Подвижной состав специального назначения необходим для обслуживания нужд строительства, ремонта и эксплуатации трамвайного хозяйства.
Подвижной состав может быть выполнен как на рельсовом (на базе трамвая), так и на резиновом ходу (на базе автомобиля).
Рельсошлифовальный вагон
Рельсошлифовальный вагон (рис. 1) представляет собой самоходную единицу для двустороннего движения. Вагон оборудован нормальным трамвайным тяговым электрическим, пневматическим и тормозным оборудованием.
Рис. 1. Рельсошлифовальный вагон.
В средней части кузова установлено дополнительное оборудование, необходимое для шлифовки трамвайных рельсов. С каждой стороны рельсошлифовального вагона к продольной боковой балке приварены вертикальные направляющие, образующие четыре проема, в верхней части которых установлены четыре цилиндра со штоками, обращенными вниз. В нижней части проемов находятся стальные башмаки с колодками, подвешенными к раме вагона на пружинах. К нижним плоскостям колодок крепятся абразивные камни прямоугольного сечения.
Во время работы механизмов для шлифовки трамвайных рельсов штоки пневматических цилиндров упираются в башмаки и заставляют их перемещаться вниз до соприкосновения абразивных камней с головками рельсов.
В процессе шлифовки трамвайных рельсов при температурах воздуха выше 1 °C абразивные камни смачиваются водой, которая подводится к камням по трубкам с наконечниками. Для хранения воды в кузове вагона установлены баки, объем которых обеспечивает потребность в воде на время рабочего рейса рельсошлифовщика.
Управление шлифовальными камнями осуществляется с постов управления, расположенных на площадках вагона.
Технические данные основных типов рельсошлифовальных вагонов приведены в табл. 1.
Наименование | Единица измерения | Московский тип | Ленинградский тип |
---|---|---|---|
Завод-изготовитель | – | СВАРЗ | ВАРЗ № 1 |
Год выпуска | – | 1949–1950 | 1951 |
Длина (по лобовым щиткам) | мм | 5900 | 9794 |
Ширина | мм | 2080 | 2256 |
Количество осей | ед. | 2 | 2 |
База вагона | мм | 2250 | 3400 |
Управление | – | Двустороннее | Двустороннее |
Тип тяговых двигателей | – | ДТИ-60 | ДТИ-60 |
Тип мотор-компрессора | – | ТКВ-1 | Э-300 |
Длина абразивного бруска | мм | 170 | 170 |
Ширина | мм | 63 | 63 |
Высота | мм | 75 | 75 |
Величина перемещения брусков по вертикали | мм | 100 | 100 |
Давление бруска на рельс | кг/см2 | 1,8–3,0 | 1,8–3,0 |
Емкость водяных баков | л | 3000 | |
Вид привода шлифующего механизма | – | Пневматический | Пневматический |
Количество пневматических нажимных цилиндров | шт. | 4 | 4 |
Диаметр цилиндров | мм | 254 | 254 |
Контроллер | – | МТ-1А | МТ-1А |
Вес вагона | т | 20,0 | – |
Рельсоуборочные и рельсосмазочные вагоны
Рельсоуборочные и рельсосмазочные вагоны служат для очистки рельсов и их желобов от мусора и для смазки боковых рабочих граней рельсов в кривых.
В некоторых городах для механической смазки кривых применяются специальные смазочные аппараты типа ВЧ (рис. 2), которые состоят из обычного вагонного резервуара 1 емкостью в 78 л, заполненного мазутом, находящимся под давлением 2–2,5 атм, клапанной коробки 2, выполняющей функции автоматического крана, двух смазочных трубок 3 и нескольких проходных кранов.
Рис. 2. Схема смазочного аппарата типа ВЧ.
Аппарат устанавливают на трамвайном моторном вагоне, присоединяют к нагнетательному трубопроводу и получают воздух от осевого компрессора.
Однако смазка мазутом кривых участков рельсов является малоэффективной и не обеспечивает необходимых условий работы подвижного состава, так как мазут плохо удерживается на стенках и является малостойким, а при механизированной или неаккуратной ручной смазке может попасть на головки рельса и привести к буксованию вагона.
В некоторых городах построен специальный рельсоуборочный вагон (рис. 3), который имеет механизм для очистки желобов рельсов с забором мусора в бункеры и пылесборники посредством специальной пневматической системы с применением циклонов и фильтров. На вагоне также имеется специальный механизм для нанесения слоя густой графитной смазки на боковые рабочие грани трамвайных рельсов, со стороны головки и губки.
Рис. 3. Рельсоуборочный вагон.
Электросварочные вагоны
Такие вагоны служат для производства сварочных работ на трамвайных путях и в основном для наплавки изношенных рельсов, кривых, стыков, спецчастей и др. Применяются сварочные вагоны только в ночное время, в часы перерыва трамвайного пассажирского движения.
Электросварочный вагон представляет собой моторный трамвайный вагон с обычным трамвайным оборудованием, с закрытым кузовом, внутри которого на специальном стенде установлен сварочный агрегат, состоящий из сварочного генератора постоянного тока и соединенного с ним муфтой электродвигателя постоянного тока, питаемого от контактной сети.
Наибольшее применение в электросварочных вагонах имеет однопостный сварочный генератор типа СМГ-2.
В качестве электродвигателя сварочного генератора служат трамвайные тяговые двигатели с соответствующей их перемоткой.
Характеристика перемотанных трамвайных электродвигателей, применяемых для сварочных агрегатов постоянного тока, приводится в табл. 2.
Наименование параметров | Единица измерения | Перемотанный двигатель типа ДТИ-60 | Перемотанный двигатель типа ДК-255 |
---|---|---|---|
Рабочее напряжение | – | 550 | 550 |
Тип двигателя | – | Шунтовой | Шунтовой |
Число пазов якоря | шт. | 37 | 39 |
Схема обмотки якоря | – | Волновая | Волновая |
Число проводников секций | – | 8 | 6 |
Количество секций | шт. | 37 | 39 |
Размер проводника секции (голый) | мм | 3,28×3,8 | 3,05×3,05 |
Сопротивление якоря (при 20 °C) | Ом | 0,126 | 0,111 |
Число коллекторных пластин | шт. | 147 | 117 |
Число главных полюсов | шт. | 4 | 4 |
Соединение катушек между собой | – | Последовательное | Последовательное |
Размер проводника (голый) | мм | 1,68 | 1,16×2,44 |
Сечение проводника | мм2 | 2,2 | 2,62 |
Число витков катушек | – | 572 | 525 |
Ток в катушках | А | 5,12 | 7,28 |
Плотность тока | А/мм2 | 2,32 | 2,77 |
Сопротивление катушек (при 20 °C) | Ом | 13,24 | 9,02 |
Вес меди катушек | кг | 33,0 | 30,2 |
Число добавочных полюсов | шт. | 4 | 4 |
Число витков катушек | шт. | 42,5 | 34 |
Размер проводника (голый) | мм | 2,1×14,5 | 1,45×22 |
Сопротивление катушек (при 20 °C) | Ом | 0,069 | 0,0479 |
Вес меди катушек | кг | 33 | 23,8 |
Кроме перечисленных вагонов, в трамвайных хозяйствах существуют еще путеизмерительные вагоны, вагоны-лаборатории и вагоны-снегоочистители (табл. 3).
Наименование параметров | Единица измерения | Горьковский тип | Ленинградский тип | Киевский тип |
---|---|---|---|---|
Тип снегоочистителя | – | ГС-1 | ЛС-3 | С-01 |
Завод-изготовитель | – | Горьковский ВАРЗ | Ленинградский ВАРЗ № 1 | Киевский трамвайный завод |
Год выпуска | – | 1950 | 1951 | 1931 |
Тип тележки | – | Бестележечный | Бестележечный | Бестележечный |
Количество осей | шт. | 2 | 2 | 2 |
База вагона | мм | 3400 | 2600 | 2600 |
Диаметр колеса | мм | 780 | 780 | 780 |
Габаритная длина вагона по ворсу щетки | мм | 9740 | 8500 | 9000 |
Длина рамы | мм | 7922 | 8500 | 8300 |
Ширина габаритная по ворсу щеток | мм | 3025 | 2475 | 3300 |
Ширина рамы | мм | 2080 | 2130 | 2150 |
Высота от головки рельса: | ||||
– до пола кузова | мм | 1200 | 1170 | 1170 |
– до верха крыши | мм | 3475 | 3350 | 3300 |
Минимальный клиренс | м | 110 | 120 | 120 |
Вес снегоочистителя | т | 17,5 | 16,5 | 14,0 |
Тип тяговых двигателей | – | ДТИ-60 | ДТИ-60 | ДТИ-60 |
Тип контроллеров хода | – | МТ-1А | МТ-1А | ДК-4 |
Тип служебного тормоза | – | Воздушный колодочнобандажный | Воздушный колодочнобандажный | Воздушный колодочнобандажный |
Минимальный радиус кривой | м | 20 | 13 | 13 |
Тип запасного тормоза | – | Ручной | Ручной | Ручной |
Тип экстренного тормоза | – | Электрический | Электрический | Электрический |
Величина подъема и опускания щеток | мм | 150 | 110 | 140 |
Общая длина вала щеток | мм | 3060 | 2950 | 3742 |
Угол установки щеток к продольной оси | град. | 60 | 50 | 50 |
Ширина захвата подметания | мм | 2650 | – | 3000 |
Диаметр щеток | мм | 750 | 800 | 800 |
Диаметр барабана щеток | мм | 320 | 320 | 300 |
Ворс щеток: | ||||
а) диаметр троса | мм | 12 | 10 | 11 |
б) длина ворса | мм | 240 | 240 | 250 |
в) диаметр проволок ворса | мм | 1,2 | ||
Количество щеток (в двух комплектах) | шт. | 8 | 4 | 8 |
Привод щеток | – | Индивидуальный | Общий | Общий |
Тип электродвигателя щеток | – | ДК-202Б | ПТ-35А | ПТ-35А |
Количество двигателей щеток | – | 2 | 1 | 1 |
Мощность двигателя | кВт | 86 | 39,6 | 39,6 |
Скорость вращения двигателя | об/мин. | 1500 | 660 | 660 |
Передача на щетку через редуктор и цепную передачу: | ||||
а) передаточное число в редукторе | – | 1:4 | 1:4,40 | 1:4,40 |
б) передаточное число цепной передачи | – | 1:1,25 | 1:0,795 | 1:0,613 |
в) общее передаточное число | – | 1:5 | 1:3,50 | 1:2,70 |
Число оборотов щетки | об/мин. | 300 | 189 | 240 |
Шаг цепи | мм | 50,8 | 50,8 | 50,8 |
Контроллер управления щетками | – | Кнопочное | OW-17 | ДК-4 |
Тип компрессора | – | Э-300 | Осевой | Осевой |
Трамвайный моторный вагон-вышка
Моторный вагон-вышка служит для ремонта и монтажа контактной сети трамвая. Вагон снабжен подъемной монтажной площадкой и специальным смотровым люком для наблюдения за выносом контактного провода. Вагон-вышка в отличие от автовышки дает возможность производить проверку правильности выноса (зигзага) контактного провода от оси пути. Кроме того, он обеспечивает возможность производить ремонтные и монтажные работы на контактной сети с открытым и обособленным полотном, а также позволяет монтировать контактную сеть при строительстве путей в тех случаях, когда доступ на автовышке к путям затруднен.