Путевые машины и инструмент, применяемый на трамвайных путях при строительстве, ремонте и эксплуатации

Путевые машины и инструмент, применяемый на трамвайных путях при строительстве, ремонте и эксплуатации

Применение исправного и удобного инструмента является для производства работ на трамвайных путях одним из основных условий хорошей организации этих работ. Он обеспечивает возможность значительного повышения производительности труда рабочих и улучшение качества работ.

Измерительные инструменты и приборы

Главным инструментом для замера длины на работах на трамвайных путях служит рулетка. Рулетки для путевых работ принимаются длиной 2, 10 и 20 м.

Полотно стальной рулетки разбито на метры, сантиметры и миллиметры; при этом полотняная рулетка, как правило, разбита исключительно на сантиметры и метры.

В случаях, когда необходимо сделать замер с точностью до 1 мм, как, к примеру, замер куска рельса, измерение ширины колеи, замер длины стрелки и прочее, измерения делают стальной рулеткой.

Для проверки состояния рельсовой колеи трамвайного пути при определении ее ширины и положения рельсов трамвая в отношении одного к другому применяется инструмент под названием путевой шаблон. Есть шаблоны 2-х типов: постоянный (глухой), служащий для того, чтобы установить правильность нормальной ширины для колеи в 1524 или в 1532 мм и контрольный раздвижной, который применяют для того, чтобы измерить фактическую ширины колеи. Контрольный раздвижной шаблон снабжен еще уровнем, дающим возможность вместе с замером фактической ширины колеи произвести проверку горизонтальности головок трамвайных рельсов.

На путевых работах, заключающихся в подъемке трамвайного пути для определения возвышения одного рельса над другим, обычно применяются гладкая рейка из твердой породы дерева, съемный уровень, деревянная ступенчатая подкладка.

Для того, чтобы измерить величину радиуса кривых используют радиусомер (либо прогибомер), который дает в метрах величину радиуса по стреле прогиба рельса трамвая.

Инструменты для производства земляных работ на трамвайных путях

Главным ручным инструментом для земляных работ на трамвайных путях и работ, выполняемых с песчаным балластом, является лопата, выполненная из листовой стали штамповкой. В случае разработки твердого грунта и рыхления ручным методом используют остроконечные лом и кирку.

Земляные работы при устройстве и ремонте трамвайных путей являются наиболее трудоемкими, и поэтому их необходимо механизировать в первую очередь.

Из машин для механизации земляных работ применяются многоковшовые и одноковшовые экскаваторы, бульдозеры с трактором, рыхлители, а для перевозки грунта – автомашины-самосвалы, троллей-самосвалы и электропоезда-самосвалы различной грузоподъемности.

Инструменты для устройства основания трамвайного пути

Засыпка балласта осуществляется самосвалами на автомашинах или электропоездах. Разравнивание балласта производится лопатами, граблями. Для уплотнения балласта применяются трамбовки ручные или пневматические. Для подноски и укладки шпал применяются шпалоноски (клещи).

Уплотнение балласта под шпалой трамвайного пути осуществляется сначала деревянными штопками, затем подбойками ручными, а также электрическими вибрационного действия, или пневматическими ударного действия.

Для расшивки и пришивки шпал применяются лапы костыльные и молотки костыльные при креплении рельсов к шпалам костылями и ключи торцовые – при креплении рельсов шурупами.

Вывешивание (подъемка) трамвайного пути производится при помощи винтовых домкратов или домкратов с зубчатой рейкой, а также гидравлических или электрических домкратов.

Уплотнение бетона при бетонных конструкциях пути производится применением глубинных и поверхностных вибраторов.

Для механизации работ по устройству основания трамвайного пути, кроме электрифицированного или пневматического инструмента, применяются: моторные катки от 2 до 10 т для уплотнения балласта, автопогрузчики и экскаваторы для засыпки балласта, автопогрузчики для укладки шпал, путеподъемники, бетономешалки, бетоновозы, шпалоподбивочные машины и др.

Инструменты для устройства верхнего строения трамвайного пути

Для работ по переноске и для подтаскивания и кантовки рельсов и спецчастей применяются клещи и ломы, канаты или цепи с крюками, а также катки из труб или ролики для перемещения рельсов.

Для сборки верхнего строения (трамвайных рельсов и спецчастей) применяются: гаечные ключи – простые двусторонние, раздвижные, а также ручные непрерывного действия, ключ-аллигатор для завинчивания гаек и регулирования тяг, слесарное зубило, кузнечное зубило для срубки неподдающихся отбалчиванию гаек на болтах и тягах и для зачистки заусенцев в трамвайных рельсах, кувалды, оправки для выправления отверстий для болтов, трещотки для сверления отверстий в рельсах и пилы для резки рельсов.

Для изгибания рельсов применяются прессы Пейкерта как простые, так ч с гидравлическим приводом, а также боковые прессы; последние применяются также для выравнивания стыков.

Для механизации работ по устройству верхнего строения трамвайного пути, кроме электрифицированного и пневматического инструмента, применяются: тракторы, тележки для перевозки рельсов, автокраны, автопогрузчики, путерихтовщики, а для сварочных работ – электросварочные агрегаты, прессы и аппаратура для термитной сварки.

Инструменты для мостовых работ

Основным инструментом для мостовых работ являются: лопата, лом, маленькая лопаточка, молоток и трамбовка.

Работы по замощению штучным камнем наиболее трудно поддаются механизации и, кроме пневматических или механических с двигателем внутреннего сгорания трамбовок, моторных катков, да приспособлений для разломки мостовой в виде риппера как прицепного оборудования к трактору, никакие машины и механизмы не применяются.

Механизация эксплуатационных работ на трамвайных путях

Для механизации эксплуатационных работ применяются:

– для очистки пути и желобов – снегоочистители на трамвайном ходу и на автомашинах, уборочные машины, машины для очистки желобов, желобоочистительные тележки и т. п.;

– для смазки кривых – форсунка на вагоне или на автомашине для жидкой смазки или специальное приспособление для полугустой смазки;

– для посыпки уклонов – песочницы на трамвайных вагонах;

– для запиловки волнообразного износа – рельсошлифовщики на трамвайном ходу.

Краткая техническая характеристика машин, применяемых при строительстве, ремонте и эксплуатации трамвайных путей, приведена в табл. 1.

Таблица 1 — Краткая техническая характеристика машин, применяемых при строительстве, ремонте и эксплуатации трамвайных путей
Наименование машинПроизводительностьОсновные показателиГабарит в ммВес в кг
наименованиеколичестводлинаширинавысота
Рыхлитель Д-1624–6 га в сменуГлубина рыхления550 мм24004320
Ширина колеи1500 мм
Скрепер Д-183Б (прицепной двухосный к трактору ДТ-54)13–25 м3 в часЕмкость ковша2,25 м38700205024008000
Ширина резания1860 мм
Глубина резания150 мм
Скрепер Д-230 прицепной одноосный к трактору ДТ-54)13–25 м3 в часЕмкость ковша2,25 м37600299015207500
Ширина резания1860 мм
Глубина резания120 мм
Скрепер Д-147 (прицепной двухосный к трактору С-80)240–380 м3 в часЕмкость ковша6,0 м3131403150350018750
Ширина резания2592 мм
Глубина резания300 мм
Бульдозер Д-159 (с трактором АСХТЗ-НАТИ или ДТ-54)Высота отвала800 мм4250228022506450
Ширина захвата2250 мм
Заглубление отвала150 мм
Бульдозер Д-271 (с трактором С-80)Высота отвала1100 мм50003030256013300
Ширина захвата2950 мм
Заглубление отвала180 мм
Многоковшовый экскаватор МК-1200–270 м3 в сменуШирина захвата3,0 м780042003200
Глубина копания0,7 м
Экскаватор Э-505 (с дизелем КДМ-46)60–65 м3 в часЕмкость ковша0,5 м320000
Грузоподъемность крана10 т
Экскаватор Э-255 (с дизелем Д-54)30–45 м3 в часЕмкость ковша прямой и обратной лопаты0,25 м312300
драглайн0,25–0,35 м3
Грузоподъемность крана5 т
Моторный каток Д-83А1000–3000 м2 в сменуКолич. вальцев34200170018705000
Ширина укатки1660 мм
Путеподъемник с электрическим двигателем ТКВ-1Грузоподъемность20 т1318 (база)1678
Высота подъема800 мм
Путеподъемник с двигателем внутреннего сгорания M1-АГрузоподъемность12 т500 (база)1299
Высота подъема270 мм
Автокран К-31 с двигателем ЗИЛ-5Грузоподъемность3 т6200
Длина стрелы6 м
Автокран К-32 с двигателем ЗИЛ-150Грузоподъемность3 т7480
Длина стрелы6,5 м
Автокран К-51 с двигателем ЯАЗ-200Грузоподъемность5 т12830
Длина стрелы7,5 м
Автокран К-101 с двигателем КДМ-46Грузоподъемность10 т24200
Длина стрелы10 м
Автопогрузчик 4000-М с двигателем ГАЗ-51Грузоподъемность3 т4600224032005265
Емкость ковша1 м3
Высота подъема4–8 м
Передвижная электростанция ЖЭС-4 с двигателем Л-6Мощность в кВА4,019609101400400
Напряжение230 В
Тип генератораСГ-4с
Передвижная электростанция ЖЭС-9 с двигателем Л-12Мощность в кВА9,018459101115550
Напряжение230 В
Тип генератораСГ-9с
Передвижная электростанция ЖЭС-30Мощность в кВА30,02175109315602400
Напряжение400/230 В
Тип генератораСГС-30/6
Передвижной компрессор АПКС-6 самоходный с двигателем ЗИЛ-1506 м3 мин.Мощность в л. с.90
Рабочее давление7 атм
Компрессор прицепной на пневматиках ЗИФ-55 с двигателем ЗИЛ-1506 м3 мин.Мощность в л. с.90
Рабочее давление7 атм
Электросварочный агрегат САК-2Г-I с двигателем ГАЗ-МКСварочный ток280 А190082013701100
Мощность7,5 кВт
Сварочный генератор30 л. с. СМГ-2Г-II
Электросварочный агрегат САК-2Г-II с двигателем У-2Сварочный ток280 А234090013201050
Мощность7,5 кВт
Сварочный генератор28 л. с. СМГ-2Г-II
Гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ с двигателем мощн. 52 л. с.Сила тяги на крюке2500 кг3760189023505100
Колея гусеницы1435 мм
Ширина гусеницы390 мм
Гусеничный трактор ДТ-54 с двигателем мощностью 54 л. с.Сила тяги на крюке2850 кг3660186523005400
Колея гусеницы1435 мм
Ширина гусеницы390 мм
Гусеничный трактор С-80 с двигателем мощностью 93 л. с.Сила тяги на крюке8800 кг42282456276911400
Колея гусеницы1880 мм
Ширина гусеницы500 мм
Колесный трактор СХТЗ с двигателем мощностью 30 л. с.Скорость7,4 км/час3485168524503000
Диаметр колес864 и 1270 мм
Электрическая шпалоподбивочная машинаМощность электродвигателя передвижения2,8 кВт1700
Мощность восьми шпалоподбоек ЭШП-32,0 кВт
Подметальная машина ПС-330000 м2/часСкорость20 км/час4026
Ширина полосы2550 мм
Число оборотив250 об/мин.
Подметальная машина ПУ-830000 м2/часСкорость9,5–16,2 км/час
Ширина полосы2650 мм

Техническая характеристика для грузовых автомобилей, применяемых при строительстве, ремонте и эксплуатации трамвайных путей, отражена в табл. 2.

Таблица 2 — Техническая характеристика для грузовых автомобилей, применяемых при строительстве, ремонте и эксплуатации трамвайных путей
Тип автомашинГрузоподъемность в тМощность двигателей в л. с.Размеры кузова в ммГабаритные размеры в ммВес без груза в кг
длинаширинавысотадлинаширинавысота
ГАЗ-512,570294019905405525220021302710
ЗИЛ-1504,090354022506006720238521753900
ЯАЗ-2007,0110450024806007620262524306550
ГАЗ-932,2570230018004005200210021303100
ЗИЛ-5853,590255020605005940229021754210
МАЗ-2055,0110300020007856065261524306700

В табл. 3 приводится набор электроинструментов для работ на трамвайных путях.

Таблица 3 — Набор электроинструментов для работ на трамвайных путях
Наименование инструментаНазначениеКраткая техническая характеристика
Электрическая шпалоподбойка ЭШП-3Для подбивки балласта под шпалыЭлектродвигатель (трехфазного тока): мощность 0,25 кВт, напряжение 220 В, скорость вращения 2800 об/мин., вес 20 кг
Рельсорезный станокДля резки рельсовЭлектродвигатель (трехфазного тока): мощность 1 кВт, напряжение 220 В, скорость вращения 2880 об/мин., время одного реза 12–15 мин., вес 100 кг
Рельсошлифовальная машина И-54Для шлифовки стыков, мест сварки рельсов, крестовин и стрелокЭлектродвигатель (трехфазного тока): мощность 1 кВт, напряжение 220 В, скорость вращения 2880 об/мин., вес 10,2 кг
Рельсосверлильный станокДля сверления отверстий в рельсахЭлектродвигатель (трехфазного тока); мощность 0,6 кВт, напряжение 127/220 В, скорость вращения 1430 об/мин., диаметр наибольшего сверления 28 мм, вес 30 кг
ЭлектроключДля завертывания и отвертывания шурупов, крепящих рельсы к шпаламЭлектродвигатель (трехфазного тока): мощность 1 кВт, напряжение 220 В, скорость вращения 1500 об/мин., вес 75 кг
Электрические вибраторы:Для уплотнения бетона при его укладке: 
а) поверхностные вибраторы И-7а) при бетонировании горизонтальных поверхностейЭлектродвигатель (трехфазного тока): мощность 0,4 кВт, напряжение 36 В, скорость вращения – 2800 об/мин., толщина уплотняемого слоя 20–25 мм, вес 23 кг
б) электровиброрейка И-52б) то жеЭлектродвигатель (трехфазного тока): мощность 0,4 кВт, напряжение 36 В, скорость вращения 2800 об/мин., вес 120 кг
в) электровибробулава И-22в) для уплотнения бетона путем погружения вибрирующего элемента в бетонную массуЭлектродвигатель: мощность 0,45 кВт, напряжение 36 В, скорость вращения 2800 об/мин., вес 30 кг
Электросверлилка по дереву И-27Для сверления отверстий в шпалах и др.Электродвигатель: мощность 0,6 кВт, напряжение 127/220 В, скорость вращения 2750 об/мин., наибольший диаметр 26 мм, общий вес 16,5 кг

Набор пневматических инструментов для работ на трамвайных путях дается в табл. 4.

Таблица 4 — Набор пневматических инструментов для работ на трамвайных путях
Наименование инструментаНазначениеКраткая техническая характеристика
Пневматическая шпалоподбойкаДля подбивки балластом шпалыДавление воздуха – 5–6 атм, расход воздуха – 0,75 м3/мин, число ударов в минуту – 1600, вес – 16 кг
Пневматический бурильный молоток (перфоратор) БМ-13Для бурения скважин (шпуров) глубиной до 4 м и диаметром 50–60 мм в бетоне и скальных породахРучного типа, нормальное давление воздуха – 5,5 атм, глубина бурения – 2–4 м, число ударов в минуту – 1650, расход воздуха – около 2 м3/мин, вес – 17,5 кг
Пневматический бетонолом И-37Для разработки твердых грунтов, бетона, асфальтобетона и пр.Ручного типа, рабочее давление воздуха – 5–6 атм, число ударов в минуту – 1400, вес – 24,5 кг
Отбойный молоток ОМСП-5Для разработки грунтов, мягких горных пород, бетона, дорожных покрытий и пр.Рабочее давление воздуха – 4 атм, расход воздуха – 1 м3/мин, число ударов в минуту – 950, вес – 9,5 кг
Пневматическая сверлильная машина И-34АДля сверления отверстий в металле (рельсах)Наибольший диаметр сверления – 32 мм, рабочее давление воздуха – 4–5 атм, расход воздуха – 2 м3/мин, мощность двигателя – 2 л. с., скорость вращения – 270 об/мин., вращение шпинделя – правое, вес – 14 кг
Пневматическая роторная шлифовальная машина И-44Для шлифования стыков, мест сварки рельсов, крестовин и стрелокРабочее давление воздуха – 5–6 атм, расход воздуха – 1,6 м3/мин, скорость вращения шпинделя при нормальной нагрузке – 500 об/мин., вращение шпинделя – правое, мощность двигателя – 0,3 л. с., вес – 5 кг

Ниже приводится перечень основного путевого инструмента и машин, которые необходимы для строительства и ремонта трамвайных путей.

1. Глухой четырехрожковый путевой шаблон.
2. Контрольный раздвижной шаблон.
3. Прибор для измерения радиуса кривизны в рельсах (радиусомер).
4. Клещи для переноски шпал (шпалоноски).
5. Подбойка маховая.
6. Подбойка торцовая.
7. Лапа костыльная.
8. Молоток костыльный.
9. Ключ торцовый для шурупов.
10. Винтовой домкрат для подъемки пути системы Дергачева.
11. Путевой домкрат с зубчатой рейкой.
12. Гидравлический домкрат для подъемки пути.
13. Клещи для переноски рельсов.
14. Гаечный ключ.
15. Гаечный ключ непрерывного действия.
16. Ключ-аллиатор.
17. Пресс Пейкерта с гидравлическим приводом.
18. Пресс боковой.
19. Рель-совозный вагон (машина).
20. Прицепной рыхлитель (риппер).
21. Бульдозер.
22. Многоковшовый экскаватор.
23. Экскаватор.
24. Экскаватор-кран.
25. Моторный каток.
26. Путеподъемник.
27. Автопогрузчик.
28. Передвижная электростанция.
29. Автокомпрессор.
30. Электросварочный агрегат.
31. Трактор колесный.
32. Гусеничный трактор.
33. Комплект инструментов и механизмов для термитной сварки трамвайных рельсов, резки рельсов, запиловки и зашлифовки после сварки.

Для эксплуатации трамвайных путей применяются следующие вагоны и машины:
1. Плуговой снегоочиститель.
2. Щеточный снегоочиститель.
3. Роторный снегоочиститель.
4. Рельсошлифовальный вагон.
5. Рельсосмазочный вагон.
6. Желобоочистительная тележка.
7. Аварийная трамвайная автомашина.
8. Подметальная машина.
9. Путеизмерительный вагон.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.