Специальный подвижной состав для обслуживания нужд строительства, ремонта и эксплуатации трамвайного хозяйства: Рельсошлифовальный, Рельсоуборочный, Рельсосмазочный и Электросварочный вагоны, Трамвайный моторный вагон-вышка

Специальный подвижной состав для обслуживания нужд строительства, ремонта и эксплуатации трамвайного хозяйства: Рельсошлифовальный, Рельсоуборочный, Рельсосмазочный и Электросварочный вагоны, Трамвайный моторный вагон-вышка

Подвижной состав специального назначения необходим для обслуживания нужд строительства, ремонта и эксплуатации трамвайного хозяйства.

Подвижной состав может быть выполнен как на рельсовом (на базе трамвая), так и на резиновом ходу (на базе автомобиля).

Рельсошлифовальный вагон

Рельсошлифовальный вагон (рис. 1) представляет собой самоходную единицу для двустороннего движения. Вагон оборудован нормальным трамвайным тяговым электрическим, пневматическим и тормозным оборудованием.

Рельсошлифовальный вагон

Рис. 1. Рельсошлифовальный вагон.

В средней части кузова установлено дополнительное оборудование, необходимое для шлифовки трамвайных рельсов. С каждой стороны рельсошлифовального вагона к продольной боковой балке приварены вертикальные направляющие, образующие четыре проема, в верхней части которых установлены четыре цилиндра со штоками, обращенными вниз. В нижней части проемов находятся стальные башмаки с колодками, подвешенными к раме вагона на пружинах. К нижним плоскостям колодок крепятся абразивные камни прямоугольного сечения.

Во время работы механизмов для шлифовки трамвайных рельсов штоки пневматических цилиндров упираются в башмаки и заставляют их перемещаться вниз до соприкосновения абразивных камней с головками рельсов.

В процессе шлифовки трамвайных рельсов при температурах воздуха выше 1 °C абразивные камни смачиваются водой, которая подводится к камням по трубкам с наконечниками. Для хранения воды в кузове вагона установлены баки, объем которых обеспечивает потребность в воде на время рабочего рейса рельсошлифовщика.

Управление шлифовальными камнями осуществляется с постов управления, расположенных на площадках вагона.

Технические данные основных типов рельсошлифовальных вагонов приведены в табл. 1.

Таблица 1 — Технические данные основных типов рельсошлифовальных вагонов
НаименованиеЕдиница измеренияМосковский типЛенинградский тип
Завод-изготовительСВАРЗВАРЗ № 1
Год выпуска1949–19501951
Длина (по лобовым щиткам)мм59009794
Ширинамм20802256
Количество осейед.22
База вагонамм22503400
УправлениеДвустороннееДвустороннее
Тип тяговых двигателейДТИ-60ДТИ-60
Тип мотор-компрессораТКВ-1Э-300
Длина абразивного брускамм170170
Ширинамм6363
Высотамм7575
Величина перемещения брусков по вертикалимм100100
Давление бруска на рельскг/см21,8–3,01,8–3,0
Емкость водяных баковл3000 
Вид привода шлифующего механизмаПневматическийПневматический
Количество пневматических нажимных цилиндровшт.44
Диаметр цилиндровмм254254
КонтроллерМТ-1АМТ-1А
Вес вагонат20,0

Рельсоуборочные и рельсосмазочные вагоны

Рельсоуборочные и рельсосмазочные вагоны служат для очистки рельсов и их желобов от мусора и для смазки боковых рабочих граней рельсов в кривых.

В некоторых городах для механической смазки кривых применяются специальные смазочные аппараты типа ВЧ (рис. 2), которые состоят из обычного вагонного резервуара 1 емкостью в 78 л, заполненного мазутом, находящимся под давлением 2–2,5 атм, клапанной коробки 2, выполняющей функции автоматического крана, двух смазочных трубок 3 и нескольких проходных кранов.

Схема смазочного аппарата типа ВЧ

Рис. 2. Схема смазочного аппарата типа ВЧ.

Аппарат устанавливают на трамвайном моторном вагоне, присоединяют к нагнетательному трубопроводу и получают воздух от осевого компрессора.

Однако смазка мазутом кривых участков рельсов является малоэффективной и не обеспечивает необходимых условий работы подвижного состава, так как мазут плохо удерживается на стенках и является малостойким, а при механизированной или неаккуратной ручной смазке может попасть на головки рельса и привести к буксованию вагона.

В некоторых городах построен специальный рельсоуборочный вагон (рис. 3), который имеет механизм для очистки желобов рельсов с забором мусора в бункеры и пылесборники посредством специальной пневматической системы с применением циклонов и фильтров. На вагоне также имеется специальный механизм для нанесения слоя густой графитной смазки на боковые рабочие грани трамвайных рельсов, со стороны головки и губки.

Рельсоуборочный вагон

Рис. 3. Рельсоуборочный вагон.

Электросварочные вагоны

Такие вагоны служат для производства сварочных работ на трамвайных путях и в основном для наплавки изношенных рельсов, кривых, стыков, спецчастей и др. Применяются сварочные вагоны только в ночное время, в часы перерыва трамвайного пассажирского движения.

Электросварочный вагон представляет собой моторный трамвайный вагон с обычным трамвайным оборудованием, с закрытым кузовом, внутри которого на специальном стенде установлен сварочный агрегат, состоящий из сварочного генератора постоянного тока и соединенного с ним муфтой электродвигателя постоянного тока, питаемого от контактной сети.

Наибольшее применение в электросварочных вагонах имеет однопостный сварочный генератор типа СМГ-2.

В качестве электродвигателя сварочного генератора служат трамвайные тяговые двигатели с соответствующей их перемоткой.

Характеристика перемотанных трамвайных электродвигателей, применяемых для сварочных агрегатов постоянного тока, приводится в табл. 2.

Таблица 2 — Характеристика перемотанных трамвайных электродвигателей, применяемых для сварочных агрегатов постоянного тока
Наименование параметровЕдиница измеренияПеремотанный двигатель типа ДТИ-60Перемотанный двигатель типа ДК-255
Рабочее напряжение550550
Тип двигателяШунтовойШунтовой
Число пазов якоряшт.3739
Схема обмотки якоряВолноваяВолновая
Число проводников секций86
Количество секцийшт.3739
Размер проводника секции (голый)мм3,28×3,83,05×3,05
Сопротивление якоря (при 20 °C)Ом0,1260,111
Число коллекторных пластиншт.147117
Число главных полюсовшт.44
Соединение катушек между собойПоследовательноеПоследовательное
Размер проводника (голый)мм1,681,16×2,44
Сечение проводникамм22,22,62
Число витков катушек572525
Ток в катушкахА5,127,28
Плотность токаА/мм22,322,77
Сопротивление катушек (при 20 °C)Ом13,249,02
Вес меди катушеккг33,030,2
Число добавочных полюсовшт.44
Число витков катушекшт.42,534
Размер проводника (голый)мм2,1×14,51,45×22
Сопротивление катушек (при 20 °C)Ом0,0690,0479
Вес меди катушеккг3323,8

Кроме перечисленных вагонов, в трамвайных хозяйствах существуют еще путеизмерительные вагоны, вагоны-лаборатории и вагоны-снегоочистители (табл. 3).

Таблица 3
Наименование параметровЕдиница измеренияГорьковский типЛенинградский типКиевский тип
Тип снегоочистителяГС-1ЛС-3С-01
Завод-изготовительГорьковский ВАРЗЛенинградский ВАРЗ № 1Киевский трамвайный завод
Год выпуска195019511931
Тип тележкиБестележечныйБестележечныйБестележечный
Количество осейшт.222
База вагонамм340026002600
Диаметр колесамм780780780
Габаритная длина вагона по ворсу щеткимм974085009000
Длина рамымм792285008300
Ширина габаритная по ворсу щетокмм302524753300
Ширина рамымм208021302150
Высота от головки рельса:
– до пола кузовамм120011701170
– до верха крышимм347533503300
Минимальный клиренсм110120120
Вес снегоочистителят17,516,514,0
Тип тяговых двигателейДТИ-60ДТИ-60ДТИ-60
Тип контроллеров ходаМТ-1АМТ-1АДК-4
Тип служебного тормозаВоздушный колодочнобандажныйВоздушный колодочнобандажныйВоздушный колодочнобандажный
Минимальный радиус кривойм201313
Тип запасного тормозаРучнойРучнойРучной
Тип экстренного тормозаЭлектрическийЭлектрическийЭлектрический
Величина подъема и опускания щетокмм150110140
Общая длина вала щетокмм306029503742
Угол установки щеток к продольной осиград.605050
Ширина захвата подметаниямм26503000
Диаметр щетокмм750800800
Диаметр барабана щетокмм320320300
Ворс щеток:
а) диаметр тросамм121011
б) длина ворсамм240240250
в) диаметр проволок ворсамм1,2  
Количество щеток (в двух комплектах)шт.848
Привод щетокИндивидуальныйОбщийОбщий
Тип электродвигателя щетокДК-202БПТ-35АПТ-35А
Количество двигателей щеток211
Мощность двигателякВт8639,639,6
Скорость вращения двигателяоб/мин.1500660660
Передача на щетку через редуктор и цепную передачу:
а) передаточное число в редукторе1:41:4,401:4,40
б) передаточное число цепной передачи1:1,251:0,7951:0,613
в) общее передаточное число1:51:3,501:2,70
Число оборотов щеткиоб/мин.300189240
Шаг цепимм50,850,850,8
Контроллер управления щеткамиКнопочноеOW-17ДК-4
Тип компрессораЭ-300ОсевойОсевой

Трамвайный моторный вагон-вышка

Моторный вагон-вышка служит для ремонта и монтажа контактной сети трамвая. Вагон снабжен подъемной монтажной площадкой и специальным смотровым люком для наблюдения за выносом контактного провода. Вагон-вышка в отличие от автовышки дает возможность производить проверку правильности выноса (зигзага) контактного провода от оси пути. Кроме того, он обеспечивает возможность производить ремонтные и монтажные работы на контактной сети с открытым и обособленным полотном, а также позволяет монтировать контактную сеть при строительстве путей в тех случаях, когда доступ на автовышке к путям затруднен.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.