Основное удельное сопротивление движению трамвайного вагона w0 не поддается точному теоретическому подсчету из-за сложности определения ряда составляющих его величин, поэтому суммарное значение w0 вычисляется опытным путем. Такое экспериментальное определение удельного сопротивления движению трамвайных вагонов, проведенное в Ленинграде и Москве еще в СССР, привело к созданию эмпирических формул, дающих возможность подсчета величины основного удельного сопротивления движению w0 в зависимости от скорости движения вагона.
Ряд эмпирических формул для подсчета w0 = f(v) выведен зарубежными исследователями.
Так как общее сопротивление движению трамвайных вагонов (поездов) колеблется в весьма широких пределах в зависимости от состояния пути, то уточнение эмпирических формул с разделением их на периоды движения под током и по инерции, что делается некоторыми авторами таких формул, не имеет смысла. Поэтому все нижеприведенные эмпирические формулы могут быть использованы для обоих видов движения.
Формула профессора А. Б. Лебедева (Ленинград):
где: Q – вес поезда в т;
Sм – площадь проекции трамвайного вагона на плоскость, нормальную к оси пути, в м2;
v – скорость в км/час;
nв – число вагонов в поезде.
Формула А. Х. Зильберталя:
Для моторного вагона трамвая (1):
Для прицепного вагона трамвая (2):
Формулы Московского энергетического института:
Для моторного вагона (3):
Для прицепного вагона (4):
Для предварительных расчетов можно руководствоваться средними величинами, полученными из практики:
Для моторного вагона (5):
Для прицепного вагона (6):
Какое-то время назад появились трамвайные вагоны с подрезиненными бандажами колес. Сопротивление движению вагонов с таким исполнением колес полностью не исследовано, но те немногие замеры w0, которые проведены в Москве, показывают, что величина сопротивления у таких трамвайных вагонов выше, чем у вагонов с обыкновенными колесами. Ориентировочно можно подсчитывать w0 для этого случая по формулам (1 или 3) с увеличением получаемых значений на 2–2,5 кг/т.
Температура окружающего воздуха оказывает большое влияние на удельное сопротивление движению. При подсчетах расхода энергии на движение вагона трамвая зимой рекомендуется к величине w0, подсчитанной по одной из приведенных выше формул, вводить поправку, исчисленную по формуле:
где τ° – температура воздуха в градусах ниже нуля.