Современные тяговые двигатели постоянного тока выполняются цельнокорпусными с самовентиляцией.

Вентилируемые двигатели охлаждаются тем интенсивнее, чем быстроходнее двигатель. Однако чрезмерно увеличивать скорость вентилируемого воздуха нельзя, так как при этом значительно возрастают потери на вентиляцию. Предельной вентиляцией следует считать подачу воздуха от 2,2 до 2,5 м3 в минуту на 1 кВт тепловых потерь в двигателе.

Количество воздуха для вентиляции определяется по формуле:

Основные параметры тяговых двигателей - Часть 3

Где: 1, 2 —коэффициент неравномерности обдувания воздухом;

ΣP —сумма потерь при длительной мощности в кВт;

τВ — перегрев воздуха, выходящего из двигателя, над окружающей температурой;

СВ — теплоемкость воздуха.

В современных тяговых двигателях применяются следующие системы вентиляции:

1) параллельная — воздух проходит параллельно через аксиальные каналы якоря и между полюсами и якорем;

Основные параметры тяговых двигателей - Часть 3

Рис. 96. Конструкция тягового двигателя ДТИ-60.

2) последовательная — направление вентилируемого воздуха в аксиальных каналах противоположно его направлению в зазоре между полюсами и якорем (рис. 98);

3) смешанная — аналогична последовательной, с той лишь разницей, что выход нагретого воздуха происходит с одной стороны остова двигателя, а вход — с двух сторон (рис. 99).

Основные параметры тяговых двигателей - Часть 3

Рис. 97. Конструкция тягового двигателя ДК-255А.

Основные параметры тяговых двигателей - Часть 3

Рис. 98. Схема последовательной вентиляции тягового двигателя.

В табл. 91—98 приведены конструктивные и технологические данные тяговых двигателей.

Габаритные размеры тяговых двигателей подвесно-осевого типа см. на рис. 100.

Основные параметры тяговых двигателей - Часть 3

Рис. 99. Схема смешанной вентиляции тягового двигателя.

Основные параметры тяговых двигателей - Часть 3

Рис. 100. Габариты тягового двигателя подвесно-осевого типа.

Основные параметры тяговых двигателей - Часть 3

Габаритные размеры тяговых двигателей с независимой подвеской см. на рис. 101.

Основные параметры тяговых двигателей - Часть 3

Рис. 101. Габариты тягового двигателя с независимой подвеской.

Основные параметры тяговых двигателей - Часть 3

Рис. 102. Эскиз коллекторной пластины.