВт, напряжение 220 В, скорость вращения 1500 об/мин., вес 75 кг |
Электрические вибраторы: | Для уплотнения бетона при его укладке: | |
а) поверхностные вибраторы И-7 | а) при бетонировании горизонтальных поверхностей | Электродвигатель (трехфазного тока): мощность 0,4 кВт, напряжение 36 В, скорость вращения – 2800 об/мин., толщина уплотняемого слоя 20–25 мм, вес 23 кг |
б) электровиброрейка И-52 | б) то же | Электродвигатель (трехфазного тока): мощность 0,4 кВт, напряжение 36 В, скорость вращения 2800 об/мин., вес 120 кг |
в) электровибробулава И-22 | в) для уплотнения бетона путем погружения вибрирующего элемента в бетонную массу | Электродвигатель: мощность 0,45 кВт, напряжение 36 В, скорость вращения 2800 об/мин., вес 30 кг |
Электросверлилка по дереву И-27 | Для сверления отверстий в шпалах и др. | Электродвигатель: мощность 0,6 кВт, напряжение 127/220 В, скорость вращения 2750 об/мин., наибольший диаметр 26 мм, общий вес 16,5 кг |
Набор пневматических инструментов для работ на трамвайных путях дается в табл. 4.
Наименование инструмента | Назначение | Краткая техническая характеристика |
---|---|---|
Пневматическая шпалоподбойка | Для подбивки балластом шпалы | Давление воздуха – 5–6 атм, расход воздуха – 0,75 м3/мин, число ударов в минуту – 1600, вес – 16 кг |
Пневматический бурильный молоток (перфоратор) БМ-13 | Для бурения скважин (шпуров) глубиной до 4 м и диаметром 50–60 мм в бетоне и скальных породах | Ручного типа, нормальное давление воздуха – 5,5 атм, глубина бурения – 2–4 м, число ударов в минуту – 1650, расход воздуха – около 2 м3/мин, вес – 17,5 кг |
Пневматический бетонолом И-37 | Для разработки твердых грунтов, бетона, асфальтобетона и пр. | Ручного типа, рабочее давление воздуха – 5–6 атм, число ударов в минуту – 1400, вес – 24,5 кг |
Отбойный молоток ОМСП-5 | Для разработки грунтов, мягких горных пород, бетона, дорожных покрытий и пр. | Рабочее давление воздуха – 4 атм, расход воздуха – 1 м3/мин, число ударов в минуту – 950, вес – 9,5 кг |
Пневматическая сверлильная машина И-34А | Для сверления отверстий в металле (рельсах) | Наибольший диаметр сверления – 32 мм, рабочее давление воздуха – 4–5 атм, расход воздуха – 2 м3/мин, мощность двигателя – 2 л. с., скорость вращения – 270 об/мин., вращение шпинделя – правое, вес – 14 кг |
Пневматическая роторная шлифовальная машина И-44 | Для шлифования стыков, мест сварки рельсов, крестовин и стрелок | Рабочее давление воздуха – 5–6 атм, расход воздуха – 1,6 м3/мин, скорость вращения шпинделя при нормальной нагрузке – 500 об/мин., вращение шпинделя – правое, мощность двигателя – 0,3 л. с., вес – 5 кг |
Ниже приводится перечень основного путевого инструмента и машин, которые необходимы для строительства и ремонта трамвайных путей.
1. Глухой четырехрожковый путевой шаблон.
2. Контрольный раздвижной шаблон.
3. Прибор для измерения радиуса кривизны в рельсах (радиусомер).
4. Клещи для переноски шпал (шпалоноски).
5. Подбойка маховая.
6. Подбойка торцовая.
7. Лапа костыльная.
8. Молоток костыльный.
9. Ключ торцовый для шурупов.
10. Винтовой домкрат для подъемки пути системы Дергачева.
11. Путевой домкрат с зубчатой рейкой.
12. Гидравлический домкрат для подъемки пути.
13. Клещи для переноски рельсов.
14. Гаечный ключ.
15. Гаечный ключ непрерывного действия.
16. Ключ-аллиатор.
17. Пресс Пейкерта с гидравлическим приводом.
18. Пресс боковой.
19. Рель-совозный вагон (машина).
20. Прицепной рыхлитель (риппер).
21. Бульдозер.
22. Многоковшовый экскаватор.
23. Экскаватор.
24. Экскаватор-кран.
25. Моторный каток.
26. Путеподъемник.
27. Автопогрузчик.
28. Передвижная электростанция.
29. Автокомпрессор.
30. Электросварочный агрегат.
31. Трактор колесный.
32. Гусеничный трактор.
33. Комплект инструментов и механизмов для термитной сварки трамвайных рельсов, резки рельсов, запиловки и зашлифовки после сварки.
Для эксплуатации трамвайных путей применяются следующие вагоны и машины:
1. Плуговой снегоочиститель.
2. Щеточный снегоочиститель.
3. Роторный снегоочиститель.
4. Рельсошлифовальный вагон.
5. Рельсосмазочный вагон.
6. Желобоочистительная тележка.
7. Аварийная трамвайная автомашина.
8. Подметальная машина.
9. Путеизмерительный вагон.