Характеристики тяговых электродвигателей вагонов подвижного состава трамвая на валу двигателя и на ободе колеса

Характеристики тяговых электродвигателей вагонов подвижного состава трамвая на валу двигателя и на ободе колеса

Характеристики на валу двигателя

Заводские характеристики тягового двигателя трамвайного вагона чаше всего представляют собой зависимость скорости вращения якоря двигателя, момента вращающего на валу двигателя, а кроме того КПД от тока якоря двигателя при постоянном значении напряжения, подведенного к коллектору, и определенной системе возбуждения, т. е. характеристики: n = f(Iя), M = f(Iя) и ηдв = f(Iя).

Характеристики на ободе колеса

В условиях эксплуатации целесообразнее иметь характеристики не на валу двигателя, а на ободе колеса трамвайного вагона, т. е. не число оборотов в минуту, а скорость в км/час, не момент, а усилие тяги в кг. Кроме того, необходимо иметь КПД не только двигателя, но суммарный, учитывающий потери и в редукторе, т.е. характеристики: v = f(Iя), F = f(Iя), ηк = f(Iя).

Для перестроения характеристик с вала двигателя на обод колеса вагона трамвая пользуются формулами:

Формула

где: v – искомая скорость в км/час, соответствующая n об/мин.;

Dк – диаметр колеса в м;

μ – передаточное число редуктора;

Формула

где: F – искомое тяговое усилие в кг, соответствующее M кгм;

ηз – КПД редуктора, учитывающий потери в передаче.

Исчерпывающих данных о потерях в передаточных механизмах различных систем до настоящего времени не имеется. В стандарте на тяговые двигатели (ГОСТ 2582–50) для случая простой зубчатой передачи приведены данные о потерях в передаче и в моторно-осевых подшипниках. На основании этих данных можно составить таблицу изменения КПД передачи от токовой нагрузки якоря двигателя трамвая (табл. 1).

Таблица 1 — Изменения КПД передачи от токовой нагрузки якоря трамвайного двигателя
Сила потребляемого тока в % от часового253040506075100125150200
КПД91,593,395,596,397,397,597,597,397,096,5

Очень часто заводы-изготовители тяговых двигателей трамваев принимают КПД редуктора независимым от передаваемой мощности и равным 96–97%.

Формулы (64 и 65) дают возможность определить, как влияет на скорость и усилие тяги изменение диаметра колеса трамвайного вагона и передаточного числа. Если при диаметре колеса D1 и передаточном числе μ1 при токе I1 скорость была равной v1 а усилие тяги F1 то при диаметре D2 и передаточном числе μ2 при том же токе якоря новую скорость и усилие тяги v2 и F2 можно определить по формулам:

Формула

Формула

Закладка Постоянная ссылка.