Система ремонтов трамвайного пути должна основываться на нормальном износе и деформациях отдельных элементов путевого устройства, вызывающих необходимость периодического восстановления эксплуатационных норм и допусков в содержании колеи рельса, нарушаемых в процессе эксплуатации трамвайного пути.
Правилами технической эксплуатации трамвая установлена следующая классификация путевых ремонтно-строительных работ:
а) строительство новых путей;
б) реконструкция и переустройство старых;
в) капитальный ремонт;
г) средний или планово-предупредительный ремонт;
д) профилактический ремонт, выполняемый в порядке текущего содержания путей;
е) аварийно-восстановительный ремонт.
Система ремонтов трамвайных путей обеспечивает соответствующее ПТЭ (правилам технической эксплуатации) состояние путей, не нарушающее требования благоустройства города, а также способствует бесперебойному движению с максимально допустимой скоростью. Эта система включает в себя все виды ремонтов, которые предусматриваются правилами технической эксплуатации.
Капитальный ремонт трамвайных путей
Такой ремонт обеспечивает доведение ремонтируемого трамвайного пути до состояния, соответствующего проекту путевого устройства.
При капитальном ремонте выполняются следующие работы:
а) инструментальная проверка и исправление искажений продольного, а также поперечного профилей и плана реконструируемой линии или узла. В случае необходимости в трамвайный путь вводятся переходные кривые;
б) сплошная замена трамвайных рельсов на прямых и кривых новыми и замена стрелочных переводов и крестовин пересечений и входящих в их состав рельсов; сборка отдельных частей узла в соответствии с проектной эпюрой и сборка кривых в узлах; сварка стыков (кроме температурных); постановка новых скреплений и восстановление старых; приварка электрических соединений.
Примечание. При отсутствии новых трамвайных рельсов может быть допущена укладка при капитальном ремонте старогодных рельсов, по своему состоянию способных обеспечить работу в течении срока не менее половины установленного периода между капитальными ремонтами;
в) сплошная замена шпал и переводных брусьев в трамвайных путях и узлах новыми с постановкой на подкладки рельсов; добавление шпал при усилении основания. Устанавливание противоугонов.
г) проверка качества балласта и его количества под трамвайными шпалами; замена новым негодного балласта с доведением толщины слоя балласта до нормы и сплошной подъемкой пути.
д) устранение дефектов земляного полотна (пучины, осадка, балластные корыта и т. д.);
е) устройство новых, восстановление, а также ремонт водоотводных сооружений трамвайного пути;
ж) восстановление профиля прилегающего покрытия дороги, нарушенного при ремонте;
з) уширение земляного полотна линий загородных;
и) замена, а также постановка контррельсов, а кроме того регулировка ширины желоба;
к) засыпка открытых путей крупным балластом на обособленном полотне до уровня нижней поверхности головки трамвайного рельса.
Планово-предупредительный (средний) ремонт трамвайных путей
В период работы трамвайного пути между капитальными ремонтами в целях устранения значительных неисправностей, нарушающих плавный ход подвижного состава (искажение продольного профиля, поперечного профиля и плана пути, значительное количество износившихся или пришедших в негодность отдельных элементов верхнего и нижнего строений, трамвайных рельсов, скреплений, шпал, засорение балласта, нарушение водоотвода и т. п.), периодически, в плановом порядке, производится планово-предупредительный ремонт с частичным обновлением и приближением его к первоначальному состоянию.
При производстве планово-предупредительного ремонта трамвайного пути выполняются следующие работы:
а) исправляются искажения продольного профиля,поперечного профиля и плана трамвайного пути с применением для кривых участков и спецчастей инструментальной разбивки. Инструментальная разбивка делается и на прямых участках пути при большой величине искажений;
б) ремонтируются шпалы в трамвайном пути и производится одиночная (сезонная) смена негодных шпал в количестве до 300 штук на 1 километр одиночного пути (преимущественно шпалами, бывшими в деле, снятыми при капитальном ремонте и по сроку службы близкими к шпалам, лежащим в пути), заменяются негодные противоугонные приспособления с добавлением недостающих;
в) производится сплошная подъемка трамвайного пути с заменой под шпалами до 20% загрязненного балласта;
г) досыпается и оправляется балластная призма;
д) вырезаются отдельные куски трамвайных рельсов, поврежденных и предельно изношенных, и заменяются старогодными рельсами, по износу к рельсам близкими, лежащим в пути, со сваркой стыков;
е) проверяется и частично перешивается рельсовая колея, заменяются отдельные негодные тяги; разгоняются стыковые зазоры;
ж) ремонтируются все температурные сборные стыки с сортировкой, а также обновлением скреплений, с наплавлением и шлифованием сбитых кондов трамвайных рельсов; исправляются стыковые электрические соединения и ставятся отсутствующие;
з) производится электронаплавка рельсов в кривых;
и) ремонтируются и прочищаются все водоотводные сооружения;
к) ремонтируются электронаплавкой стрелки и крестовины;
л) проверяются и заменяются стрелочные перья, регулируются стрелочные тяги, замыкатели и корневое крепление пера.
При планировании планово-предупредительного ремонта трамвайных путей, в отношении сроков и объема работы, следует руководствоваться реальными, имеющими место в данном трамвайном хозяйстве сроками службы тех или иных элементов пути.
Необходимость в среднем ремонте определяется актом комиссии, ежегодно назначаемой руководителем трамвайного предприятия.
Профилактический ремонт трамвайных путей (текущее содержание пути)
Основная задача профилактического ремонта трамвайного пути – не допускать появления неисправностей на путях, предупреждать и своевременно устранять их появление.
Профилактический ремонт основан на принципе обеспечения постоянно исправного трамвайного пути и устранения отдельных его дефектов, выявленных повседневным осмотром.
При профилактическом ремонте трамвайных путей выполняются следующие работы:
а) частичная смена отдельных рельсов трамвая, имеющих износ предельный, и постановка кусков рельсов взамен имеющих местные повреждения (различные трещины, выколы, отслоения);
б) одиночная смена шпал трамвайного пути с заменой загрязненного балласта;
в) подъемка частичная трамвайного пути при наличии местных просадок, толчков, перекосов и т. п., с заменой загрязненного балласта;
г) при предельном износе губки у желобчатого рельса постановка контррельсов либо смена контррельсов в путях из ж/д рельсов в случае износа их головки;
д) смена и постановка отдельных тяг; смена производится при наличии лопнувших тяг, неисправности резьбы и т. п.; постановка вновь – как временная мера, когда имеются местные уширения пути при имеющихся изношенных шпалах;
е) осуществление смены и постановки отдельных накладок; смену делают при износе, а постановку делают при поперечных трещинах рельсов либо разрывах;
ж) ремонт стыков сборных с заменой негодных болтов, а также подбивкой шпал;
з) осуществление смены костылей в случае отломов головки либо износе костыля более чем на 6 мм (по толщине); эти работы делаются одновременно с перешивкой трамвайного пути;
и) исправление колеи путем перешивки либо регулирования тяг;
к) осуществление рихтовки трамвайного пути;
л) регулировка ширины желоба между трамвайным рельсом и контррельсом;
м) смена стрелочного пера;
н) исправление пучин с заменой балластного слоя и отводом воды – в случае верховых пучин, и смена пучинистого грунта до глубины, на котором происходит промерзание, с устройством дренажей – в случае коренных пучин;
о) перемощение мостовой в случае обнаружения ямочных просадок и других расстройств;
п) проведение электросварочных работ для наплавки головок рельсов трамвая в стыках с укреплением стыка, а также стыковых шпал;
р) наплавка трамвайных рельсов в кривых;
с) заварка трещин в стрелках и трещин крестовинах, наплавка пяты пера, плечиков, острия пера, приварка сухарей, наплавка наката желобов, наплавка остряков и губок рельсов;
т) приварка электрических соединений;
у) сварка стыков;
ф) ополка травы в трамвайных путях;
х) очистка путей от снега и льда;
ц) посыпка уклонов песком;
ч) смазка трамвайных рельсов в кривых;
ш) содержание в чистоте и исправности, смазка стрелок и стрелочных механизмов;
щ) очистка желобов и подметание путей;
э) содержание и ремонт водоотводов.
Аварийно-восстановительный ремонт трамвайных путей
При таком виде ремонта трамвайного пути быстро ликвидируются внезапно возникшие неисправности пути. К ним относятся: смена лопнувших трамвайных рельсов, спецчастей и рельсов с образовавшимися выколами и трещинами, ликвидация неисправностей пути, образовавшихся в результате происшедшего схода вагона, ликвидация внезапно образовавшихся просадок, толчков, провалов и размывов пути, устранение других внезапно возникающих неисправностей, угрожающих безопасности и бесперебойности движения.
Ремонт бетонных конструкций трамвайного пути
Для жестких бетонных конструкций трамвайного пути система ремонтов значительно отличается от приведенной выше, а именно: планово-предупредительный (средний) ремонт не производится, а система ремонтов будет состоять из трех видов:
а) капитального;
б) профилактического, выполняемого в порядке текущего содержания;
в) аварийно-восстановительного.
Капитальный ремонт трамвайного пути заключается в замене износившихся рельсов новыми с восстановлением дефектов бетонного основания.
Аварийный ремонт трамвайных путей производится по такой же системе, что и для шпальных оснований.
Работы по профилактическому ремонту заключаются в следующем:
а) периодически проверяется путь механическим путеизмерителем, осмотром пути линейным персоналом;
б) очищаются трамвайные пути, желоба, дренажи и водостоки, смазываются кривые участки пути;
в) производится периодическая запиловка волнообразного износа рельсов;
г) нагнетается цементный раствор под подошву трамвайных рельсов и в боковые щели между рельсом и бетоном в случае просадки рельсов в бетоне;
д) нагнетается цементный раствор между бетонной плитой и грунтом при просадке плиты;
е) ремонтируются лопнувшие стыки или рельсы с восстановлением бетонной конструкции;
ж) наплавляются местные выбоины и отслоения в трамвайных рельсах с последующей зашлифовкой их;
з) заделываются трещины и швы в асфальтовом покрытии;
и) частично заменяется асфальтовое покрытие при образовании гребешков или раскрашивании;
к) производится поверхностная обработка асфальтовых покрытий;
л) делается сплошная наплавка головки и губки рельса трамвайного пути при ее износе.