Характеристики на валу двигателя
Заводские характеристики тягового двигателя трамвайного вагона чаше всего представляют собой зависимость скорости вращения якоря двигателя, момента вращающего на валу двигателя, а кроме того КПД от тока якоря двигателя при постоянном значении напряжения, подведенного к коллектору, и определенной системе возбуждения, т. е. характеристики: n = f(Iя), M = f(Iя) и ηдв = f(Iя).
Характеристики на ободе колеса
В условиях эксплуатации целесообразнее иметь характеристики не на валу двигателя, а на ободе колеса трамвайного вагона, т. е. не число оборотов в минуту, а скорость в км/час, не момент, а усилие тяги в кг. Кроме того, необходимо иметь КПД не только двигателя, но суммарный, учитывающий потери и в редукторе, т.е. характеристики: v = f(Iя), F = f(Iя), ηк = f(Iя).
Для перестроения характеристик с вала двигателя на обод колеса вагона трамвая пользуются формулами:
где: v – искомая скорость в км/час, соответствующая n об/мин.;
Dк – диаметр колеса в м;
μ – передаточное число редуктора;
где: F – искомое тяговое усилие в кг, соответствующее M кгм;
ηз – КПД редуктора, учитывающий потери в передаче.
Исчерпывающих данных о потерях в передаточных механизмах различных систем до настоящего времени не имеется. В стандарте на тяговые двигатели (ГОСТ 2582–50) для случая простой зубчатой передачи приведены данные о потерях в передаче и в моторно-осевых подшипниках. На основании этих данных можно составить таблицу изменения КПД передачи от токовой нагрузки якоря двигателя трамвая (табл. 1).
Сила потребляемого тока в % от часового | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 | 75 | 100 | 125 | 150 | 200 |
КПД | 91,5 | 93,3 | 95,5 | 96,3 | 97,3 | 97,5 | 97,5 | 97,3 | 97,0 | 96,5 |
Очень часто заводы-изготовители тяговых двигателей трамваев принимают КПД редуктора независимым от передаваемой мощности и равным 96–97%.
Формулы (64 и 65) дают возможность определить, как влияет на скорость и усилие тяги изменение диаметра колеса трамвайного вагона и передаточного числа. Если при диаметре колеса D1 и передаточном числе μ1 при токе I1 скорость была равной v1 а усилие тяги F1 то при диаметре D2 и передаточном числе μ2 при том же токе якоря новую скорость и усилие тяги v2 и F2 можно определить по формулам: